По самому общему определению, конкуренция — это соперничество между участниками рынка. Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене. Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.
Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует. Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции:
Совершенная (чистая) конкуренция возникает при условии того, что существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию. Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции- характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.
Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о необходимости защиты конкурентной среды государственными средствами. Основная цель применения этих средств состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции, не допустить, чтобы одни из них подавили другие и тем самым ослабили совокупные позитивные результаты конкуренции.
Учебник под редакцией доктора экономических наук, профессора А. С. Булатова, глава 5
Используя обществоведческие знания, приведите три собственных аргумента, подтверждающих необходимость проведения антимонопольной политики для создания эффективной рыночной экономики. Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространенное предложение.
В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы.
1. Антимонопольная политика позволяет обеспечить благоприятные условия и стимулы для развития конкуренции.
2. Эффективная антимонопольная политика способствует снятию всех преград для развития конкуренции на правовой основе.
3. Антимонопольная политика позволит исключить монополистические действия центральных органов власти и диктат отдельных фирм.
Аргументы могут быть сформулированы иначе. Засчитываются только аргументы, сформулированные как распространенные предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве аргументов).

