ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 5.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Революция как способ социальных изменений
1) как правило, осуществляется по инициативе власти
2) ориентирована на сохранение положения элитных групп
3) направлена на преобразование отдельных сторон жизни общества
4) предполагает резкие качественные изменения общественных отношений
Ответ:
Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень познания?
1. Объяснение закономерностей
2. Описание предметов и явлений
3. Обоснование гипотез
4. Обобщение в форме теорий
Ответ:
Эпические фольклорные произведения, песнопения, предания относятся культурологами к
1) массовой культуре
2) элитарной культуре
3) народной культуре
4) экранной культуре
Ответ:
Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека, в частности, проявляется в сознательном выборе путей и способов достижения цели.
Б. Свобода человека, в частности, проявляется в отсутствии ответственности за совершённые поступки.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Существует несколько значений понятия «экономика». Какое положение иллюстрирует экономику как науку?
1. Изучение моделей функционирования рынка труда
2. Оказание населению медицинских услуг
3. Производство большой партии новых пылесосов
4. Развитие телекоммуникационных сетей и сетей мобильной связи
Ответ:
Повышение уровня безработицы в традиционных отраслях и наличие свободных мест в сфере высоких технологий и услуг характеризуют ситуацию на рынке
1) товаров и услуг
2) труда
3) средств производства
4) информации
Ответ:
Организацию, которая на финансовых рынках призвана обеспечить регулярное осуществление купли-продажи акций, облигаций и других ценных бумаг, называют
1) центральным банком
2) фондовой биржей
3) инвестиционным фондом
4) коммерческим банком
Ответ:
На графике отражена ситуация на рынке мебели для Р дома: линия предложения S переместилась в новое положение — SI (Р — цена товара, Q — количество товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)
1) закрытием мелких фирм — производителей мебели
2) дефицитом дерева для производства мебели
3) снижением доходов потребителей
4) применением технологий, удешевляющих производство мебели
Ответ:
Верны ли следующие суждения об экономических системах?
А. В условиях традиционной экономики отсутствует экономический рост.
Б. В условиях рыночной экономики наблюдается циклическое экономическое развитие.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Ивану 15 лет, он девятиклассник. Он помогает родителям по хозяйству, в его обязанности входит гулять с младшим братом во дворе. В этом проявляется(-ются)
1) этническая принадлежность человека
2) индивидуально-психологические особенности
3) социальная роль личности
4) личный авторитет
Ответ:
В стране Z в ходе социологических опросов (2002 и 2005 гг.) респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Можете ли Вы, другие члены Вашей семьи при необходимости получить хорошее медицинское обслуживание?». Полученные результаты представлены в таблице.
| Варианты ответа | ||
|---|---|---|
| % от числа опрошенных | ||
| 2002 г. | 2005 г. | |
| Да / скорее да | 26 | 20 |
| Нет / скорее нет | 72 | 78 |
| Затрудняюсь ответить | 2 | 2 |
Какой вывод можно сделать на основании данных таблицы?
1) И в 2002 г., и в 2005 г. большинство респондентов ответили, что не смогут при необходимости получить хорошее медицинское обслуживание.
2) И в 2002 г., и в 2005 г. значительные доли респондентов затруднились ответить на этот вопрос.
3) Доля респондентов, которые, по их мнению, смогут при необходимости получить хорошее медицинское обслуживание, увеличилась.
4) Процент респондентов, которые, по их мнению, не смогут при необходимости получить хорошее медицинское обслуживание, уменьшился.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о сути гуманистического подхода к решению национальных проблем?
А. Суть гуманистического подхода к решению национальных проблем проявляется в отказе от насилия во всех его формах.
Б. Суть гуманистического подхода к решению национальных проблем проявляется во всестороннем развитии демократии, правовых начал в жизни общества.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Высшим органом законодательной власти в РФ является
1) Федеральное Собрание РФ
2) Правительство РФ
3) Конституционный Суд РФ
4) Государственный Совет РФ
Ответ:
Укажите отличительный признак правового государства.
1) Принятие законов осуществляется представительными законодательными органами.
2) Источником закона является верховная власть, сама же она стоит выше закона.
3) Принятые законы публикуются в средствах массовой информации.
4) Все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона.
Ответ:
Гражданин Р., лидер оппозиционной партии, выступил на митинге с изложением программы действий. Какую из функций политической партии в обществе иллюстрирует данный пример?
1. Пропаганда определённых политических взглядов
2. Мобилизация граждан на поддержку правительственных решений
3. Издание партийных средств массовой информации
4. Продвижение своих лидеров в органы исполнительной власти
Ответ:
Верны ли следующие суждения о современном государстве?
А. Задачей любого современного государства является отстаивание интересов страны на международной арене.
