По самому общему определению, конкуренция — это соперничество между участниками рынка. Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене. Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.
Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует. Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции:
Совершенная (чистая) конкуренция возникает при условии того, что существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию. Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции- характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.
Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о необходимости защиты конкурентной среды государственными средствами. Основная цель применения этих средств состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции, не допустить, чтобы одни из них подавили другие и тем самым ослабили совокупные позитивные результаты конкуренции.
Учебник под редакцией доктора экономических наук, профессора А. С. Булатова, глава 5
Используя обществоведческие знания назовите три конкурентных преимущества фирмы и проиллюстрируйте действие каждого из них примером. В каждом случае сначала назовите преимущество, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.
В правильном ответе должны быть названы и проиллюстрированы конкурентные преимущества фирмы, например.
1. Высокое качество продукции (например, бытовая техника фирмы M. пользуется высоким спросом, так как является качественной, практически никогда не ломается, если не нарушать условия эксплуатации, а срок ее гарантийной эксплуатации выше на несколько лет, чем у аналогичной на рынке).
2. Удобное расположение (например, бургерная «Black Star Burger» находится в центре Москвы на новом Арбате, что привлекает большое количество клиентов).
3. Привлекательная цена (например, в городе Х. открылась пиццерия, которая установила цены на свою продукцию на 15−20% дешевле, чем у конкурентов, что позволило ей быстро завоевать любовь клиентов, делать высокие продажи на новом рынке).
4. Проведение маркетинговых акций (например, производитель сока «Д.» раз в месяц в прямом эфире разыгрывает между своими клиентами туристические путевки, чем обеспечивает повышенный интерес к своей продукции).
Могут быть названы и проиллюстрированы другие конкурентные преимущества фирмы, приведены другие примеры. Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).

