Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 20 № 6439
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Любой че­ло­век, за­ни­ма­ю­щий вы­со­кую со­ци­аль­ную по­зи­цию в об­ще­стве, стре­мит­ся со­от­вет­ство­вать сво­е­му ста­ту­су и вести себя долж­ным об­ра­зом. От че­ло­ве­ка, об­ла­да­ю­ще­го ста­ту­сом бан­ки­ра, окру­жа­ю­щие ждут впол­не кон­крет­ных по­ступ­ков и не ждут дру­гих, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют их пред­став­ле­ни­ям об этом ста­ту­се. Сле­до­ва­тель­но, ста­тус и со­ци­аль­ную роль свя­зы­ва­ют ожи­да­ния людей. Если ожи­да­ния фор­маль­но вы­ра­же­ны и за­фик­си­ро­ва­ны в каких-либо актах (за­ко­нах) или в обы­ча­ях, тра­ди­ци­ях, ри­ту­а­лах, они носят ха­рак­тер со­ци­аль­ных норм.

Хотя ожи­да­ния могут и не фик­си­ро­вать­ся, од­на­ко от этого они не пе­ре­ста­ют быть ожи­да­ни­я­ми. Не­смот­ря на это, от об­ла­да­те­ля кон­крет­но­го ста­ту­са люди ожи­да­ют, что он будет иг­рать впол­не опре­делённую роль в со­от­вет­ствии с теми тре­бо­ва­ни­я­ми, ко­то­рые к этой роли они предъ­яв­ля­ют. Тре­бо­ва­ния и нормы по­ве­де­ния об­ще­ство пред­пи­сы­ва­ет ста­ту­су за­ра­нее. За пра­виль­ное ис­пол­не­ние роли ин­ди­вид воз­на­граж­да­ет­ся, за не­пра­виль­ное на­ка­зы­ва­ет­ся.

Мо­дель по­ве­де­ния, ори­ен­ти­ро­ван­ная на опре­делённый ста­тус, вклю­ча­ет в себя со­во­куп­ность ста­тус­ных прав и обя­зан­но­стей. Права озна­ча­ют воз­мож­ность со­вер­шать опре­делённые дей­ствия, обу­слов­лен­ные ста­ту­сом. Чем выше ста­тус, тем бóльши­ми пра­ва­ми на­де­ля­ет­ся его об­ла­да­тель и тем боль­ший круг обя­зан­но­стей на него воз­ла­га­ет­ся.

Мо­дель по­ве­де­ния, ори­ен­ти­ро­ван­ная на опре­делённый ста­тус, имеет и внеш­ние знаки от­ли­чия. Одеж­да яв­ля­ет­ся со­ци­аль­ным сим­во­лом, ко­то­рый вы­пол­ня­ет три ос­нов­ные функ­ции: обес­пе­че­ние ком­фор­та, со­блю­де­ние при­ли­чий и де­мон­стра­тив­ное вы­ра­же­ние.

Функ­цию ста­тус­ных сим­во­лов вы­пол­ня­ют также жильё, язык, ма­не­ры по­ве­де­ния, досуг.

 

Р. Т. Му­ха­ев

При­ве­ди­те по­ло­же­ние тек­ста, от­ра­жа­ю­щее со­от­но­ше­ние ста­ту­са лич­но­сти, с одной сто­ро­ны, и круга и объёма прав и обя­зан­но­стей, ко­то­ры­ми она об­ла­да­ет, – с дру­гой. Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, обос­но­вы­ва­ю­щих это по­ло­же­ние.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  По­ло­же­ние тек­ста: чем выше ста­тус, тем бóльши­ми пра­ва­ми на­де­ля­ет­ся его об­ла­да­тель и тем боль­ший круг обя­зан­но­стей на него воз­ла­га­ет­ся; (По­ло­же­ние тек­ста может быть при­ве­де­но в иной, близ­кой по смыс­лу форме.)

