Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 17 № 29775
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

По­ли­ти­че­ская куль­ту­ра  — один из ос­нов­ных эле­мен­тов ду­хов­но­го по­тен­ци­а­ла об­ще­ства. Она вы­ра­жа­ет суть со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ской си­сте­мы, опре­де­ля­ет «пра­ви­ла игры» в по­ли­ти­ке, ба­зо­вые по­ли­ти­че­ские цен­но­сти и об­ще­ствен­ные цели, ока­зы­ва­ет ре­ша­ю­щее вли­я­ние на утвер­жде­ние со­ци­аль­но­го ста­ту­са граж­да­ни­на и во мно­гом опре­де­ля­ет уро­вень общей куль­ту­ры как от­дель­ной лич­но­сти, так и об­ще­ства в целом. Люди не рож­да­ют­ся с го­то­вой сум­мой зна­ний о со­ци­аль­ных за­ко­нах раз­ви­тия и по­ли­ти­че­ско­го уча­стия. Это зна­ние при­об­ре­та­ет­ся в ходе при­об­ще­ния к по­ли­ти­че­ской куль­ту­ре об­ще­ства и про­ве­ря­ет­ся ими на про­тя­же­нии всей жизни. <...>

По­зна­ва­тель­ные эле­мен­ты от­ра­жа­ют зна­ния о по­ли­ти­ке. Здесь име­ют­ся в виду зна­ния, от­ра­жа­ю­щие сущ­ность по­ли­ти­че­ской дей­стви­тель­но­сти, тен­ден­ции ее из­ме­не­ния, ос­нов­ные черты. По­ка­за­те­лем уров­ня по­ли­ти­че­ских зна­ний яв­ля­ет­ся по­ли­ти­че­ская об­ра­зо­ван­ность, ко­то­рая пред­по­ла­га­ет кон­цеп­ту­аль­ность, це­лост­ность, объ­ек­тив­ность зна­ния, спо­соб­ность к по­ли­ти­че­ско­му мыш­ле­нию.

Эмо­ци­о­наль­но-оце­ноч­ные эле­мен­ты  — чув­ства, ис­пы­ты­ва­е­мые к по­ли­ти­че­ской си­сте­ме, вы­ра­жен­ные в форме взгля­дов, по­ли­ти­че­ских уста­но­вок, оце­нок; суж­де­ния и мне­ния о по­ли­ти­ке; со­ци­аль­ная по­зи­ция лич­но­сти. От­но­ше­ние к вла­сти, го­су­дар­ству, по­ли­ти­че­ским ин­сти­ту­там может быть как по­зи­тив­ным, так и не­га­тив­ным. Обоб­щен­ным кри­те­ри­ем эмо­ци­о­наль­но­оце­ноч­ных эле­мен­тов по­ли­ти­че­ской куль­ту­ры яв­ля­ет­ся граж­дан­ствен­ность.

По­ве­ден­че­ские эле­мен­ты  — раз­лич­ные формы уча­стия граж­дан в по­ли­ти­че­ской де­я­тель­но­сти. По­ли­ти­че­ское по­ве­де­ние  — это про­яв­ле­ние ши­ро­кой си­сте­мы обще ствен­ных от­но­ше­ний, в ко­то­рой вза­и­мо­дей­ству­ют по­ли­ти­че­ская си­сте­ма, по­ли­ти­че­ские дви­же­ния и пар­тии, со­ци­аль­ные и по­ли­ти­че­ские цен­но­сти, про­цес­сы по­ли­ти­че­ской со­ци­а­ли­за­ции, со­ци­аль­ная по­зи­ция лич­но­сти и ее ин­ди­ви­ду­аль­ное по­ве­де­ние. <...> Воз­дей­ство­вать на по­ли­ти­ку ря­до­вые граж­да­не со­вре­мен­но­го об­ще­ства могут лишь как члены ор­га­ни­зо­ван­ной груп­пы. Вы­де­ля­ют­ся две формы та­ко­го «права на уча­стие во вла­сти»: ре­фе­рен­дум (еди­но­вре­мен­ное не­по­сред­ствен­ное по­ли­ти­че­ское во­ле­изъ­яв­ле­ние граж­дан) и го­ло­со­ва­ние (пе­ри­о­ди­че­ски по­вто­ря­ю­щий­ся акт по­ли­ти­че­ско­го во­ле­изъ­яв­ле­ния, од­но­вре­мен­но яв­ля­ю­щий­ся актом фор­ми­ро­ва­ния ор­га­нов вла­сти и вы­ра­же­ния со сто­ро­ны граж­дан своих по­ли­ти­че­ских пред­по­чте­ний).

