Религия и наука — два аспекта общественной жизни, из которых первый был важен с самого начала известной нам истории человеческого разума, тогда как второй, после совсем недолгого существования у греков и арабов, возродился лишь в XVI веке и с тех пор оказывает всё более сильное влияние на идеи и на весь образ жизни современного человека. Религия и наука находятся в давнем противоборстве, но до последнего времени наука неизменно оказывалась в положении победителя. Однако возникновение новых религий, оснащённых благодаря самой науке новыми возможностями для проповеднической деятельности, сделало соотношение сил неясным, поэтому сегодня приходится снова обращаться к выяснению причин и истории той войны, которую традиционная религия вела против науки.
С помощью наблюдения и рассуждения наука устанавливает факты и объединяющие эти факты законы, что позволяет в ряде случаев успешно предсказывать будущее. Помимо теоретического аспекта имеется ещё и основанная на науке техника, создающая удовольствия и удобства, которые были невозможны или слишком дорого стоили в донаучную эпоху. Именно техника придаёт науке большую значимость, даже в глазах далёких от неё людей.
С социальной точки зрения религия представляет собой более сложное явление, чем наука. В каждой из великих исторических религий присутствуют три элемента: 1) церковь; 2) вера; 3) кодекс личной морали. Относительная важность каждого из этих элементов изменялась с течением времени и была разной у различных народов. <...> Тем не менее все три элемента — пусть в неодинаковых пропорциях — существенны для религии как социального феномена. Религия вступает в конфликт с наукой именно по той причине, что имеет социальное значение. Личная религия, не делающая утверждений, которые наука могла бы опровергнуть, спокойно существует и в научную эпоху.
Источником конфликта между религией и наукой является различие в убеждениях, однако острота противоречий обусловлена тем, что убеждения связаны с церковью и моральным кодексом. Сомнение в вере ослабляет авторитет церкви; кроме того, всегда считалось, что сомнение подрывает мораль, поскольку моральный долг выводится именно из убеждений. Поэтому не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов учёных.
Б. Рассел
Согласны ли вы с мыслью автора о том, что «не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов учёных»? Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование своего мнения.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл).
1. Мнение выпускника: согласие или несогласие с мыслью авторов.
2. Аргументы.
В случае согласия с мыслью автора может быть указано, что:
— последствия многих современных научных открытий и достижений трудно предсказуемы и потенциально опасны для будущего человечества;
— владение узким кругом людей информацией, технологиями, от которых зависят судьбы человечества, потенциально способно сосредоточить неограниченную власть в их руках;
— утопические социальные концепции способны привести общество к социальной революции, слому существующих социально-экономических и политических отношений.
В случае несогласия с мыслью автора может быть указано, что:
— область научных исследований во многом далека от насущных проблем современного общества, поэтому революционные взгляды учёных неопасны для государства;
— последствия научных открытий и достижений используются во вред людям, как правило, в связи с определённым политическим заказом, то есть по инициативе светских властей, а не самих учёных;
— революционные взгляды учёных способны сделать общество более рациональным, то есть светским властям проще будет осуществлять внутреннюю политику, вести диалог с обществом.
Могут быть приведены иные имеющие основания аргументы.

