Заголовок: Демонстрационная версия ЕГЭ—2026 по обществознанию
Комментарий:
Готово, можно копировать.
РЕШУ ЕГЭ — обществознание
Вариант № 12953331

Демонстрационная версия ЕГЭ—2026 по обществознанию

1.  
i

Ниже при­ведён пе­ре­чень дей­ствий. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к пра­вам обу­ча­ю­щих­ся в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

 

1)  обу­чать­ся по ин­ди­ви­ду­аль­но­му учеб­но­му плану

2)  участ­во­вать в управ­ле­нии об­ра­зо­ва­тель­ной ор­га­ни­за­ци­ей в по­ряд­ке, уста­нов­лен­ном её уста­вом

3)  участ­во­вать в фор­ми­ро­ва­нии со­дер­жа­ния сво­е­го про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния

4)  доб­ро­со­вест­но осва­и­вать об­ра­зо­ва­тель­ную про­грам­му

5)  бес­плат­но поль­зо­вать­ся биб­лио­теч­но-ин­фор­ма­ци­он­ны­ми ре­сур­са­ми об­ра­зо­ва­тель­ной ор­га­ни­за­ции

6)  за­бо­тить­ся о со­хра­не­нии и укреп­ле­нии сво­е­го здо­ро­вья.

 

Най­ди­те два дей­ствия, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

2.  
i

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об об­ще­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  Об­ще­ство об­ла­да­ет спо­соб­но­стью со­зда­вать и вос­про­из­во­дить не­об­хо­ди­мые усло­вия соб­ствен­но­го су­ще­ство­ва­ния.

2)  Об­ще­ство су­ще­ству­ет вне не­по­сред­ствен­но­го и опо­сре­до­ван­но­го вза­и­мо­дей­ствия людей.

3)  Об­ще­ство пред­став­ля­ет собой слож­но ор­га­ни­зо­ван­ную ди­на­мич­ную са­мо­раз­ви­ва­ю­щу­ю­ся си­сте­му.

4)  Ре­гу­ли­ру­ю­щая функ­ция об­ще­ства свя­за­на пре­жде всего с про­из­вод­ством не­об­хо­ди­мых ма­те­ри­аль­ных благ.

5)  В со­вре­мен­ном об­ще­стве нет про­цес­сов ре­грес­сив­но­го ха­рак­те­ра.

3.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ви­да­ми (ти­па­ми) куль­ту­ры: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А)  мно­го­об­ра­зие форм

Б)  пре­иму­ще­ствен­ное раз­ви­тие раз­вле­ка­тель­ных жан­ров

В)  слож­ность со­дер­жа­ния

Г)  вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние ми­ро­воз­зре­ния че­ло­ве­ка

Д)  се­рий­ность, ти­ра­жи­ру­е­мость

ВИДЫ (ТИПЫ) КУЛЬ­ТУ­РЫ

1)  толь­ко эли­тар­ная куль­ту­ра

2)  толь­ко мас­со­вая куль­ту­ра

3)  и мас­со­вая, и эли­тар­ная куль­ту­ра

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

 

AБВГД
4.  
i

Алине 25 лет. Най­ди­те в при­ведённом спис­ке её черты (ка­че­ства), име­ю­щие со­ци­аль­ный ха­рак­тер. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  Алина  — во­лонтёр в гос­пи­та­ле, где про­хо­дят ле­че­ние ра­не­ные, при­быв­шие из зоны про­ве­де­ния СВО.

2)  У Алины II груп­па крови.

3)  Алина  — вы­со­кая де­вуш­ка.

4)  Алина любит во­дить ав­то­мо­биль.

5)  У Алины от при­ро­ды свет­лые во­ло­сы и го­лу­бые глаза.

6)  Алина  — от­вет­ствен­ный ра­бот­ник.

5.  
i

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об ин­фля­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  При не­зна­чи­тель­ном росте цен ин­фля­ция может сти­му­ли­ро­вать ин­ве­сти­ции, спо­соб­ство­вать росту за­ня­то­сти и со­кра­ще­нию без­ра­бо­ти­цы.

2)  Эко­но­ми­сты в за­ви­си­мо­сти от при­чин воз­ник­но­ве­ния вы­де­ля­ют струк­тур­ную и цик­ли­че­скую ин­фля­цию.

3)  Ин­фля­ция из­дер­жек (пред­ло­же­ния) про­яв­ля­ет­ся, когда спрос пре­вы­ша­ет пред­ло­же­ние.

4)  Ин­фля­ция все­гда вы­зва­на на­ли­чи­ем го­су­дар­ствен­но­го долга.

5)  Опас­ность ин­фля­ции со­сто­ит в том, что обес­це­ни­ва­ют­ся сбе­ре­же­ния, ре­аль­ная за­ра­бот­ная плата и сни­жа­ет­ся уро­вень жизни на­се­ле­ния.

