Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 19 № 4290
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Дол­гое время в по­ли­ти­че­ской науке по­ня­тия «граж­дан­ское об­ще­ство» и «го­су­дар­ство» не раз­ли­ча­лись, ис­поль­зо­ва­лись как тож­де­ствен­ные. Од­на­ко на­чи­ная с се­ре­ди­ны XVII в. про­цес­сы диф­фе­рен­ци­а­ции раз­лич­ных сфер об­ще­ства, осво­бож­де­ния их из-под все­о­хва­ты­ва­ю­щей го­су­дар­ствен­ной вла­сти, обособ­ле­ния ав­то­ном­но­го и не­за­ви­си­мо­го ин­ди­ви­да с его не­отъ­ем­ле­мы­ми пра­ва­ми и сво­бо­да­ми по­тре­бо­ва­ли от­ра­же­ния в об­ще­ствен­ном со­зна­нии и науке двух тен­ден­ций со­ци­аль­но­го про­грес­са. С одной сто­ро­ны, на­рас­та­ние спон­тан­но­сти и сти­хий­но­сти в со­ци­аль­ном раз­ви­тии было от­ра­же­ни­ем стрем­ле­ния ин­ди­ви­да к сво­бо­де и ав­то­но­мии от го­су­дар­ства и форм кол­лек­тив­ной жизни. Про­цесс ста­нов­ле­ния ав­то­ном­ных от го­су­дар­ства сфер жиз­не­де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка от­ра­зи­ло по­ня­тие «граж­дан­ское об­ще­ство». С дру­гой сто­ро­ны, по­треб­ность в упо­ря­до­че­нии, обес­пе­че­нии це­лост­но­сти об­ще­ства, со­гла­со­ва­нии и ин­те­гра­ции устрем­ле­ний ин­ди­ви­дов и со­ци­аль­ных групп вы­ра­зи­ло по­ня­тие «го­су­дар­ство».

Граж­дан­ское об­ще­ство и го­су­дар­ство вза­им­но до­пол­ня­ют друг друга и за­ви­сят одно от дру­го­го. Без зре­ло­го граж­дан­ско­го об­ще­ства не­воз­мож­но по­стро­е­ние пра­во­во­го де­мо­кра­ти­че­ско­го го­су­дар­ства, по­сколь­ку имен­но со­зна­тель­ные сво­бод­ные граж­да­не спо­соб­ны со­зда­вать наи­бо­лее ра­ци­о­наль­ные формы че­ло­ве­че­ско­го об­ще­жи­тия. Если граж­дан­ское об­ще­ство вы­сту­па­ет проч­ным опо­сре­ду­ю­щим зве­ном между сво­бод­ным ин­ди­ви­дом и цен­тра­ли­зо­ван­ной го­су­дар­ствен­ной волей, то го­су­дар­ство при­зва­но про­ти­во­дей­ство­вать дез­ин­те­гра­ции, хаосу, кри­зи­су, упад­ку и обес­пе­чи­вать усло­вия для ре­а­ли­за­ции прав и сво­бод ав­то­ном­ной лич­но­сти. В ре­аль­ной жизни об­ще­ства раз­де­ле­ние граж­дан­ско­го об­ще­ства и го­су­дар­ства до­ста­точ­но услов­но, но в науке оно не­об­хо­ди­мо для того, чтобы по­нять ме­ха­низ­мы об­ще­ствен­ной жизни, сте­пень сво­бо­ды и не­сво­бо­ды ин­ди­ви­дов, уро­вень по­ли­ти­че­ско­го раз­ви­тия.

Таким об­ра­зом, граж­дан­ское об­ще­ство пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность меж­лич­ност­ных от­но­ше­ний и се­мей­ных, об­ще­ствен­ных, эко­но­ми­че­ских, куль­тур­ных, ре­ли­ги­оз­ных и иных струк­тур, ко­то­рые раз­ви­ва­ют­ся в об­ще­стве вне рамок и без вме­ша­тель­ства го­су­дар­ства. Си­сте­ма не­за­ви­си­мых от го­су­дар­ства ин­сти­ту­тов и меж­лич­ност­ных от­но­ше­ний создаёт усло­вия для са­мо­ре­а­ли­за­ции ин­ди­ви­дов и групп, для удо­вле­тво­ре­ния их по­все­днев­ных по­треб­но­стей.

