Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Пра­во­на­ру­ше­ние  — одно из тех со­ци­аль­ных яв­ле­ний, ко­то­рые пред­став­ля­ют ис­клю­чи­тель­ный ин­те­рес для тео­ре­ти­че­ско­го и прак­ти­че­ско­го пра­во­во­го зна­ния, да и не толь­ко пра­во­во­го. Дей­стви­тель­но, по­че­му закон, ка­за­лось бы, при­ня­тый для общей поль­зы, освящённый ав­то­ри­те­том го­су­дар­ствен­ной вла­сти, во­пло­тив­ший не один раз об­суждённые, наи­бо­лее ра­зум­ные пра­ви­ла по­ве­де­ния, тем не менее на­ру­ша­ет­ся?

По­жа­луй, с тех самых далёких времён, когда в ран­не­клас­со­вых об­ще­ствах за­ро­ди­лось право и по­явил­ся его не­раз­луч­ный спут­ник  — пра­во­на­ру­ше­ние, тео­ре­ти­ко-пра­во­вая мысль ищет ответ на во­прос, ка­ко­вы при­чи­ны и формы пра­во­на­ру­ше­ния, пре­жде всего особо опас­но­го его вида  — пре­ступ­ле­ния. По­че­му воз­ни­ка­ет по­ве­де­ние, на­ру­ша­ю­щее пра­во­вые прин­ци­пы, пра­ви­ла, пред­пи­са­ния? И что надо де­лать, чтобы про­ти­во­сто­ять пра­во­на­ру­ше­нию, чтобы устра­нить эти опас­ные от­кло­не­ния из об­ще­ствен­ной жизни? Поиск идёт уже не одно сто­ле­тие.

В этом по­ис­ке тео­рия права не оди­но­ка. Она со­труд­ни­ча­ет с со­цио­ло­ги­ей, дру­ги­ми гу­ма­ни­тар­ны­ми на­у­ка­ми  — фи­ло­со­фи­ей, со­ци­аль­ной пси­хо­ло­ги­ей, спе­ци­аль­ны­ми юри­ди­че­ски­ми на­у­ка­ми: кри­ми­но­ло­ги­ей, на­у­кой уго­лов­но­го права.

Од­на­ко опре­де­ле­ние пра­во­на­ру­ше­ния, его видов и иных ос­нов­ных юри­ди­че­ских ха­рак­те­ри­стик  — это дело тео­рии права.

И пер­вое, что можно вы­де­лить в пра­во­на­ру­ше­нии,  — это дей­ствие (или без­дей­ствие), име­ю­щее про­ти­во­прав­ный ха­рак­тер, то есть на­ру­ша­ю­щее за­пре­ты, не ис­пол­ня­ю­щее обя­зан­но­сти, уста­нов­лен­ные нор­мой права. И хотя про­ти­во­прав­ное по­ве­де­ние, как пра­ви­ло, вклю­ча­ет в себя и на­ру­ше­ние мо­раль­ных норм и со­дер­жит дез­ор­га­ни­за­цию, од­на­ко ос­нов­ной при­знак пра­во­на­ру­ше­ния  — это про­ти­во­прав­ность. Пра­во­на­ру­ше­ние все­гда на­прав­ле­но про­тив охра­ня­е­мых за­ко­ном раз­лич­ных ин­те­ре­сов: лич­ных, об­ще­ствен­ных, го­су­дар­ствен­ных и иных. Оно при­чи­ня­ет этим ин­те­ре­сам со­от­вет­ствен­но фи­зи­че­ский, иму­ще­ствен­ный, мо­раль­ный, со­ци­аль­ный, ду­хов­ный ущерб. По­это­му пра­во­на­ру­ше­ние  — это не про­сто ан­ти­со­ци­аль­ное по­ве­де­ние, а наи­бо­лее вред­ное ан­ти­об­ще­ствен­ное по­ве­де­ние, за­прещённое пра­вом. По сте­пе­ни вред­но­сти раз­ли­ча­ют пре­ступ­ле­ния и про­ступ­ки... На­ря­ду с пре­ступ­ле­ни­ем и про­ступ­ком ещё одним видом пра­во­на­ру­ше­ния яв­ля­ет­ся де­ликт  — от­кло­не­ние от тре­бо­ва­ний права, от по­ло­же­ний до­го­во­ров в среде иму­ще­ствен­ных и свя­зан­ных с ними не­иму­ще­ствен­ных от­но­ше­ний.