6.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и фак­то­ра­ми про­из­вод­ства: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А)  фак­тор­ный доход  — за­ра­бот­ная плата

Б)  фак­тор­ный доход  — рента

В)  все виды при­род­ных ре­сур­сов, име­ю­щих­ся на пла­не­те и при­год­ных для про­из­вод­ства жиз­нен­ных благ

Г)  зда­ния и со­ору­же­ния, обо­ру­до­ва­ние, ин­фра­струк­ту­ра и др.

Д)  ини­ци­а­тив­ная, ор­га­ни­зо­ван­ная на по­сто­ян­ной ос­но­ве, са­мо­сто­я­тель­ная де­я­тель­ность людей, на­прав­лен­ная на по­лу­че­ние при­бы­ли

ФАК­ТО­РЫ ПРО­ИЗ­ВОД­СТВА

1)  пред­при­ни­ма­тель­ство (пред­при­ни­ма­тель­ские спо­соб­но­сти)

2)  труд

3)  ка­пи­тал

4)  земля

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

 

АБВГД
7.  
i

В ма­га­зи­ны го­ро­да Z по­став­ля­ют све­жие овощи мно­же­ство фирм. Они не имеют воз­мож­но­сти кон­тро­ли­ро­вать цены на про­дук­ты. Най­ди­те в при­ведённом спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки опи­сан­но­го рынка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  оли­го­по­лия

2)  мест­ный рынок

3)  од­но­тип­ная про­дук­ция

4)  де­фи­цит то­ва­ров

5)  со­вер­шен­ная (чи­стая) кон­ку­рен­ция

6)  рынок то­ва­ров

8.  
i

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции и со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  Со­цио­ло­ги раз­ли­ча­ют ин­ди­ви­ду­аль­ную и кол­лек­тив­ную мо­биль­ность.

2)  Одним из кри­те­ри­ев со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции об­ще­ства слу­жит объём вла­сти.

3)  Лич­ные ка­че­ства че­ло­ве­ка вы­сту­па­ют кри­те­ри­ем со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции со­вре­мен­но­го об­ще­ства.

4)  Любой вид мо­биль­но­сти со­про­вож­да­ет­ся пе­ре­ме­ще­ни­ем по со­ци­аль­ной лест­ни­це вверх или вниз.

5)  Один из кри­те­ри­ев диф­фе­рен­ци­а­ции со­ци­аль­ных групп  — доход.

9.  
i

В ходе со­цио­ло­ги­че­ско­го опро­са груп­пы со­вер­шен­но­лет­них юно­шей и де­ву­шек им за­да­ва­ли во­прос: «Кто дол­жен быть гла­вой семьи?» Ре­зуль­та­ты опро­са (в % от числа от­ве­чав­ших) пред­став­ле­ны в диа­грам­ме.

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  Чет­верть опро­шен­ных де­ву­шек уве­ре­ны, что гла­вой семьи дол­жен быть муж.

2)  Оди­на­ко­вые доли опро­шен­ных де­ву­шек и юно­шей счи­та­ют, что гла­вой семьи долж­на быть жена.

3)  Мне­ние, что гла­вой семьи дол­жен быть муж, у де­ву­шек более по­пу­ляр­но, чем у юно­шей.

4)  Мне­ние, что воз­глав­лять семью долж­ны стар­шие род­ствен­ни­ки, у юно­шей по­пу­ляр­нее, чем у де­ву­шек.

5)  Мне­ние, что в семье у всех долж­ны быть рав­ные права, наи­бо­лее по­пу­ляр­но и у юно­шей, и у де­ву­шек.

10.  
i

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о по­ли­ти­че­ских ре­жи­мах и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  При то­та­ли­тар­ном ре­жи­ме су­ще­ству­ет идео­ло­ги­че­ское мно­го­об­ра­зие.

2)  К при­зна­кам по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма от­но­сят спо­со­бы уре­гу­ли­ро­ва­ния со­ци­аль­ных и по­ли­ти­че­ских кон­флик­тов, ко­то­рые ис­поль­зу­ют участ­ни­ки по­ли­ти­че­ско­го про­цес­са.

3)  По­ли­ти­че­ский режим  — это со­во­куп­ность спо­со­бов и средств осу­ществ­ле­ния по­ли­ти­че­ской вла­сти.

4)  Ре­жи­мы раз­ли­ча­ют­ся по таким при­зна­кам, как по­ли­ти­че­ский и юри­ди­че­ский ста­тус средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции, на­ли­чие или от­сут­ствие цен­зу­ры, сте­пень глас­но­сти в об­ще­стве.

5)  При любом ре­жи­ме на прак­ти­ке ре­а­ли­зу­ет­ся прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей.

