Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 18 № 50906

Авторы пишут, что люди существуют в системе природы. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «природа». (В объяснении смысла / определении понятия «природа» должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение / определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)


Прочитайте текст и выполните задания 17−20.

 

Мы находимся в чудовищно сложной системе природы и природного окружения и строим большие и малые города, которые также представляют собой системы. Мы используем механические системы, такие как автомобили, компьютеры и автоматизированные производства. Мы говорим о политических, экономических и идеологических системах. Каждая из них действует как функционирующее целое, объединяющее множество отдельных частей. Что представляет собой система? Система – это нечто такое, что в результате взаимодействия своих частей поддерживает своё существование и функционирует как единое целое. Отличный пример – наше тело. Оно состоит из множества различных органов, и каждый действует отдельно, но при этом все они работают вместе и каждый влияет на все другие. Тело — это сложная система, так же как и семья, бизнес или система убеждений.

Взаимосвязи в современном мире, который представляет собой сложную систему, уже настолько сильны, что события в отдалённых местах влияют на нашу жизнь. Напряжённость в далёких нефтедобывающих странах отдаётся на местной заправочной станции изменением цены на бензин. Столь несущественная вещь, как слухи, меняет цены на недвижимость. Мы живём как системы в мире систем.

Логическое мышление позволяет мыслить логично, анализировать, то есть разбивать события на части и потом опять собирать их. Иногда э то приводит к успеху. Но опасность подстерегает тех, кто попытается использовать такой подход в любой ситуации. Он не работает, когда имеешь дело с системами. Привычное причинное мышление не срабатывает, когда нам приходится иметь дело с системами, потому что оно склонно везде усматривать действие простых, локализованных в пространстве и во времени причинно-следственных связей, не замечать комбинации взаимовлияющих факторов. В системах причина и её следствие могут быть далеко разнесены в пространстве и во времени. Следствие может проявиться лишь спустя несколько дней, недель и даже лет, а действовать нам нужно сейчас. Долгосрочные результаты могут оказаться совсем неплохими. Но последствия наших действий могут оказаться и пагубными.

Системное мышление обращено к целому и его частям, а также к связям между частями.

(По Дж. О’Коннору, И. Макдермотту)

1
Тип 17 № 50905

Какое определение понятия «система» дано в тексте? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Почему, по мнению авторов, события в отдаленных местах влияют на нашу жизнь? Какие особенности привычного причинного мышления, по мнению авторов, мешают ему функционировать, когда человек имеет дело с системами? (Укажите две особенности.)


2
Тип 19 № 50907

Авторы утверждают, что в системах причина и её следствие могут быть далеко разнесены во времени. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три примера деятельности человека в разных сферах жизни общества, которые иллюстрируют эту идею. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите сферу. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)


3
Тип 20 № 50908

Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения, которые подтверждают, что использование системного мышления может облегчить старшекласснику усвоение новых знаний в процессе обучения. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

Спрятать пояснение

Пояснение.

Часть материального мира, от которой обособилось общество; совокупность естественных условий существования и развития общества, его среда обитания и источник ресурсов.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указано не менее двух существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я))2
Смысл понятия в целом объяснён, НО в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий.

ИЛИ В ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу

1
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу.

ИЛИ Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. ИЛИ Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балл

0
Максимальный балл2