Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д18 C2 № 44702
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Ин­ди­вид ста­но­вит­ся лич­но­стью в ходе со­ци­а­ли­за­ции, то есть усво­е­ния эле­мен­тов со­вре­мен­ной ему куль­ту­ры, в том числе со­от­вет­ству­ю­щих цен­но­стей и норм по­ве­де­ния. Спектр со­ци­аль­ных цен­но­стей до­ста­точ­но раз­но­об­ра­зен  — это цен­но­сти мо­раль­ные, идео­ло­ги­че­ские, по­ли­ти­че­ские, ре­ли­ги­оз­ные, эко­но­ми­че­ские, эс­те­ти­че­ские и дру­гие. Цен­но­сти не­по­сред­ствен­но свя­за­ны с об­ще­ствен­ны­ми иде­а­ла­ми. Цен­но­сти  — это не то, что можно ку­пить или про­дать; цен­но­сти  — это то, ради чего стоит жить. Важ­ней­шая функ­ция со­ци­аль­ных цен­но­стей  — иг­рать роль кри­те­ри­ев вы­бо­ра из аль­тер­на­тив­ных спо­со­бов дей­ствий. Цен­но­сти лю­бо­го об­ще­ства вза­и­мо­дей­ству­ют между собой, яв­ля­ясь прин­ци­пи­аль­ным со­дер­жа­тель­ным эле­мен­том дан­ной куль­ту­ры.

От­но­ше­ние между куль­тур­но-пред­опре­де­ля­е­мы­ми цен­но­стя­ми ха­рак­те­ри­зу­ет­ся двумя чер­та­ми. Во-пер­вых, цен­но­сти рас­пре­де­ля­ют­ся по сте­пе­ни их об­ще­ствен­ной зна­чи­мо­сти и важ­но­сти в опре­делённую иерар­хи­че­скую струк­ту­ру, под­раз­де­ля­ясь на цен­но­сти более и менее вы­со­ко­го по­ряд­ка, более пред­по­чи­та­е­мые и менее пред­по­чи­та­е­мые. Во-вто­рых, от­но­ше­ния между этими цен­но­стя­ми могут быть как гар­мо­нич­ны­ми, вза­им­но под­креп­ля­ю­щи­ми, так и ней­траль­ны­ми, даже ан­та­го­ни­сти­че­ски­ми, вза­и­мо­ис­клю­ча­ю­щи­ми. Эти от­но­ше­ния между со­ци­аль­ны­ми цен­но­стя­ми, скла­ды­ва­ясь ис­то­ри­че­ски, на­пол­ня­ют кон­крет­ным со­дер­жа­ни­ем куль­ту­ру дан­но­го типа.

Ос­нов­ная функ­ция со­ци­аль­ных цен­но­стей  — быть ме­ри­лом оце­нок  — ведёт к тому, что в любой си­сте­ме цен­но­стей можно вы­де­лить:

1.  то, что пред­по­чи­та­ет­ся в наи­боль­шей сте­пе­ни (акты по­ве­ле­ния, при­бли­жа­ю­щи­е­ся к об­ще­ствен­но­му иде­а­лу,  — то, чем вос­хи­ща­ют­ся). Важ­ней­шим эле­мен­том си­сте­мы цен­но­стей яв­ля­ет­ся зона выс­ших цен­но­стей, зна­че­ние ко­то­рых не нуж­да­ет­ся в каком-либо обос­но­ва­нии (то, что пре­вы­ше всего, что не­на­ру­ши­мо, «свято» и не может быть на­ру­ше­но ни при каких об­сто­я­тель­ствах);

2.  то, что счи­та­ет­ся нор­маль­ным, пра­виль­ным (как по­сту­па­ют в боль­шин­стве слу­ча­ев);

3.  то, что не одоб­ря­ет­ся, по­ри­ца­ет­ся и  — на край­нем по­лю­се си­сте­мы цен­но­стей  — пред­стаёт как аб­со­лют­ное, са­мо­оче­вид­ное зло, не до­пус­ка­е­мое ни при каких об­сто­я­тель­ствах.

Сфор­ми­ро­вав­ша­я­ся си­сте­ма цен­но­стей струк­ту­ри­ру­ет, упо­ря­до­чи­ва­ет для ин­ди­ви­да кар­ти­ну мира. Важ­ная осо­бен­ность со­ци­аль­ных цен­но­стей за­клю­ча­ет­ся в том, что в силу их все­об­ще­го при­зна­ния они вос­при­ни­ма­ют­ся чле­на­ми об­ще­ства как нечто само собой ра­зу­ме­ю­ще­е­ся, цен­но­сти сти­хий­но ре­а­ли­зу­ют­ся, вос­про­из­во­дят­ся в со­ци­аль­но зна­чи­мых по­ступ­ках людей.

При всем раз­но­об­ра­зии со­дер­жа­тель­ных ха­рак­те­ри­стик со­ци­аль­ных цен­но­стей можно вы­де­лить не­ко­то­рые объ­ек­ты, с не­из­беж­но­стью свя­зан­ные с фор­ми­ро­ва­ни­ем цен­ност­ной си­сте­мы. В их числе опре­де­ле­ние при­ро­ды че­ло­ве­ка, его «на­ту­ры», идеал лич­но­сти; кар­ти­на мира, ми­ро­зда­ния, вос­при­я­тие и по­ни­ма­ние при­ро­ды; место че­ло­ве­ка, его роль в си­сте­ме ми­ро­зда­ния, от­но­ше­ние че­ло­ве­ка к при­ро­де и дру­гое.