11.  
i

По­ли­ти­че­ская пар­тия Y имеет чёткую струк­ту­ру, ак­тив­но ра­бо­та­ют её ре­ги­о­наль­ные от­де­ле­ния. Ос­нов­ны­ми цен­но­стя­ми Y про­воз­гла­ше­ны лич­ная сво­бо­да, не­от­чуж­да­е­мость част­ной соб­ствен­но­сти, сво­бо­да пред­при­ни­ма­тель­ства. Пар­тия вы­сту­па­ет за огра­ни­че­ние роли го­су­дар­ства в эко­но­ми­ке. По­ли­ти­че­ская пар­тия во время вы­бо­ров на­бра­ла не­об­хо­ди­мое ко­ли­че­ство го­ло­сов, по­лу­чи­ла в пар­ла­мен­те боль­шин­ство мест и сфор­ми­ро­ва­ла пра­ви­тель­ство.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных ниже ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют типу по­ли­ти­че­ской пар­тии (по раз­ным ос­но­ва­ни­ям), опи­сан­но­му в дан­ном при­ме­ре? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны вер­ные ха­рак­те­ри­сти­ки.

 

1)  кон­сер­ва­тив­ная

2)  ли­бе­раль­ная

3)  кад­ро­вая

4)  пра­вя­щая

5)  мас­со­вая

6)  оп­по­зи­ци­он­ная

12.  
i

Вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке по­ло­же­ния, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ские права (сво­бо­ды) граж­да­ни­на Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  Ра­бо­та­ю­ще­му по тру­до­во­му до­го­во­ру га­ран­ти­ру­ют­ся уста­нов­лен­ные фе­де­раль­ным за­ко­ном про­дол­жи­тель­ность ра­бо­че­го вре­ме­ни, вы­ход­ные и празд­нич­ные дни, опла­чи­ва­е­мый еже­год­ный от­пуск.

2)  Каж­дый впра­ве иметь иму­ще­ство в соб­ствен­но­сти, вла­деть, поль­зо­вать­ся и рас­по­ря­жать­ся им как еди­но­лич­но, так и сов­мест­но с дру­ги­ми ли­ца­ми.

3)  Каж­дый имеет право сво­бод­но рас­по­ря­жать­ся сво­и­ми спо­соб­но­стя­ми к труду, вы­би­рать род де­я­тель­но­сти и про­фес­сию.

4)  Никто не впра­ве про­ни­кать в жи­ли­ще про­тив воли про­жи­ва­ю­щих в нём лиц иначе как в слу­ча­ях, уста­нов­лен­ных фе­де­раль­ным за­ко­ном, или на ос­но­ва­нии су­деб­но­го ре­ше­ния.

5)  Граж­да­не Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции имеют право участ­во­вать в управ­ле­нии де­ла­ми го­су­дар­ства как не­по­сред­ствен­но, так и через своих пред­ста­ви­те­лей.

13.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пол­но­мо­чи­я­ми и субъ­ек­та­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, ре­а­ли­зу­ю­щи­ми эти пол­но­мо­чия: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПОЛ­НО­МО­ЧИЯ

А)  осу­ществ­ле­ние мер по под­держ­ке ин­сти­ту­тов граж­дан­ско­го об­ще­ства

Б)  утвер­жде­ние из­ме­не­ния гра­ниц между субъ­ек­та­ми Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

В)  раз­ре­ше­ние спо­ров о ком­пе­тен­ции между выс­ши­ми го­су­дар­ствен­ны­ми ор­га­на­ми субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

Г)  на­зна­че­ние вы­бо­ров Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

Д)  обес­пе­че­ние функ­ци­о­ни­ро­ва­ния си­сте­мы со­ци­аль­ной за­щи­ты ин­ва­ли­дов

СУБЪ­ЕК­ТЫ ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НОЙ

ВЛА­СТИ РОС­СИЙ­СКОЙ ФЕ­ДЕ­РА­ЦИИ

1)  Совет Фе­де­ра­ции

2)  Пра­ви­тель­ство Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

3)  Кон­сти­ту­ци­он­ный Суд Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

 

AБВГД
14.  
i

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о тру­до­вом до­го­во­ре в со­от­вет­ствии с Тру­до­вым ко­дек­сом Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  При за­клю­че­нии тру­до­во­го до­го­во­ра в нём по со­гла­ше­нию сто­рон может быть преду­смот­ре­но усло­вие об ис­пы­та­нии ра­бот­ни­ка в целях про­вер­ки его со­от­вет­ствия по­ру­ча­е­мой ра­бо­те.

2)  Тру­до­вой до­го­вор всту­па­ет в силу со дня его под­пи­са­ния ра­бот­ни­ком и ра­бо­то­да­те­лем, если иное не уста­нов­ле­но тру­до­вым за­ко­но­да­тель­ством.

3)  Обя­за­тель­но­му пред­ва­ри­тель­но­му ме­ди­цин­ско­му осмот­ру при за­клю­че­нии тру­до­во­го до­го­во­ра под­ле­жат лица, не до­стиг­шие воз­рас­та 18 лет.

4)  Тру­до­вой до­го­вор может быть за­ключён в уст­ной форме.

5)  Тру­до­вые до­го­во­ры за­клю­ча­ют­ся толь­ко на срок не более од­но­го года.

