Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 20 № 10732
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Мас­со­вая куль­ту­ра... от­вле­ка­ет людей от ре­аль­ной жизни, пи­та­ет их вы­мыш­лен­ны­ми кар­ти­на­ми, по­гру­жа­ет об­ще­ство в ле­тар­ги­че­ский сон. Мно­гие со­ци­аль­ные кри­ти­ки при­зы­ва­ют осо­знать па­губ­ную роль мас­со­вой куль­ту­ры и вне­сти кор­рек­ти­вы в её прак­ти­ку.

Куль­тур­фи­ло­со­фы пишут о том, что мас­со­вая куль­ту­ра при­ве­ла к раз­ру­ше­нию лич­но­сти. Лю­бовь изоб­ра­жа­ет­ся стан­дарт­ны­ми спо­со­ба­ми: из­би­тые слова, тра­фа­рет­ные сцены... бес­ко­неч­но много убийств и на­си­лия. Язык мно­гих на­ро­дов ста­но­вит­ся всё гру­бее и при­ми­тив­нее... Че­ло­век стал по­жи­вой ма­ни­пу­ля­ции, он це­ли­ком опу­тан клей­ки­ми грёзами мас­со­вой куль­ту­ры. На­ста­ла пора ма­ни­пу­ли­ро­ва­ния мас­со­вым со­зна­ни­ем, когда можно ди­ри­жи­ро­вать модой, до­су­гом и по­ве­де­ни­ем людей.

Од­на­ко в осмыс­ле­нии мас­со­вой куль­ту­ры опре­де­ли­лась и дру­гая тен­ден­ция... Ис­сле­до­ва­те­ли также от­ме­ча­ют, что мас­со­вая куль­ту­ра вы­пол­ня­ет в опре­делённом смыс­ле даже по­лез­ную пси­хо­те­ра­пев­ти­че­скую функ­цию в об­ще­стве. Огром­ные пси­хо­ло­ги­че­ские на­груз­ки, ко­то­рые па­да­ют се­год­ня на каж­до­го че­ло­ве­ка, вы­зы­ва­ют у него по­треб­ность от­влечь­ся от ре­аль­но­сти, осво­бо­дить­ся от стрес­сов. И здесь мас­со­вая куль­ту­ра ока­зы­ва­ет­ся не­за­ме­ни­мой.

В усло­ви­ях тра­ди­ци­он­но­го об­ще­ства по­ве­де­ние че­ло­ве­ка ре­гу­ли­ро­ва­лось в ос­нов­ном дей­стви­ем сти­хий­ных эко­но­ми­че­ских сил и тра­ди­ций, а не пря­мым дав­ле­ни­ем со сто­ро­ны со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов, ко­то­рые пре­ду­мыш­лен­но стре­ми­лись бы про­ник­нуть в эмо­ци­о­наль­но-пси­хо­ло­ги­че­ский мир че­ло­ве­ка... В со­вре­мен­ном об­ще­стве воз­ни­ка­ет по­треб­ность в пря­мом ре­гу­ли­ро­ва­нии по­ве­де­ния людей. Мас­со­вое со­зна­ние на­чи­на­ет под­вер­гать­ся всё более мощ­ной и це­ле­на­прав­лен­ной об­ра­бот­ке, при­ни­ма­ю­щей «ин­ду­стри­аль­ные формы». Се­год­ня не обой­тись без развёрну­той «ин­ду­стрии со­зна­ния», цель ко­то­рой за­клю­ча­ет­ся в том, чтобы до­бить­ся уни­фи­ка­ции ду­хов­ной жизни, стан­дар­ти­за­ции ин­тел­лек­ту­аль­ных ре­ак­ций, дабы удер­жать­ся в рам­ках услож­нив­шей­ся в со­вре­мен­ном об­ще­стве со­ци­аль­ной струк­ту­ры.

 

П. С. Гу­ре­вич

Опи­ра­ясь на со­дер­жа­ние тек­ста, опре­де­ли­те, какие три объ­ек­тив­ных фак­то­ра спо­соб­ству­ют рас­ши­ре­нию вли­я­ния мас­со­вой куль­ту­ры в со­вре­мен­ном об­ще­стве.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть на­зва­ны такие фак­то­ры.