Б. Ряд современных европейских государств делегировал часть своих полномочий наднациональным органам.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Нормы права, в отличие от норм морали,
1) отражают представление о гармонии человека с природой
2) выражают общественное мнение
3) препятствуют социальным изменениям
4) содержатся в нормативных актах
Ответ:
Согласно Трудовому кодексу РФ физическое лицо, которое обладает правом и возможностью работать по трудовому договору, называют
1) работодателем
2) партнёром
3) работником
4) тружеником
Ответ:
В отношении Ивана Николаевича были распространены сведения, порочащие его деловую репутацию. Иван Николаевич вправе требовать
1) возмещения морального вреда
2) конфискации имущества у распространителей сведений
3) привлечения распространителей сведений к дисциплинарной ответственности
4) административного задержания распространителей сведений
Ответ:
Верны ли следующие суждения о гражданских правоотношениях?
А. В гражданских правоотношениях одна сторона всегда является властвующей, а другая — подчиняющейся.
Б. Гражданские правоотношения возникают в большинстве случаев по соглашению сторон.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Запишите слово, пропущенное в таблице.
| ФОРМА ОСВОЕНИЯ МИРА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
|---|---|
| Религия | Проявление мировоззренческих установок, переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное |
| ... | Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире |
Ответ:
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «микроэкономика». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
| 1) фирма | 2) локальный рынок | 3) фондовая биржа |
| 4) издержки | 5) бухгалтерская прибыль | 6) налоговая система страны |
Ответ:
Установите соответствие между примерами и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) понижение в должности
Б) государственная награда
B) аплодисменты
Г) отказ пожать руку
Д) вынесение предупреждения администрацией предприятия
Е) комплимент
1) формальные санкции
2) неформальные санкции
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Найдите в приведённом ниже списке типы политических режимов и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Тоталитарный.
2. Пропорциональный.
3. Мажоритарный.
4. Демократический.
5. Легальный.
6. Авторитарный.
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Первые законы появились в глубокой древности. (Б) Законодательная деятельность является одной из функций государства. (В) Сегодня в большинстве стран законы принимают всенародно избранные парламенты. (Г) Появление законодательства следует рассматривать как значительное социальное изобретение человечества. (Д) Оно просто необходимо для того, чтобы не было разнобоя и не приходилось каждый раз заново решать, что делать в повторяющихся ситуациях жизни.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
| A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Многие исследователи считали, что в социуме должны иметь место такие же жёсткие, как и в природе, независимые от воли людей причинно-следственные ______(А). Предполагалось, что их выявление и является
главной задачей научного обществознания, поскольку это позволит прогнозировать дальнейшее развитие________(Б). Но этот подход упрощал многомерную картину_______(В) жизни, оставляя в стороне сознательно-волевую составляющую_______(Г) людей. В XX в. стало формироваться представление о законах-тенденциях, отражающих некоторые объективные___(Д) общественной жизни. Больше внимания в развитии общества стало уделяться _______(Е) социальных явлений, учёту роли духовных факторов — интересов, настроений, ценностных установок людей».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
| 1) общество | 2) специфика | 3) природная |
| 4) социальная | 5) связь | 6) деятельность |
| 7) процессы | 8) законы | 9) ценности |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
| A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Иван поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создаёт собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Много внимания Иван уделяет изучению математики, увлекается черчением. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Иваном цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Поступление в институт.
2. Занятия в художественной студии.
3. Изучение математики.
4. Получение профессии архитектора.
5. Опыт создания собственных работ.
6. Выбор профессии.
Ответ:
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Чувственное познание, познавательная деятельность, субъект познания, объект познания, рациональное познание.
Ответ:
Используя содержание текста, приведите определение гражданского общества. Какая тенденция общественного развития лежала в основе формирования гражданского общества? Какие стремления человека отразил этот процесс?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Назовите любые две функции государства, о которых говорится в тексте. Опираясь на обществоведческие знания, укажите ещё одну функцию.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
На основании обществоведческих, исторических знаний, фактов общественной жизни назовите три формы взаимодействия государства и гражданского общества и конкретизируйте каждую из названных форм примером.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Автор связывает создание правового демократического государства с деятельностью сознательных свободных граждан. Используя знания обществоведческого курса, информацию СМИ и личный социальный опыт, объясните, как связаны между собой политическая свобода и возможности самореализации личности в каждой из сфер: экономической, социальной и духовной.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какой смысл правоведы вкладывают в понятие «субъекты гражданского права»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о субъектах гражданского права.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
С помощью трёх примеров покажите проявление роли образования в жизни современного общества. В каждом случае сначала приведите пример, а затем укажите роль, которую он иллюстрирует. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Государство Z переживает экономический подъём. Промышленность в своём развитии опережает сельское хозяйство. Законом установлено господство государственной собственности. Какая экономическая система существует в государстве Z? По какому признаку Вы это установили? Назовите любые два иных признака этой экономической системы.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социализация индивида». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия: «Знание — орудие, а не цель». (Л. Толстой)
29.2 Экономика: «Экономика меняется вместе с жизнью». (С. Вайн)
29.3 Социология, социальная психология: «Социальный статус родителей человека обычно оказывает небольшое непосредственное воздействие на его профессиональные достижения». (П. Блау)
29.4 Политология: «Чтобы власть стала сильнее, следует её ограничить». (Л. Бернэ)
29.5 Правоведение: «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А. Ф. Кони)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.