15.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между дей­стви­я­ми и эле­мен­та­ми ста­ту­са на­ло­го­пла­тель­щи­ка со­глас­но На­ло­го­во­му ко­дек­су Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ДЕЙ­СТВИЯ

А)  при­сут­ство­вать при про­ве­де­нии вы­езд­ной на­ло­го­вой про­вер­ки

Б)  вы­пол­нять за­кон­ные тре­бо­ва­ния на­ло­го­во­го ор­га­на об устра­не­нии вы­яв­лен­ных на­ру­ше­ний за­ко­но­да­тель­ства о на­ло­гах и сбо­рах

В)  тре­бо­вать со­блю­де­ния и со­хра­не­ния на­ло­го­вой тайны

Г)  упла­чи­вать за­кон­но уста­нов­лен­ные на­ло­ги и сборы

Д)  по­лу­чать по месту сво­е­го учёта от на­ло­го­вых ор­га­нов бес­плат­ную ин­фор­ма­цию о дей­ству­ю­щих на­ло­гах и сбо­рах

ЭЛЕ­МЕН­ТЫ СТА­ТУ­СА

НА­ЛО­ГО­ПЛА­ТЕЛЬ­ЩИ­КА

1)  обя­зан­но­сти

2)  права

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

AБВГД
16.  
i

Пред­ставь­те, что Вы по­мо­га­е­те учи­те­лю офор­мить пре­зен­та­цию к уроку об­ще­ст­во­зна­ния по теме «Юри­ди­че­ская от­вет­ствен­ность в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции». Один из слай­дов на­зы­ва­ет­ся «Уго­лов­ные на­ка­за­ния, уста­нов­лен­ные Уго­лов­ным ко­дек­сом Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции». Что из пе­ре­чис­лен­но­го Вы вклю­чи­ли бы в этот слайд? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны уго­лов­ные на­ка­за­ния.

 

1)  ис­пра­ви­тель­ные ра­бо­ты

2)  штраф

3)  за­ме­ча­ние

4)  пре­ду­пре­жде­ние

5)  огра­ни­че­ние сво­бо­ды

6)  ли­ше­ние спе­ци­аль­но­го права, предо­став­лен­но­го фи­зи­че­ско­му лицу

17.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 17–20.

Одно из важ­ней­ших на­прав­ле­ний де­я­тель­но­сти го­су­дар­ства в со­вре­мен­ных усло­ви­ях  — со­ци­аль­ная по­ли­ти­ка. Её суть за­клю­ча­ет­ся в ре­гу­ли­ро­ва­нии со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских усло­вий жизни на­се­ле­ния, в обес­пе­че­нии бла­го­со­сто­я­ния и до­стой­но­го уров­ня су­ще­ство­ва­ния всех граж­дан. <...>

Ос­нов­ной ха­рак­те­ри­сти­кой до­стиг­ну­то­го об­ще­ством уров­ня бла­го­со­сто­я­ния слу­жат раз­ме­ры до­хо­дов на­се­ле­ния и сте­пень их диф­фе­рен­ци­а­ции у раз­лич­ных со­ци­аль­ных групп. До­хо­ды на­се­ле­ния  — это все ма­те­ри­аль­ные сред­ства, ко­то­рые до­мо­хо­зяй­ства по­лу­ча­ют как ре­зуль­тат эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти или как транс­фер­ты. До­хо­ды по­сту­па­ют на­се­ле­нию в де­неж­ной и на­ту­раль­ной фор­мах. На­ту­раль­ная форма до­хо­дов вклю­ча­ет про­дук­цию, про­из­ведённую до­мо­хо­зяй­ства­ми для соб­ствен­но­го по­треб­ле­ния, на­ту­раль­ные транс­фер­ты (про­дук­ты пи­та­ния, одеж­ду). <...>

В раз­лич­ных эко­но­ми­че­ских си­сте­мах су­ще­ству­ют раз­ные прин­ци­пы рас­пре­де­ле­ния до­хо­дов. Обыч­но вы­де­ля­ют че­ты­ре ос­нов­ных прин­ци­па: урав­ни­тель­ный, ры­ноч­ный (в со­от­вет­ствии с вла­де­ни­ем тем или иным фак­то­ром про­из­вод­ства), по на­коп­лен­но­му иму­ще­ству, при­ви­ле­ги­ро­ван­ный (пе­ре­рас­пре­де­ле­ние бо­гат­ства в поль­зу опре­делённых слоёв об­ще­ства).

В эко­но­ми­че­ски раз­ви­тых стра­нах приз­наётся право людей на опре­делённый стан­дарт бла­го­со­сто­я­ния. Сред­ством пре­одо­ле­ния не­ра­вен­ства и бед­но­сти вы­сту­па­ет го­су­дар­ствен­ная по­ли­ти­ка до­хо­дов. Она осу­ществ­ля­ет­ся по двум ос­нов­ным на­прав­ле­ни­ям: ре­гу­ли­ро­ва­ние до­хо­дов на­се­ле­ния и пе­ре­рас­пре­де­ле­ние до­хо­дов через го­су­дар­ствен­ный бюд­жет.