1.  Огром­ные фи­зи­че­ские и пси­хо­ло­ги­че­ские на­груз­ки со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка (не­об­хо­ди­мо как-то ком­пен­си­ро­вать эти на­груз­ки, что поз­во­ля­ет сде­лать мас­со­вая куль­ту­ра: про­из­ве­де­ния со­дер­жа­тель­но и об­раз­но про­сты, ори­ен­ти­ро­ва­ны на опре­делённую эмо­ци­о­наль­ную раз­груз­ку).

2.  По­треб­ность со­вре­мен­но­го об­ще­ства в пря­мом ре­гу­ли­ро­ва­нии по­ве­де­ния людей.

3.  Услож­не­ние об­ще­ствен­ной жизни (со­ци­аль­ной струк­ту­ры) и не­об­хо­ди­мость удер­жать­ся в её рам­ках.

Фак­то­ры могут быть при­ве­де­ны в иных, близ­ких по смыс­лу фор­му­ли­ров­ках.

Могут быть на­зва­ны дру­гие фак­то­ры.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Пра­виль­но на­зва­ны три фак­то­ра3
Пра­виль­но на­зва­ны два фак­то­ра2
Пра­виль­но на­зван толь­ко один фак­тор1
При­ве­де­ны рас­суж­де­ния об­ще­го ха­рак­те­ра, не со­от­вет­ству­ю­щие тре­бо­ва­нию за­да­ния

ИЛИ

Ответ не­пра­виль­ный

0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: ЕГЭ 2014 по об­ще­ст­во­зна­нию. Ос­нов­ная волна. Си­бирь Ва­ри­ант 901 (часть 2)
Раздел кодификатора ФИПИ: 1.11 Ду­хов­ная де­я­тель­ность че­ло­ве­ка
1
Тип 17 № 10729
i

В чём, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, за­клю­ча­ет­ся не­га­тив­ное вли­я­ние мас­со­вой куль­ту­ры на раз­ви­тие от­дель­ных лич­но­стей и об­ще­ства в целом? На­зо­ви­те любые че­ты­ре не­га­тив­ных по­след­ствия.


2
Тип 18 № 54638
i

В тек­сте упо­мя­ну­ты клю­че­вые по­ня­тия со­ци­аль­но-гу­ма­ни­тар­ных наук. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния:

—  ука­жи­те не менее трёх ос­нов­ных при­зна­ков по­ня­тия «мас­со­вая куль­ту­ра»;

—  объ­яс­ни­те связь на­зван­ных ав­то­ром мас­со­вой куль­ту­ры и раз­ру­ше­ния лич­но­сти.

Объ­яс­не­ние может быть дано в одном или не­сколь­ких рас­про­странённых пред­ло­же­ни­ях.


3
Тип 19 № 10731
i

Опи­ра­ясь на со­дер­жа­ние тек­ста, зна­ния курса и лич­ный со­ци­аль­ный опыт, ука­жи­те три любые черты (осо­бен­но­сти) мас­со­вой куль­ту­ры как «ин­ду­стрии со­зна­ния».


4
Тип Д22 C3 № 10730
i

Какие две тен­ден­ции в осмыс­ле­нии мас­со­вой куль­ту­ры ука­за­ны ав­то­ром? Опи­ра­ясь на зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «куль­ту­ра» в самом ши­ро­ком смыс­ле.


5
Тип Д18 C2 № 44780
i

Опи­ра­ясь на зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «куль­ту­ра» в самом ши­ро­ком смыс­ле.

(В объ­яс­не­нии смыс­ла / опре­де­ле­нии по­ня­тия долж­но быть ука­за­но не менее двух су­ще­ствен­ных при­зна­ков. Объ­яс­не­ние/опре­де­ле­ние может быть дано в одном или не­сколь­ких рас­про­странённых пред­ло­же­ни­ях.)