Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 20 № 1364
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Ре­ли­гия и наука  — два ас­пек­та об­ще­ствен­ной жизни, из ко­то­рых пер­вый был важен с са­мо­го на­ча­ла из­вест­ной нам ис­то­рии че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма, тогда как вто­рой, после со­всем не­дол­го­го су­ще­ство­ва­ния у гре­ков и ара­бов, воз­ро­дил­ся лишь в XVI веке и с тех пор ока­зы­ва­ет всё более силь­ное вли­я­ние на идеи и на весь образ жизни со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка. Ре­ли­гия и наука на­хо­дят­ся в дав­нем про­ти­во­бор­стве, но до по­след­не­го вре­ме­ни наука не­из­мен­но ока­зы­ва­лась в по­ло­же­нии по­бе­ди­те­ля. Од­на­ко воз­ник­но­ве­ние новых ре­ли­гий, оснащённых бла­го­да­ря самой науке но­вы­ми воз­мож­но­стя­ми для про­по­вед­ни­че­ской де­я­тель­но­сти, сде­ла­ло со­от­но­ше­ние сил не­яс­ным, по­это­му се­год­ня при­хо­дит­ся снова об­ра­щать­ся к вы­яс­не­нию при­чин и ис­то­рии той войны, ко­то­рую тра­ди­ци­он­ная ре­ли­гия вела про­тив науки.

С по­мо­щью на­блю­де­ния и рас­суж­де­ния наука уста­нав­ли­ва­ет факты и объ­еди­ня­ю­щие эти факты за­ко­ны, что поз­во­ля­ет в ряде слу­ча­ев успеш­но пред­ска­зы­вать бу­ду­щее. По­ми­мо тео­ре­ти­че­ско­го ас­пек­та име­ет­ся ещё и ос­но­ван­ная на науке тех­ни­ка, со­зда­ю­щая удо­воль­ствия и удоб­ства, ко­то­рые были не­воз­мож­ны или слиш­ком до­ро­го сто­и­ли в до­на­уч­ную эпоху. Имен­но тех­ни­ка придаёт науке боль­шую зна­чи­мость, даже в гла­зах далёких от неё людей.

С со­ци­аль­ной точки зре­ния ре­ли­гия пред­став­ля­ет собой более слож­ное яв­ле­ние, чем наука. В каж­дой из ве­ли­ких ис­то­ри­че­ских ре­ли­гий при­сут­ству­ют три эле­мен­та: 1)  цер­ковь; 2)  вера; 3)  ко­декс лич­ной мо­ра­ли. От­но­си­тель­ная важ­ность каж­до­го из этих эле­мен­тов из­ме­ня­лась с те­че­ни­ем вре­ме­ни и была раз­ной у раз­лич­ных на­ро­дов. <...> Тем не менее все три эле­мен­та  — пусть в не­оди­на­ко­вых про­пор­ци­ях  — су­ще­ствен­ны для ре­ли­гии как со­ци­аль­но­го фе­но­ме­на. Ре­ли­гия всту­па­ет в кон­фликт с на­у­кой имен­но по той при­чи­не, что имеет со­ци­аль­ное зна­че­ние. Лич­ная ре­ли­гия, не де­ла­ю­щая утвер­жде­ний, ко­то­рые наука могла бы опро­верг­нуть, спо­кой­но су­ще­ству­ет и в на­уч­ную эпоху.

Ис­точ­ни­ком кон­флик­та между ре­ли­ги­ей и на­у­кой яв­ля­ет­ся раз­ли­чие в убеж­де­ни­ях, од­на­ко остро­та про­ти­во­ре­чий обу­слов­ле­на тем, что убеж­де­ния свя­за­ны с цер­ко­вью и мо­раль­ным ко­дек­сом. Со­мне­ние в вере ослаб­ля­ет ав­то­ри­тет церк­ви; кроме того, все­гда счи­та­лось, что со­мне­ние под­ры­ва­ет мо­раль, по­сколь­ку мо­раль­ный долг вы­во­дит­ся имен­но из убеж­де­ний. По­это­му не толь­ко цер­ков­ные, но и свет­ские вла­сти имеют ос­но­ва­ния опа­сать­ся ре­во­лю­ци­он­ных взгля­дов учёных.

 

Б. Рас­сел

Со­глас­ны ли вы с мыс­лью ав­то­ра о том, что «не толь­ко цер­ков­ные, но и свет­ские вла­сти имеют ос­но­ва­ния опа­сать­ся ре­во­лю­ци­он­ных взгля­дов учёных»? Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста, об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и лич­ный со­ци­аль­ный опыт, при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние сво­е­го мне­ния.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та и ука­за­ния к оце­ни­ва­нию (до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смысл).

 

1.  Мне­ние вы­пуск­ни­ка: со­гла­сие или не­со­гла­сие с мыс­лью ав­то­ров.

2.  Ар­гу­мен­ты.