Прак­ти­ка ре­гу­ли­ро­ва­ния до­хо­дов пред­по­ла­га­ет уста­нов­ле­ние га­ран­ти­ро­ван­но­го ми­ни­му­ма (или став­ки) за­ра­бот­ной платы, ко­то­рый имеет важ­ное зна­че­ние для таких ка­те­го­рий на­се­ле­ния, как ма­ло­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные ра­бо­чие, а также часто ис­поль­зу­ет­ся как ис­ход­ная база для опре­де­ле­ния опла­ты труда более вы­со­ких ка­те­го­рий ра­бот­ни­ков, раз­лич­ных пре­мий и до­плат.

По­ли­ти­ка пе­ре­рас­пре­де­ле­ния до­хо­дов вклю­ча­ет предо­став­ле­ние на­се­ле­нию со­ци­аль­ных га­ран­тий путём фи­нан­си­ро­ва­ния си­стем об­ра­зо­ва­ния, ме­ди­цин­ско­го об­слу­жи­ва­ния, учре­жде­ний куль­ту­ры; фи­нан­си­ро­ва­ние си­сте­мы со­ци­аль­ной за­щи­ты, вклю­ча­ю­щей си­сте­му со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния; си­сте­му го­су­дар­ствен­ной по­мо­щи лицам, не спо­соб­ным обес­пе­чить себе доход.

 

(По Е. В. Га­ла­е­вой, А. А. Кор­са­ко­вой и др.)

В чём, по мне­нию ав­то­ров, за­клю­ча­ет­ся суть со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки? Какое опре­де­ле­ние до­хо­дов на­се­ле­ния при­ве­де­но в тек­сте? Какие че­ты­ре ос­нов­ных прин­ци­па рас­пре­де­ле­ния до­хо­дов пе­ре­чис­ля­ют ав­то­ры?

18.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 17–20.

Одно из важ­ней­ших на­прав­ле­ний де­я­тель­но­сти го­су­дар­ства в со­вре­мен­ных усло­ви­ях  — со­ци­аль­ная по­ли­ти­ка. Её суть за­клю­ча­ет­ся в ре­гу­ли­ро­ва­нии со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских усло­вий жизни на­се­ле­ния, в обес­пе­че­нии бла­го­со­сто­я­ния и до­стой­но­го уров­ня су­ще­ство­ва­ния всех граж­дан. <...>

Ос­нов­ной ха­рак­те­ри­сти­кой до­стиг­ну­то­го об­ще­ством уров­ня бла­го­со­сто­я­ния слу­жат раз­ме­ры до­хо­дов на­се­ле­ния и сте­пень их диф­фе­рен­ци­а­ции у раз­лич­ных со­ци­аль­ных групп. До­хо­ды на­се­ле­ния  — это все ма­те­ри­аль­ные сред­ства, ко­то­рые до­мо­хо­зяй­ства по­лу­ча­ют как ре­зуль­тат эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти или как транс­фер­ты. До­хо­ды по­сту­па­ют на­се­ле­нию в де­неж­ной и на­ту­раль­ной фор­мах. На­ту­раль­ная форма до­хо­дов вклю­ча­ет про­дук­цию, про­из­ведённую до­мо­хо­зяй­ства­ми для соб­ствен­но­го по­треб­ле­ния, на­ту­раль­ные транс­фер­ты (про­дук­ты пи­та­ния, одеж­ду). <...>

В раз­лич­ных эко­но­ми­че­ских си­сте­мах су­ще­ству­ют раз­ные прин­ци­пы рас­пре­де­ле­ния до­хо­дов. Обыч­но вы­де­ля­ют че­ты­ре ос­нов­ных прин­ци­па: урав­ни­тель­ный, ры­ноч­ный (в со­от­вет­ствии с вла­де­ни­ем тем или иным фак­то­ром про­из­вод­ства), по на­коп­лен­но­му иму­ще­ству, при­ви­ле­ги­ро­ван­ный (пе­ре­рас­пре­де­ле­ние бо­гат­ства в поль­зу опре­делённых слоёв об­ще­ства).

В эко­но­ми­че­ски раз­ви­тых стра­нах приз­наётся право людей на опре­делённый стан­дарт бла­го­со­сто­я­ния. Сред­ством пре­одо­ле­ния не­ра­вен­ства и бед­но­сти вы­сту­па­ет го­су­дар­ствен­ная по­ли­ти­ка до­хо­дов. Она осу­ществ­ля­ет­ся по двум ос­нов­ным на­прав­ле­ни­ям: ре­гу­ли­ро­ва­ние до­хо­дов на­се­ле­ния и пе­ре­рас­пре­де­ле­ние до­хо­дов через го­су­дар­ствен­ный бюд­жет.