Общим при­зна­ком пра­во­на­ру­ше­ния яв­ля­ет­ся его свой­ство по­рож­дать юри­ди­че­скую от­вет­ствен­ность, то есть раз­лич­ные уста­нов­лен­ные за­ко­ном не­бла­го­при­ят­ные по­след­ствия для пра­во­на­ру­ши­те­ля: фи­зи­че­ские, иму­ще­ствен­ные, мо­раль­ные и иные стра­да­ния, ущем­ле­ния. В этом смыс­ле утвер­жда­ет­ся, что пра­во­на­ру­ше­ние яв­ля­ет­ся ос­но­вой для на­ступ­ле­ния юри­ди­че­ской от­вет­ствен­но­сти. Не может быть юри­ди­че­ской от­вет­ствен­но­сти без пра­во­на­ру­ше­ния.

 

А. Вен­ге­ров

С опо­рой на зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса на­зо­ви­те две при­чи­ны по­ве­де­ния, на­ру­ша­ю­ще­го пра­во­вые пред­пи­са­ния. Ука­жи­те две меры, на­прав­лен­ные на устра­не­ние не­га­тив­но от­кло­ня­ю­ще­го­ся по­ве­де­ния.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  При­чи­ны, на­при­мер:

—  про­ти­во­прав­ное по­ве­де­ние может быть вы­зва­но не­до­стат­ка­ми вос­пи­та­ния че­ло­ве­ка;

—  про­ти­во­прав­ное по­ве­де­ние может быть вы­зва­но край­не тяжёлыми жиз­нен­ны­ми усло­ви­я­ми;

—  про­ти­во­прав­ное по­ве­де­ние может быть обу­слов­ле­но осо­бен­но­стя­ми лич­но­сти пра­во­на­ру­ши­те­ля;

Могут быть на­зва­ны дру­гие при­чи­ны.

2.  Меры, на­при­мер:

—  про­фи­лак­ти­ка не­га­тив­но­го от­кло­ня­ю­ще­го­ся по­ве­де­ния через си­сте­му школь­но­го об­ра­зо­ва­ния, со­ци­аль­ную ре­кла­му;

—  не­от­вра­ти­мость от­вет­ствен­но­сти за любые пра­во­на­ру­ше­ния;

—  борь­ба с бед­но­стью, без­над­зор­но­стью детей;

—  уже­сто­че­ние на­ка­за­ния за особо тяж­кие пре­ступ­ле­ния.

Могут быть ука­за­ны иные меры.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
На­зва­ны две при­чи­ны, ука­за­ны две меры3
На­зва­ны две при­чи­ны, ука­за­на одна мера

ИЛИ

На­зва­на одна при­чи­на, ука­за­ны две меры

2
На­зва­на одна при­чи­на, ука­за­на одна мера

ИЛИ

На­зва­ны толь­ко две при­чи­ны

ИЛИ

Ука­за­ны толь­ко две меры

1
На­зва­на толь­ко одна при­чи­на

ИЛИ

Ука­за­на толь­ко одна мера

ИЛИ

При­ве­де­ны рас­суж­де­ния об­ще­го ха­рак­те­ра, не со­от­вет­ству­ю­щие тре­бо­ва­нию за­да­ния

ИЛИ

Ответ не­пра­виль­ный

0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: ЕГЭ 2014 по об­ще­ст­во­зна­нию. Ос­нов­ная волна. Си­бирь Ва­ри­ант 363 (часть 2)
Раздел кодификатора ФИПИ: 5.5 Пра­во­мер­ное по­ве­де­ние и пра­во­на­ру­ше­ние
1

На­зо­ви­те любые три при­зна­ка пра­во­на­ру­ше­ния, при­ведённых в тек­сте.


2

Най­ди­те в тек­сте три вида пра­во­на­ру­ше­ний и, опи­ра­ясь на зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, ука­жи­те, какие виды юри­ди­че­ской от­вет­ствен­но­сти они вле­кут.


3
Тип Д22 C3 № 10703
i

Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста, на­зо­ви­те три груп­пы ин­те­ре­сов про­тив ко­то­рых на­прав­ле­но пра­во­на­ру­ше­ние. Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром, в чём может вы­ра­жать­ся иму­ще­ствен­ный ущерб, при­чинённый пра­во­на­ру­ше­ни­ем? (При­мер дол­жен быть при­ве­ден раз­вер­ну­то).


4
Тип Д18 C2 № 44631
i

Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста, на­зо­ви­те три груп­пы ин­те­ре­сов про­тив ко­то­рых на­прав­ле­но пра­во­на­ру­ше­ние. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром, в чём может вы­ра­жать­ся иму­ще­ствен­ный ущерб, при­чинённый пра­во­на­ру­ше­ни­ем? (При­мер дол­жен быть при­ве­ден раз­вер­ну­то).

(В объ­яс­не­нии смыс­ла / опре­де­ле­нии по­ня­тия долж­но быть ука­за­но не менее двух су­ще­ствен­ных при­зна­ков. Объ­яс­не­ние/опре­де­ле­ние может быть дано в одном или не­сколь­ких рас­про­странённых пред­ло­же­ни­ях.)