В слу­чае со­гла­сия с мыс­лью ав­то­ра может быть ука­за­но, что:

—  по­след­ствия мно­гих со­вре­мен­ных на­уч­ных от­кры­тий и до­сти­же­ний труд­но пред­ска­зу­е­мы и по­тен­ци­аль­но опас­ны для бу­ду­ще­го че­ло­ве­че­ства;

—  вла­де­ние узким кру­гом людей ин­фор­ма­ци­ей, тех­но­ло­ги­я­ми, от ко­то­рых за­ви­сят судь­бы че­ло­ве­че­ства, по­тен­ци­аль­но спо­соб­но со­сре­до­то­чить не­огра­ни­чен­ную власть в их руках;

—  уто­пи­че­ские со­ци­аль­ные кон­цеп­ции спо­соб­ны при­ве­сти об­ще­ство к со­ци­аль­ной ре­во­лю­ции, слому су­ще­ству­ю­щих со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских и по­ли­ти­че­ских от­но­ше­ний.

В слу­чае не­со­гла­сия с мыс­лью ав­то­ра может быть ука­за­но, что:

—  об­ласть на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний во мно­гом да­ле­ка от на­сущ­ных про­блем со­вре­мен­но­го об­ще­ства, по­это­му ре­во­лю­ци­он­ные взгля­ды учёных не­опас­ны для го­су­дар­ства;

—  по­след­ствия на­уч­ных от­кры­тий и до­сти­же­ний ис­поль­зу­ют­ся во вред людям, как пра­ви­ло, в связи с опре­делённым по­ли­ти­че­ским за­ка­зом, то есть по ини­ци­а­ти­ве свет­ских вла­стей, а не самих учёных;

—  ре­во­лю­ци­он­ные взгля­ды учёных спо­соб­ны сде­лать об­ще­ство более ра­ци­о­наль­ным, то есть свет­ским вла­стям проще будет осу­ществ­лять внут­рен­нюю по­ли­ти­ку, вести диа­лог с об­ще­ством.

Могут быть при­ве­де­ны иные име­ю­щие ос­но­ва­ния ар­гу­мен­ты.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Вы­ска­за­но мне­ние вы­пуск­ни­ка, при­ве­де­ны три ар­гу­мен­та3
Вы­ска­за­но мне­ние вы­пуск­ни­ка, при­ве­де­ны дза ар­гу­мен­та

ИЛИ

Мне­ние вы­пуск­ни­ка в явном виде не вы­ска­за­но, но по­нят­но по кон­тек­сту при­ведённых трёх ар­гу­мен­тов

2
Вы­ска­за­но мне­ние вы­пуск­ни­ка, при­ведён один ар­гу­мент

ИЛИ

Мне­ние вы­пуск­ни­ка явно не вы­ска­за­но, но по­нят­но по кон­тек­сту при­ведённых двух ар­гу­мен­тов

1
Вы­ска­за­но толь­ко мне­ние вы­пуск­ни­ка

ИЛИ

При­ведён толь­ко один ар­гу­мент

ИЛИ

Мне­ние вы­пуск­ни­ка не­яс­но из кон­тек­ста лю­бо­го ко­ли­че­ства при­ведённых им ар­гу­мен­тов

ИЛИ

При­ве­де­ны рас­суж­де­ния об­ще­го ха­рак­те­ра не в кон­тек­сте за­да­ния

ИЛИ

Ответ не­пра­виль­ный

0
Мак­си­маль­ный балл3
Раздел кодификатора ФИПИ:
1
Тип 17 № 1361
i

Как автор ха­рак­те­ри­зу­ет со­вре­мен­ный этап кон­флик­та между ре­ли­ги­ей и на­у­кой? Какие воз­мож­но­сти, при­да­ю­щие науке боль­шую зна­чи­мость, от­кры­ва­ют об­ще­ству тео­ре­ти­че­ский и прак­ти­че­ский ас­пек­ты науки?


2
Тип 19 № 1363
i

На­зо­ви­те три «ве­ли­кие ис­то­ри­че­ские ре­ли­гии». Ис­поль­зуя зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса и лич­ный со­ци­аль­ный опыт, при­ве­ди­те три по­ло­же­ния «ко­дек­са лич­ной мо­ра­ли» любой из на­зван­ных Вами ре­ли­гий (сна­ча­ла на­зо­ви­те ре­ли­гию, а затем при­ве­ди­те со­от­вет­ству­ю­щие по­ло­же­ния).


3
Тип Д22 C3 № 1362
i

Чем объ­яс­ня­ет­ся важ­ность ре­ли­гии и науки в жизни об­ще­ства? Ис­поль­зуя текст и зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, при­ве­ди­те три объ­яс­не­ния.


4
Тип Д18 C2 № 44739
i

Чем объ­яс­ня­ет­ся важ­ность ре­ли­гии и науки в жизни об­ще­ства? Ис­поль­зуя текст и зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, при­ве­ди­те три объ­яс­не­ния.

(В объ­яс­не­нии смыс­ла / опре­де­ле­нии по­ня­тия долж­но быть ука­за­но не менее двух су­ще­ствен­ных при­зна­ков. Объ­яс­не­ние/опре­де­ле­ние может быть дано в одном или не­сколь­ких рас­про­странённых пред­ло­же­ни­ях.)