Прак­ти­ка ре­гу­ли­ро­ва­ния до­хо­дов пред­по­ла­га­ет уста­нов­ле­ние га­ран­ти­ро­ван­но­го ми­ни­му­ма (или став­ки) за­ра­бот­ной платы, ко­то­рый имеет важ­ное зна­че­ние для таких ка­те­го­рий на­се­ле­ния, как ма­ло­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные ра­бо­чие, а также часто ис­поль­зу­ет­ся как ис­ход­ная база для опре­де­ле­ния опла­ты труда более вы­со­ких ка­те­го­рий ра­бот­ни­ков, раз­лич­ных пре­мий и до­плат.

По­ли­ти­ка пе­ре­рас­пре­де­ле­ния до­хо­дов вклю­ча­ет предо­став­ле­ние на­се­ле­нию со­ци­аль­ных га­ран­тий путём фи­нан­си­ро­ва­ния си­стем об­ра­зо­ва­ния, ме­ди­цин­ско­го об­слу­жи­ва­ния, учре­жде­ний куль­ту­ры; фи­нан­си­ро­ва­ние си­сте­мы со­ци­аль­ной за­щи­ты, вклю­ча­ю­щей си­сте­му со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния; си­сте­му го­су­дар­ствен­ной по­мо­щи лицам, не спо­соб­ным обес­пе­чить себе доход.

 

(По Е. В. Га­ла­е­вой, А. А. Кор­са­ко­вой и др.)

В тек­сте упо­мя­ну­ты клю­че­вые по­ня­тия со­ци­аль­но-гу­ма­ни­тар­ных наук. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния,

—  ука­жи­те не менее трёх ос­нов­ных ха­рак­те­ри­стик го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та как фи­нан­со­во­го плана;

—  объ­яс­ни­те связь любой из ука­зан­ных ав­то­ром ос­нов­ных ха­рак­те­ри­стик до­стиг­ну­то­го об­ще­ством уров­ня бла­го­со­сто­я­ния со ста­биль­но­стью об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия. (Объ­яс­не­ние может быть дано в одном или не­сколь­ких рас­про­странённых пред­ло­же­ни­ях.)

19.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 17–20.

Одно из важ­ней­ших на­прав­ле­ний де­я­тель­но­сти го­су­дар­ства в со­вре­мен­ных усло­ви­ях  — со­ци­аль­ная по­ли­ти­ка. Её суть за­клю­ча­ет­ся в ре­гу­ли­ро­ва­нии со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских усло­вий жизни на­се­ле­ния, в обес­пе­че­нии бла­го­со­сто­я­ния и до­стой­но­го уров­ня су­ще­ство­ва­ния всех граж­дан. <...>

Ос­нов­ной ха­рак­те­ри­сти­кой до­стиг­ну­то­го об­ще­ством уров­ня бла­го­со­сто­я­ния слу­жат раз­ме­ры до­хо­дов на­се­ле­ния и сте­пень их диф­фе­рен­ци­а­ции у раз­лич­ных со­ци­аль­ных групп. До­хо­ды на­се­ле­ния  — это все ма­те­ри­аль­ные сред­ства, ко­то­рые до­мо­хо­зяй­ства по­лу­ча­ют как ре­зуль­тат эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти или как транс­фер­ты. До­хо­ды по­сту­па­ют на­се­ле­нию в де­неж­ной и на­ту­раль­ной фор­мах. На­ту­раль­ная форма до­хо­дов вклю­ча­ет про­дук­цию, про­из­ведённую до­мо­хо­зяй­ства­ми для соб­ствен­но­го по­треб­ле­ния, на­ту­раль­ные транс­фер­ты (про­дук­ты пи­та­ния, одеж­ду). <...>

В раз­лич­ных эко­но­ми­че­ских си­сте­мах су­ще­ству­ют раз­ные прин­ци­пы рас­пре­де­ле­ния до­хо­дов. Обыч­но вы­де­ля­ют че­ты­ре ос­нов­ных прин­ци­па: урав­ни­тель­ный, ры­ноч­ный (в со­от­вет­ствии с вла­де­ни­ем тем или иным фак­то­ром про­из­вод­ства), по на­коп­лен­но­му иму­ще­ству, при­ви­ле­ги­ро­ван­ный (пе­ре­рас­пре­де­ле­ние бо­гат­ства в поль­зу опре­делённых слоёв об­ще­ства).

В эко­но­ми­че­ски раз­ви­тых стра­нах приз­наётся право людей на опре­делённый стан­дарт бла­го­со­сто­я­ния. Сред­ством пре­одо­ле­ния не­ра­вен­ства и бед­но­сти вы­сту­па­ет го­су­дар­ствен­ная по­ли­ти­ка до­хо­дов. Она осу­ществ­ля­ет­ся по двум ос­нов­ным на­прав­ле­ни­ям: ре­гу­ли­ро­ва­ние до­хо­дов на­се­ле­ния и пе­ре­рас­пре­де­ле­ние до­хо­дов через го­су­дар­ствен­ный бюд­жет.

