СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Обществознание
≡ обществознание
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 22 № 4943

Какие осо­бен­но­сти изу­че­ния молодёжной про­бле­ма­ти­ки на­зы­ва­ет автор? От ка­ко­го фак­то­ра за­ви­сит тео­ре­ти­че­ское осмыс­ле­ние молодёжи как осо­бой со­ци­аль­ной группы? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «молодежь».


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

Всё возрастающая актуальность исследования молодёжной проблематики объясняется тем, что по природе своей молодёжь содержит код преемственности поколений, обеспечивающий самовоспроизводство общества. Особенностью рассмотрения проблемы на самых различных этапах развития социальной мысли было стремление найти универсальные

характеристики и определения молодёжи, её индивидуальных и социальных детерминант функционирования и развития. Теоретическое осмысление молодёжи как особой социальной группы во все времена в значительной мере зависело от конкретно-исторической ситуации.

«Молодёжь» как научная категория прошла путь от выделения отдельных аспектов в социально-педагогических концепциях её воспитания до создания самостоятельных теорий молодёжного возраста.

Исходная позиция жизненного цикла, совпадающая с молодостью и связанная с институционализацией процесса подготовки к взрослым функциям, появилась в процессе перехода от традиционного общества к индустриальному. Процесс социализации в традиционном обществе осуществляется путём передачи из поколения в поколение неизменных ценностей. Виды деятельности, их средства и цели столетиями существовали в качестве устойчивых традиций, образцов и социальных норм. В современных условиях возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество.

В своём стремлении стать полноправными субъектами социальных отношений молодые люди часто сталкиваются с препятствиями со стороны общества, его отдельных групп и социальных институтов, что приводит к конфликтам. Основаниями для выделения специфически молодёжных конфликтов могут являться: возрастное неравенство социального статуса, неадекватные взаимодействия с институтами социализации, принадлежность к иному типу культуры (субкультуре). Большинство специфически молодёжных проблем возникает на фоне противостояния молодёжь-общество. Преодоление этих конфликтов может идти по пути интеграции молодёжи в общественные структуры либо дифференциации, расслоения и даже социального исключения её отдельных групп (возрастная дискриминация, отчуждение, маргинализация).

 

(по Ф.С. Кудзиевой)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ука­за­на особенность:

— было стрем­ле­ние найти уни­вер­саль­ные ха­рак­те­ри­сти­ки и опре­де­ле­ния молодёжи, её ин­ди­ви­ду­аль­ных и со­ци­аль­ных де­тер­ми­нант функ­ци­о­ни­ро­ва­ния и развития;

2) ука­зан фактор:

— конкретно-историческая ситуация.

3) Дано объяснение понятию:

— молодежь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности, специфическим мировоззрением и системой ценностей, отличной от других социально-возрастных групп.

Предметная область: Социальные отношения. Молодежь как социальная группа