Религия и наука — два аспекта общественной жизни, из которых первый был важен с самого начала известной нам истории человеческого разума, тогда как второй, после совсем недолгого существования у греков и арабов, возродился лишь в XVI веке и с тех пор оказывает всё более сильное влияние на идеи и на весь образ жизни современного человека. Религия и наука находятся в давнем противоборстве, но до последнего времени наука неизменно оказывалась в положении победителя. Однако возникновение новых религий, оснащённых благодаря самой науке новыми возможностями для проповеднической деятельности, сделало соотношение сил неясным, поэтому сегодня приходится снова обращаться к выяснению причин и истории той войны, которую традиционная религия вела против науки.
С помощью наблюдения и рассуждения наука устанавливает факты и объединяющие эти факты законы, что позволяет в ряде случаев успешно предсказывать будущее. Помимо теоретического аспекта имеется ещё и основанная на науке техника, создающая удовольствия и удобства, которые были невозможны или слишком дорого стоили в донаучную эпоху. Именно техника придаёт науке большую значимость, даже в глазах далёких от неё людей.
С социальной точки зрения религия представляет собой более сложное явление, чем наука. В каждой из великих исторических религий присутствуют три элемента: 1) церковь; 2) вера; 3) кодекс личной морали. Относительная важность каждого из этих элементов изменялась с течением времени и была разной у различных народов. <...> Тем не менее все три элемента — пусть в неодинаковых пропорциях — существенны для религии как социального феномена. Религия вступает в конфликт с наукой именно по той причине, что имеет социальное значение. Личная религия, не делающая утверждений, которые наука могла бы опровергнуть, спокойно существует и в научную эпоху.
Источником конфликта между религией и наукой является различие в убеждениях, однако острота противоречий обусловлена тем, что убеждения связаны с церковью и моральным кодексом. Сомнение в вере ослабляет авторитет церкви; кроме того, всегда считалось, что сомнение подрывает мораль, поскольку моральный долг выводится именно из убеждений. Поэтому не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов учёных.
Б. Рассел
Назовите три «великие исторические религии». Используя знания обществоведческого курса и личный социальный опыт, приведите три положения «кодекса личной морали» любой из названных Вами религий (сначала назовите религию, а затем приведите соответствующие положения).
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл).
1. Три «великие исторические религии»: буддизм, христианство, ислам.
2. Положения «кодекса личной морали».
Например, в буддизме:
— усвоение четырёх благородных истин буддизма как собственной жизненной программы;
— воздержание от лжи, слов, не относящихся к нравственной цели;
— ненасилие, непричинение зла живому;
— духовное самопогружение.
Например, в христианстве:
— не убивай;
— не прелюбодействуй;
— не кради;
— почитай отца и мать.
Например, в исламе:
— совершение пятикратной молитвы в течение дня;
— соблюдение поста в месяц Рамазан (Рамадан);
— обязательная благотворительность;
— совершение хаджа.
Могут быть приведены иные положения «кодекса личной морали» любой из религий.