 

Р. Т. Му­ха­ев

На ос­но­ва­нии об­ще­ство­вед­че­ских, ис­то­ри­че­ских зна­ний, фак­тов об­ще­ствен­ной жизни на­зо­ви­те три формы вза­и­мо­дей­ствия го­су­дар­ства и граж­дан­ско­го об­ще­ства и кон­кре­ти­зи­руй­те каж­дую из на­зван­ных форм при­ме­ром.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие формы вза­и­мо­дей­ствия и при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие при­ме­ры:

—  за­щи­та част­ных сфер жизни людей (в США об­ще­ствен­ные ор­га­ни­за­ции вы­сту­па­ют с тре­бо­ва­ни­ем пре­кра­тить мас­со­вое про­слу­ши­ва­ние те­ле­фон­ных раз­го­во­ров граж­дан);

—  сдер­жи­ва­ние по­ли­ти­че­ской вла­сти от аб­со­лют­но­го гос­под­ства путем кон­тро­ля за со­блю­де­ни­ем кон­сти­ту­ци­он­ных прин­ци­пов пра­во­во­го го­су­дар­ства и раз­де­ле­ния вла­стей (об­ще­ство по охра­не окру­жа­ю­щей среды вы­сту­пи­ло про­тив по­строй­ки ав­то­ма­ги­стра­ли через тер­ри­то­рию за­по­вед­ни­ка);

—  по­сто­ян­ная мир­ная борь­ба за внед­ре­ние в жизнь кон­сти­ту­ци­он­но­го прин­ци­па пра­во­во­го го­су­дар­ства (в Москве не­го­су­дар­ствен­ная об­ще­ствен­ная ор­га­ни­за­ция про­ве­ла ав­то­про­бег под де­ви­зом «За чест­ные вы­бо­ры»).

Могут быть ука­за­ны и иные формы и при­ме­ры, не ис­ка­жа­ю­щие смыс­ла.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
При­ве­де­ны три формы и три при­ме­ра3
При­ве­де­ны две формы и два при­ме­ра к каж­дой из них

ИЛИ

При­ве­де­ны три формы и один при­мер

2
При­ве­де­ны одна форма и один при­мер

ИЛИ

При­ве­де­ны две формы

1
Ответ не­пра­виль­ный0
Мак­си­маль­ный балл3
Предметная область: По­ли­ти­ка. Граж­дан­ское об­ще­ство и го­су­дар­ство
Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Си­бирь. Ва­ри­ант 5
Раздел кодификатора ФИПИ: 4.3 Го­су­дар­ство как ос­нов­ной ин­сти­тут по­ли­ти­че­ской си­сте­мы
1
Тип 17 № 4288
i

Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста, при­ве­ди­те опре­де­ле­ние граж­дан­ско­го об­ще­ства. Какая тен­ден­ция об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия ле­жа­ла в ос­но­ве фор­ми­ро­ва­ния граж­дан­ско­го об­ще­ства? Какие стрем­ле­ния че­ло­ве­ка от­ра­зил этот про­цесс?


2
Тип 18 № 54416
i

В тек­сте упо­мя­ну­ты клю­че­вые по­ня­тия со­ци­аль­но-гу­ма­ни­тар­ных наук.

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния,

— ука­жи­те не менее трёх ос­нов­ных при­зна­ков граж­дан­ско­го об­ще­ства;

— объ­яс­ни­те связь между упо­мя­ну­ты­ми в тек­сте граж­дан­ским об­ще­ством и го­су­дар­ством.

(Объ­яс­не­ние может быть дано в одном или не­сколь­ких рас­про­странённых пред­ло­же­ни­ях.)


3

Автор свя­зы­ва­ет со­зда­ние пра­во­во­го де­мо­кра­ти­че­ско­го го­су­дар­ства с де­я­тель­но­стью со­зна­тель­ных сво­бод­ных граж­дан. Ис­поль­зуя зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, ин­фор­ма­цию СМИ и лич­ный со­ци­аль­ный опыт, объ­яс­ни­те, как свя­за­ны между собой по­ли­ти­че­ская сво­бо­да и воз­мож­но­сти са­мо­ре­а­ли­за­ции лич­но­сти в каж­дой из сфер: эко­но­ми­че­ской, со­ци­аль­ной и ду­хов­ной.


4
Тип Д22 C3 № 4289
i

На­зо­ви­те любые две функ­ции го­су­дар­ства, о ко­то­рых го­во­рит­ся в тек­сте. Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, ука­жи­те ещё одну функ­цию.


5
Тип Д18 C2 № 44551
i

На­зо­ви­те любые две функ­ции го­су­дар­ства, о ко­то­рых го­во­рит­ся в тек­сте. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, ука­жи­те ещё одну функ­цию.

(В объ­яс­не­нии смыс­ла / опре­де­ле­нии по­ня­тия долж­но быть ука­за­но не менее двух су­ще­ствен­ных при­зна­ков. Объ­яс­не­ние/опре­де­ле­ние может быть дано в одном или не­сколь­ких рас­про­странённых пред­ло­же­ни­ях.)