Массовая культура... отвлекает людей от реальной жизни, питает их вымышленными картинами, погружает общество в летаргический сон. Многие социальные критики призывают осознать пагубную роль массовой культуры и внести коррективы в её практику.
Культурфилософы пишут о том, что массовая культура привела к разрушению личности. Любовь изображается стандартными способами: избитые слова, трафаретные сцены... бесконечно много убийств и насилия. Язык многих народов становится всё грубее и примитивнее... Человек стал поживой манипуляции, он целиком опутан клейкими грёзами массовой культуры. Настала пора манипулирования массовым сознанием, когда можно дирижировать модой, досугом и поведением людей.
Однако в осмыслении массовой культуры определилась и другая тенденция... Исследователи также отмечают, что массовая культура выполняет в определённом смысле даже полезную психотерапевтическую функцию в обществе. Огромные психологические нагрузки, которые падают сегодня на каждого человека, вызывают у него потребность отвлечься от реальности, освободиться от стрессов. И здесь массовая культура оказывается незаменимой.
В условиях традиционного общества поведение человека регулировалось в основном действием стихийных экономических сил и традиций, а не прямым давлением со стороны социальных институтов, которые предумышленно стремились бы проникнуть в эмоционально-психологический мир человека... В современном обществе возникает потребность в прямом регулировании поведения людей. Массовое сознание начинает подвергаться всё более мощной и целенаправленной обработке, принимающей «индустриальные формы». Сегодня не обойтись без развёрнутой «индустрии сознания», цель которой заключается в том, чтобы добиться унификации духовной жизни, стандартизации интеллектуальных реакций, дабы удержаться в рамках усложнившейся в современном обществе социальной структуры.
Опираясь на содержание текста, знания курса и личный социальный опыт, укажите три любые черты (особенности) массовой культуры как «индустрии сознания».
В правильном ответе могут быть указаны такие черты (особенности).
1. Современная массовая культура и СМИ, её распространяющие, являются, по сути, промышленным производством (воздействие на массовое сознание приобретает индустриальные формы).
2. Воздействие массовой культуры на сознание людей становится мощным, целенаправленным, масштабным.
3. Массовая культура стремится проникнуть в эмоционально-психологический мир человека, воздействуя на его сознание.
4. Образцы и стандарты поведения, формируемые массовой культурой, становятся нередко элементом индивидуального и коллективного сознания.
5. Массовая культура способствует манипуляции массовым сознанием.
Могут быть указаны иные черты (особенности).