 

Г. В. Остов, Л. Н. Моск­ви­чев

Какие объ­ек­ты цен­ност­ных от­но­ше­ний пе­ре­чис­ля­ют ав­то­ры? Ука­жи­те три объ­ек­та. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, ука­жи­те дру­гие два объ­ек­та.

(В объ­яс­не­нии смыс­ла / опре­де­ле­нии по­ня­тия долж­но быть ука­за­но не менее двух су­ще­ствен­ных при­зна­ков. Объ­яс­не­ние/опре­де­ле­ние может быть дано в одном или не­сколь­ких рас­про­странённых пред­ло­же­ни­ях.)

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Объ­ек­ты цен­ност­ных от­но­ше­ний по тек­сту:

− опре­де­ле­ние при­ро­ды че­ло­ве­ка, его «на­ту­ры», идеал лич­но­сти;

− кар­ти­на мира, ми­ро­зда­ния, вос­при­я­тие и по­ни­ма­ние при­ро­ды;

− место че­ло­ве­ка, его роль в си­сте­ме ми­ро­зда­ния, от­но­ше­ние че­ло­ве­ка к при­ро­де.

2.  Дру­гие два объ­ек­та, на­при­мер:

− семья как цен­ность;

− об­ще­ствен­ное устрой­ство.

Могут быть при­ве­де­ны дру­гие объ­ек­ты.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Объ­яс­не­ние смыс­ла / опре­де­ле­ние по­ня­тия дано полно, чётко, ясно, недву­смыс­лен­но: ука­за­но не менее двух су­ще­ствен­ных при­зна­ков, от­но­ся­щих­ся к ха­рак­те­ри­сти­ке дан­но­го по­ня­тия / от­ли­ча­ю­щих его от дру­гих по­ня­тий (со­дер­жа­ние по­ня­тия кор­рект­но рас­кры­то через ро­до­вую при­над­леж­ность по­ня­тия и его ви­до­вое(-ые) от­ли­чие(-я))2
Смысл по­ня­тия в целом объ­яснён, НО в не­пол­ном объёме: ука­зан толь­ко один из су­ще­ствен­ных при­зна­ков, от­но­ся­щих­ся к ха­рак­те­ри­сти­ке дан­но­го по­ня­тия / от­ли­ча­ю­щих его от дру­гих по­ня­тий.

ИЛИ В от­ве­те до­пу­ще­ны от­дель­ные не­точ­но­сти/не­до­стат­ки, не ис­ка­жа­ю­щие его по су­ще­ству

1
В от­ве­те на­ря­ду с вер­ны­ми при­ве­де­ны не­вер­ные при­зна­ки (ха­рак­те­ри­сти­ки, опи­са­ния, срав­не­ния и т. п.), ис­ка­жа­ю­щие со­дер­жа­ние по­ня­тия по су­ще­ству.

ИЛИ От­сут­ству­ют ви­до­вые ха­рак­те­ри­сти­ки, су­ще­ствен­ные при­зна­ки по­ня­тия / ука­за­ны толь­ко не­су­ще­ствен­ные при­зна­ки, не рас­кры­ва­ю­щие смыс­ла по­ня­тия.

ИЛИ Иные си­ту­а­ции, не преду­смот­рен­ные пра­ви­ла­ми вы­став­ле­ния 2 и 1 балла

0
Мак­си­маль­ный балл2
1
Тип 17 № 10711
i

Ав­то­ры рас­смат­ри­ва­ют функ­ции со­ци­аль­ных цен­но­стей. Ука­жи­те любые три из них.


2
Тип 18 № 54560
i

В тек­сте упо­мя­ну­ты клю­че­вые по­ня­тия со­ци­аль­но-гу­ма­ни­тар­ных наук. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния:

—  ука­жи­те не менее трёх ос­нов­ных при­зна­ков по­ня­тия «ин­ди­вид»;

—  объ­яс­ни­те вза­и­мо­связь ука­зан­ных ав­то­ром со­ци­аль­ных цен­но­стей и по­ступ­ков людей.

Объ­яс­не­ние может быть дано в одном или не­сколь­ких рас­про­странённых пред­ло­же­ни­ях.


3

Какие три вида цен­но­стей по сте­пе­ни об­ще­ствен­ной зна­чи­мо­сти пе­ре­чис­ле­ны в тек­сте? На­зо­ви­те их и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дый вид.


4
Тип 20 № 10714
i

Ав­то­ры на­зы­ва­ют цен­но­сти со­дер­жа­тель­ным эле­мен­том куль­ту­ры. Ис­поль­зуя текст, об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, при­ве­ди­те три объ­яс­не­ния мысли ав­то­ров.


5
Тип Д22 C3 № 10712
i

Какие объ­ек­ты цен­ност­ных от­но­ше­ний пе­ре­чис­ля­ют ав­то­ры? Ука­жи­те три объ­ек­та. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, ука­жи­те дру­гие два объ­ек­та.