Прак­ти­ка ре­гу­ли­ро­ва­ния до­хо­дов пред­по­ла­га­ет уста­нов­ле­ние га­ран­ти­ро­ван­но­го ми­ни­му­ма (или став­ки) за­ра­бот­ной платы, ко­то­рый имеет важ­ное зна­че­ние для таких ка­те­го­рий на­се­ле­ния, как ма­ло­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные ра­бо­чие, а также часто ис­поль­зу­ет­ся как ис­ход­ная база для опре­де­ле­ния опла­ты труда более вы­со­ких ка­те­го­рий ра­бот­ни­ков, раз­лич­ных пре­мий и до­плат.

По­ли­ти­ка пе­ре­рас­пре­де­ле­ния до­хо­дов вклю­ча­ет предо­став­ле­ние на­се­ле­нию со­ци­аль­ных га­ран­тий путём фи­нан­си­ро­ва­ния си­стем об­ра­зо­ва­ния, ме­ди­цин­ско­го об­слу­жи­ва­ния, учре­жде­ний куль­ту­ры; фи­нан­си­ро­ва­ние си­сте­мы со­ци­аль­ной за­щи­ты, вклю­ча­ю­щей си­сте­му со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния; си­сте­му го­су­дар­ствен­ной по­мо­щи лицам, не спо­соб­ным обес­пе­чить себе доход.

 

(По Е. В. Га­ла­е­вой, А. А. Кор­са­ко­вой и др.)

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, про­ил­лю­стри­руй­те тремя кон­крет­ны­ми при­ме­ра­ми ре­а­ли­за­цию опи­сан­ной в тек­сте по­ли­ти­ки пе­ре­рас­пре­де­ле­ния до­хо­дов в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

(Каж­дый при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто. При­ме­ры не долж­ны дуб­ли­ро­вать друг друга по со­дер­жа­нию.)

20.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 17–20.

Одно из важ­ней­ших на­прав­ле­ний де­я­тель­но­сти го­су­дар­ства в со­вре­мен­ных усло­ви­ях  — со­ци­аль­ная по­ли­ти­ка. Её суть за­клю­ча­ет­ся в ре­гу­ли­ро­ва­нии со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских усло­вий жизни на­се­ле­ния, в обес­пе­че­нии бла­го­со­сто­я­ния и до­стой­но­го уров­ня су­ще­ство­ва­ния всех граж­дан. <...>

Ос­нов­ной ха­рак­те­ри­сти­кой до­стиг­ну­то­го об­ще­ством уров­ня бла­го­со­сто­я­ния слу­жат раз­ме­ры до­хо­дов на­се­ле­ния и сте­пень их диф­фе­рен­ци­а­ции у раз­лич­ных со­ци­аль­ных групп. До­хо­ды на­се­ле­ния  — это все ма­те­ри­аль­ные сред­ства, ко­то­рые до­мо­хо­зяй­ства по­лу­ча­ют как ре­зуль­тат эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти или как транс­фер­ты. До­хо­ды по­сту­па­ют на­се­ле­нию в де­неж­ной и на­ту­раль­ной фор­мах. На­ту­раль­ная форма до­хо­дов вклю­ча­ет про­дук­цию, про­из­ведённую до­мо­хо­зяй­ства­ми для соб­ствен­но­го по­треб­ле­ния, на­ту­раль­ные транс­фер­ты (про­дук­ты пи­та­ния, одеж­ду). <...>

В раз­лич­ных эко­но­ми­че­ских си­сте­мах су­ще­ству­ют раз­ные прин­ци­пы рас­пре­де­ле­ния до­хо­дов. Обыч­но вы­де­ля­ют че­ты­ре ос­нов­ных прин­ци­па: урав­ни­тель­ный, ры­ноч­ный (в со­от­вет­ствии с вла­де­ни­ем тем или иным фак­то­ром про­из­вод­ства), по на­коп­лен­но­му иму­ще­ству, при­ви­ле­ги­ро­ван­ный (пе­ре­рас­пре­де­ле­ние бо­гат­ства в поль­зу опре­делённых слоёв об­ще­ства).

В эко­но­ми­че­ски раз­ви­тых стра­нах приз­наётся право людей на опре­делённый стан­дарт бла­го­со­сто­я­ния. Сред­ством пре­одо­ле­ния не­ра­вен­ства и бед­но­сти вы­сту­па­ет го­су­дар­ствен­ная по­ли­ти­ка до­хо­дов. Она осу­ществ­ля­ет­ся по двум ос­нов­ным на­прав­ле­ни­ям: ре­гу­ли­ро­ва­ние до­хо­дов на­се­ле­ния и пе­ре­рас­пре­де­ле­ние до­хо­дов через го­су­дар­ствен­ный бюд­жет.

Прак­ти­ка ре­гу­ли­ро­ва­ния до­хо­дов пред­по­ла­га­ет уста­нов­ле­ние га­ран­ти­ро­ван­но­го ми­ни­му­ма (или став­ки) за­ра­бот­ной платы, ко­то­рый имеет важ­ное зна­че­ние для таких ка­те­го­рий на­се­ле­ния, как ма­ло­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные ра­бо­чие, а также часто ис­поль­зу­ет­ся как ис­ход­ная база для опре­де­ле­ния опла­ты труда более вы­со­ких ка­те­го­рий ра­бот­ни­ков, раз­лич­ных пре­мий и до­плат.

