СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Обществознание
≡ обществознание
сайты - меню - вход - новости



Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 22 № 5906

Почему, по мне­нию авторов, со­став­ле­ние ан­ке­ты - слож­ное дело? Каким требованиям, по их мнению, долж­ны со­от­вет­ство­вать во­про­сы анкеты? Какие ка­те­го­рии респондентов, со­глас­но авторам, вы­де­ля­ют­ся при по­стро­е­нии рас­сло­ен­ной выборки?


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Методы, основанные на наблюдениях, используются для описания и характеристики непосредственно наблюдаемого поведения людей в разных ситуациях. Однако для наблюдения недоступны системы ценностей, убеждения, взгляды, представления, мотивировки и чувства. В таких случаях ведущим методом социологического исследования становится опрос. Опросы, как правило, проводятся методами интервьюирования и анкетирования. В основе интервью – беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще социологи проводят интервью на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы, в определённой последовательности и с заданными формулировками.

Анкетирование – метод опроса, при котором социолог-исследователь общается с респондентом (участником социологического опроса) с помощью анкеты.

Как при интервьюировании, так и при анкетировании исследователи должны уделять особое внимание процедурам выборки: 1) определить слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса; 2) определить численность опрашиваемых, необходимую и достаточную... 3) определить правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора…

Обычно социологи используют в своих исследованиях случайную выборку или выборку расслоенную (типическую). При случайной выборке исследователи осуществляют произвольный отбор объектов исследования так, что у каждого индивида в популяции имеется равный шанс быть выбранным. Если необходима более высокая точность, используется расслоенная выборка, когда население делится на соответствующие категории по возрасту, полу, социально-экономическому положению, расе, затем осуществляется случайная выборка в каждой из выделенных категорий...

Составить хорошую анкету – непростое дело. Формулировка вопросов, их количество и размер – всё это имеет немаловажное значение. Например, формулировка вопроса способна систематически “сбивать” результаты опроса… Необходима не одна предварительная проверка, чтобы гарантировать, что вопросы понятны, недвусмысленны и достаточно конкретны для того, чтобы получить от респондентов желаемую информацию. Возможно, самая большая трудность с личной информацией связана с её точностью.

 

(Ю. Волков и др.)

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы:

1) ответ на пер­вый во­прос (причина):

— фор­му­ли­ров­ка во­про­са спо­соб­на си­сте­ма­ти­че­ски «сбивать» ре­зуль­та­ты опроса;

2) ответ на вто­рой во­прос (требования):

— во­про­сы понятны, недву­смыс­лен­ны и до­ста­точ­но конкретны.

3) ответ на тре­тий во­прос (категории):

— возраст, пол, социально-экономическое положение, раса.

 

Ответы на во­про­сы могут быть даны в иных, близ­ких по смыс­лу формулировках.