2.  Ар­гу­мен­ты, на­при­мер:

− че­ло­век, за­ни­ма­ю­щий вы­со­кий со­ци­аль­ный ста­тус, об­ла­да­ет пра­вом при­ни­мать ре­ше­ния, ка­са­ю­щи­е­ся дру­гих людей (при­ни­мать на ра­бо­ту и уво­лить с неё, пред­ло­жить на рас­смот­ре­ние за­ко­но­про­ект или на­ло­жить вето на име­ю­щий­ся про­ект и т. п.);

− на людей вы­со­ко­го со­ци­аль­но­го ста­ту­са, воз­ла­га­ет­ся, как пра­ви­ло, ши­ро­кий круг обя­зан­но­стей с учётом их прав и воз­мож­но­стей (в слу­чае чрез­вы­чай­ной си­ту­а­ции имен­но глава пред­при­я­тия дол­жен при­нять ре­ше­ния и ор­га­ни­зо­вать ра­бо­ту по устра­не­нию от­ри­ца­тель­ных по­след­ствий; ка­пи­тан судна в слу­чае угро­зы ги­бе­ли ко­раб­ля дол­жен по­ки­нуть его по­след­ним).

Могут быть при­ве­де­ны дру­гие ар­гу­мен­ты

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
При­ве­де­ны по­ло­же­ние тек­ста и два ар­гу­мен­та3
При­ве­де­ны по­ло­же­ние тек­ста и один ар­гу­мент.

ИЛИ По­ло­же­ние тек­ста не дано в явном виде, но при­ведённые два ар­гу­мен­та сви­де­тель­ству­ют о его по­ни­ма­нии

2
При­ведён толь­ко один ар­гу­мент1
При­ве­де­но толь­ко по­ло­же­ние тек­ста.

ИЛИ При­ве­де­ны рас­суж­де­ния об­ще­го ха­рак­те­ра, не со­от­вет­ству­ю­щие тре­бо­ва­нию за­да­ния. ИЛИ Ответ не­пра­виль­ный

0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2013 по об­ще­ст­во­зна­нию
1
Тип 17 № 2645
i

Что, на взгляд ав­то­ра, свя­зы­ва­ет со­ци­аль­ный ста­тус и со­ци­аль­ную роль? В чём вы­ра­жа­ет­ся эта связь?


2
Тип 19 № 2647
i

Какие три ос­нов­ные функ­ции одеж­ды как со­ци­аль­но­го сим­во­ла вы­де­ля­ет автор? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские и ис­то­ри­че­ские зна­ния, про­ил­лю­стри­руй­те любые две из них при­ме­ра­ми.


3
Тип 20 № 2648
i

При­ве­ди­те по­ло­же­ние тек­ста, от­ра­жа­ю­щее со­от­но­ше­ние ста­ту­са лич­но­сти, с одной сто­ро­ны, и круга и объёма прав и обя­зан­но­стей, ко­то­ры­ми она об­ла­да­ет,  — с дру­гой. Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, обос­но­вы­ва­ю­щих это по­ло­же­ние.


4
Тип Д22 C3 № 2646
i

Какие два усло­вия не­об­хо­ди­мы для за­креп­ле­ния ро­ле­во­го по­ве­де­ния в ка­че­стве со­ци­аль­ной нормы? Как об­ще­ство под­дер­жи­ва­ет пра­виль­ность вы­пол­не­ния со­ци­аль­ных норм? Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «со­ци­аль­ная норма».


5
Тип Д18 C2 № 44679
i

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «со­ци­аль­ная норма».

(В объ­яс­не­нии смыс­ла / опре­де­ле­нии по­ня­тия долж­но быть ука­за­но не менее двух су­ще­ствен­ных при­зна­ков. Объ­яс­не­ние/опре­де­ле­ние может быть дано в одном или не­сколь­ких рас­про­странённых пред­ло­же­ни­ях.)