СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Обществознание
≡ обществознание
сайты - меню - вход - новости



Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 23 № 3846

Какой не­це­но­вой фак­тор фор­ми­ро­ва­ния спро­са при­ведён в тек­сте? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, ука­жи­те любые дру­гие два не­це­но­вых фак­то­ра и один из них про­ил­лю­стри­руй­те кон­крет­ным при­ме­ром.


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Капитализм, т.е. ры­ноч­ная экономика, - это си­сте­ма со­ци­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия и раз­де­ле­ния труда, ос­но­ван­ная на част­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства производства. Ма­те­ри­аль­ные фак­то­ры про­из­вод­ства на­хо­дят­ся в соб­ствен­но­сти от­дель­ных граждан, ка­пи­та­ли­стов и землевладельцев. Про­из­вод­ство на за­во­дах и фер­мах ор­га­ни­зу­ют пред­при­ни­ма­те­ли и фермеры, т.е. ин­ди­ви­ды или ас­со­ци­а­ции индивидов, ко­то­рые либо сами яв­ля­ют­ся соб­ствен­ни­ка­ми капитала, либо взяли его в долг или арен­ду у собственников. Ха­рак­тер­ной чер­той ка­пи­та­лиз­ма яв­ля­ет­ся сво­бод­ное предпринимательство. Цель лю­бо­го предпринимателя, будь то про­мыш­лен­ник или фермер, со­сто­ит в по­лу­че­нии прибыли...

Дей­стви­тель­ны­ми хо­зя­е­ва­ми ры­ноч­ной эко­но­ми­ки яв­ля­ют­ся потребители. По­ку­пая или воз­дер­жи­ва­ясь от покупок, они решают, кто дол­жен вла­деть ка­пи­та­лом и управ­лять предприятиями. Они определяют, что сле­ду­ет производить, а также сколь­ко и ка­ко­го качества. Их выбор вы­ли­ва­ет­ся в при­бы­ли либо убыт­ки для предпринимателя. Они де­ла­ют бед­ных богатыми, а бо­га­тых - бедными. С та­ки­ми хо­зя­е­ва­ми не­лег­ко поладить. У них полно ка­при­зов и причуд, они не­по­сто­ян­ны и непредсказуемы. Они ни в грош не ста­вят преж­ние заслуги. Как толь­ко им пред­ла­га­ют что-либо, что им боль­ше по вкусу или же дешевле, они бро­са­ют ста­рых поставщиков. Глав­ное для них - соб­ствен­ное благо и удовлетворение. Их не вол­ну­ют ни де­неж­ные за­тра­ты капиталистов, ни судь­бы рабочих, те­ря­ю­щих работу; в ка­че­стве по­тре­би­те­лей они пе­ре­ста­ют по­ку­пать то, что по­ку­па­ли прежде.

Когда мы говорим, что про­из­вод­ство определённого то­ва­ра А не окупается, что име­ет­ся в виду? Это сви­де­тель­ству­ет о том, что по­тре­би­те­ли не хотят более пла­тить производителям, сколь­ко тем нужно для по­кры­тия не­об­хо­ди­мых про­из­вод­ствен­ных затрат, в то же самое время до­хо­ды дру­гих про­из­во­ди­те­лей ока­зы­ва­ют­ся выше из­дер­жек производства. За­про­сы по­тре­би­те­лей иг­ра­ют важ­ную роль в рас­пре­де­ле­нии про­из­вод­ствен­ных ре­сур­сов между раз­лич­ны­ми от­рас­ля­ми про­из­вод­ства то­ва­ров потребления. Потребители, таким образом, решают, сколь­ко сырья и труда уйдёт на из­го­тов­ле­ние А и сколь­ко по­тре­бу­ет дру­гой товар. Бес­смыс­лен­но по­это­му про­ти­во­по­став­лять про­из­вод­ство ради при­бы­ли и про­из­вод­ство ради потребления. Стрем­ле­ние к при­бы­ли за­став­ля­ет пред­при­ни­ма­те­ля по­став­лять по­тре­би­те­лям те блага, на ко­то­рые есть спрос в первую очередь. Если бы пред­при­ни­ма­тель не ру­ко­вод­ство­вал­ся мо­ти­вом прибыли, он мог бы про­из­во­дить боль­ше то­ва­ров А, не­смот­ря на пред­по­чте­ния по­тре­би­те­лей иметь что-то другое. Стрем­ле­ние к при­бы­ли - тот фактор, ко­то­рый за­став­ля­ет биз­не­сме­на наи­бо­лее эф­фек­тив­ным об­ра­зом обес­пе­чи­вать про­из­вод­ство наи­бо­лее пред­по­чи­та­е­мых са­ми­ми по­тре­би­те­ля­ми товаров.

Таким образом, ка­пи­та­ли­сти­че­ская си­сте­ма про­из­вод­ства - это эко­но­ми­че­ская демократия, где каж­дый цент имеет право голоса. Народом-сувереном яв­ля­ет­ся потребитель. Капиталисты, пред­при­ни­ма­те­ли и фер­ме­ры - упол­но­мо­чен­ные народа. При не­со­от­вет­ствии по­ру­чен­но­му делу, если они не в со­сто­я­нии про­из­во­дить с ми­ни­маль­ны­ми из­держ­ка­ми товары, тре­бу­е­мые потребителями, они те­ря­ют свои должности. Их обя­зан­ность за­клю­ча­ет­ся в об­слу­жи­ва­нии потребителей. При­бы­ли и убыт­ки - вот инструменты, по­сред­ством ко­то­рых по­тре­би­те­ли кон­тро­ли­ру­ют все виды эко­но­ми­че­ской активности.

 

(Л. Мизес)

По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) не­це­но­вой фак­тор:

— вкусы по­тре­би­те­лей.

2) Могут быть при­ве­де­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны при­ме­ром сле­ду­ю­щие не­це­но­вые фак­то­ры:

— из­ме­не­ние числа по­тре­би­те­лей на рынке. На­при­мер, в Сочи на­чал­ся ту­ри­сти­че­ский сезон, в город при­бы­ло много ту­ри­стов, это при­ве­ло к росту спро­су на су­ве­ни­ры;

— из­ме­не­ние до­хо­дов по­тре­би­те­лей. На­при­мер, в го­су­дар­стве Х. на­чал­ся эко­но­ми­че­ский кри­зис, до­хо­ды боль­шей части на­се­ле­ния упали, это при­ве­ло к па­де­нию спро­са на из­де­лия из дра­го­цен­ных ме­тал­лов.

Могут быть при­ве­де­ны при­ме­ры, не ис­ка­жа­ю­щие смыс­ла.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 6.