Кроме того, су­ще­ству­ют дру­гие формы по­ли­ти­че­ско­го уча­стия (как кол­лек­тив­ные, так и ин­ди­ви­ду­аль­ные), вы­ра­жа­ю­щие про­тест про­тив каких-либо по­ли­ти­че­ских дей­ствий вла­стей, либо (реже)  — их под­держ­ку в про­ти­во­вес иным по­ли­ти­че­ским силам.

 

По В. В. Ти­хо­но­вой, «По­ли­ти­че­ская куль­ту­ра как фун­да­мен­таль­ная ос­но­ва по­ли­ти­че­ско­го ли­дер­ства»,

жур­нал «Власть», 2010 г.

Какие функ­ции по­ли­ти­че­ской куль­ту­ры от­ме­че­ны в тек­сте? На­зо­ви­те любые две функ­ции. Какой по­ка­за­тель уров­ня по­ли­ти­че­ских зна­ний вы­де­ля­ет автор? Какие две формы «права на уча­стие во вла­сти» она от­ме­ча­ет?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Ответ на пер­вый во­прос, на­при­мер:

—  опре­де­ля­ет «пра­ви­ла игры» в по­ли­ти­ке, ба­зо­вые по­ли­ти­че­ские цен­но­сти и об­ще­ствен­ные цели;

—  ока­зы­ва­ет ре­ша­ю­щее вли­я­ние на утвер­жде­ние со­ци­аль­но­го ста­ту­са граж­да­ни­на;

—  во мно­гом опре­де­ля­ет уро­вень общей куль­ту­ры как от­дель­ной лич­но­сти, так и об­ще­ства в целом.

Ответ на пер­вый во­прос за­счи­ты­ва­ет­ся толь­ко при ука­за­нии двух или более функ­ций из тек­ста.

2.  Ответ на вто­рой во­прос: по­ли­ти­че­ская об­ра­зо­ван­ность, ко­то­рая пред­по­ла­га­ет кон­цеп­ту­аль­ность, це­лост­ность, объ­ек­тив­ность зна­ния, спо­соб­ность к по­ли­ти­че­ско­му мыш­ле­нию.

3.  Ответ на тре­тий во­прос:

—  ре­фе­рен­дум;

—  го­ло­со­ва­ние.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Пра­виль­но даны от­ве­ты на три во­про­са2
Пра­виль­но даны от­ве­ты на любые два во­про­са1
Пра­виль­но дан ответ на любой один во­прос

ИЛИ

Ответ не­пра­виль­ный

0
Мак­си­маль­ный балл2
Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 16.07.2020. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 1
Раздел кодификатора ФИПИ: 4.8 По­ли­ти­че­ская куль­ту­ра об­ще­ства и лич­но­сти
1
Тип 19 № 29777
i

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, на­зо­ви­те и про­ил­лю­стри­руй­те три формы по­ли­ти­че­ско­го уча­стия граж­дан (не упо­мя­ну­тые в тек­сте). В каж­дом слу­чае сна­ча­ла на­зо­ви­те форму, затем при­ве­ди­те со­от­вет­ству­ю­щий при­мер. Каж­дый при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван раз­вер­ну­то.


2
Тип 20 № 29778
i

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те три соб­ствен­ных ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих не­об­хо­ди­мость раз­ви­тия по­ли­ти­че­ской куль­ту­ры на­се­ле­ния для по­стро­е­ния де­мо­кра­ти­че­ско­го пра­во­во­го го­су­дар­ства. Каж­дый ар­гу­мент дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван как рас­про­стра­нен­ное пред­ло­же­ние.


3
Тип Д22 C3 № 29776
i

Опи­ра­ясь на зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «граж­дан­ствен­ность». Какие три эмо­ци­о­наль­но-оце­ноч­ных эле­мен­та по­ли­ти­че­ской куль­ту­ры вы­де­ля­ет автор? Какое до­ка­за­тель­ство того, что по­ли­ти­че­ская куль­ту­ра не яв­ля­ет­ся врож­ден­ным ка­че­ством, при­ве­де­но в тек­сте?


4
Тип Д18 C2 № 44581
i

Опи­ра­ясь на зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «граж­дан­ствен­ность».

(В объ­яс­не­нии смыс­ла / опре­де­ле­нии по­ня­тия долж­но быть ука­за­но не менее двух су­ще­ствен­ных при­зна­ков. Объ­яс­не­ние/опре­де­ле­ние может быть дано в одном или не­сколь­ких рас­про­странённых пред­ло­же­ни­ях.)