По­ли­ти­ка пе­ре­рас­пре­де­ле­ния до­хо­дов вклю­ча­ет предо­став­ле­ние на­се­ле­нию со­ци­аль­ных га­ран­тий путём фи­нан­си­ро­ва­ния си­стем об­ра­зо­ва­ния, ме­ди­цин­ско­го об­слу­жи­ва­ния, учре­жде­ний куль­ту­ры; фи­нан­си­ро­ва­ние си­сте­мы со­ци­аль­ной за­щи­ты, вклю­ча­ю­щей си­сте­му со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния; си­сте­му го­су­дар­ствен­ной по­мо­щи лицам, не спо­соб­ным обес­пе­чить себе доход.

 

(По Е. В. Га­ла­е­вой, А. А. Кор­са­ко­вой и др.)

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, сфор­му­ли­руй­те три суж­де­ния о воз­мож­ных рис­ках (не­га­тив­ных по­след­стви­ях) пе­ре­рас­пре­де­ле­ния средств, по­сту­па­ю­щих в бюд­жет­ную си­сте­му.

(Каж­дое суж­де­ние долж­но быть сфор­му­ли­ро­ва­но как рас­про­странённое пред­ло­же­ние.)

21.  
i

На гра­фи­ке изоб­ра­же­но из­ме­не­ние си­ту­а­ции на рынке кофе. Кри­вая спро­са пе­ре­ме­сти­лась из по­ло­же­ния D в по­ло­же­ние D1 при не­из­мен­ном пред­ло­же­нии S. (На гра­фи­ке P  — цена то­ва­ра; Q  — ко­ли­че­ство то­ва­ра.)

Как из­ме­ни­лась рав­но­вес­ная цена?

Что могло вы­звать из­ме­не­ние спро­са? Сна­ча­ла ука­жи­те любое одно об­сто­я­тель­ство (фак­тор), затем объ­яс­ни­те его вли­я­ние на спрос (обя­за­тель­но ука­жи­те ха­рак­тер из­ме­не­ния спро­са). (Объ­яс­не­ние долж­но быть дано при­ме­ни­тель­но к рынку, ука­зан­но­му в тек­сте за­да­ния.)

Как из­ме­нят­ся пред­ло­же­ние и рав­но­вес­ная цена на дан­ном рынке, если при про­чих рав­ных усло­ви­ях по­вы­сит­ся уро­жай­ность на ко­фей­ных план­та­ци­ях?

22.  
i

Семья Фи­ла­то­вых со­сто­ит из пяти че­ло­век: Арины, Петра и их троих детей. Су­пру­ги ра­бо­та­ют ин­же­не­ра­ми на ма­ши­но­стро­и­тель­ном пред­при­я­тии, дети учат­ся в школе. Сред­ства семьи рас­хо­ду­ют­ся в первую оче­редь на при­об­ре­те­ние еды, одеж­ды, ле­карств, опла­ту транс­порт­ных и ком­му­наль­ных рас­хо­дов. Остав­ши­е­ся сред­ства вкла­ды­ва­ют­ся на де­по­зит в банке.

Какая функ­ция семьи опи­са­на в усло­вии за­да­чи? Какие ещё функ­ции вы­пол­ня­ет семья? (На­зо­ви­те любые две функ­ции.) По­че­му семья Фи­ла­то­вых от­но­сит­ся к нук­ле­ар­но­му типу? Какая ин­фор­ма­ция Вам не­об­хо­ди­ма для того, чтобы уста­но­вить, яв­ля­ет­ся семья Фи­ла­то­вых пат­ри­ар­халь­ной или де­мо­кра­ти­че­ской? (Сфор­му­ли­руй­те два во­про­са, не­об­хо­ди­мых для по­лу­че­ния этой ин­фор­ма­ции.)

23.  
i

Кон­сти­ту­ция Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции за­креп­ля­ет ос­но­вы кон­сти­ту­ци­он­но­го строя на­ше­го го­су­дар­ства, права и сво­бо­ды че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на.

На ос­но­ве по­ло­же­ний Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции объ­яс­ни­те смысл сле­ду­ю­щих прин­ци­пов кон­сти­ту­ци­он­но­го строя на­ше­го го­су­дар­ства:

1)  при­о­ри­тет прав и сво­бод че­ло­ве­ка

2)  фе­де­ра­лизм

3)  со­ци­аль­ная на­прав­лен­ность по­ли­ти­ки

(Каж­дое объ­яс­не­ние долж­но быть сфор­му­ли­ро­ва­но как рас­про­странённое пред­ло­же­ние с опо­рой на кон­крет­ное по­ло­же­ние Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что пра­виль­ное вы­пол­не­ние за­да­ния не тре­бу­ет ука­за­ния в от­ве­те но­ме­ров со­от­вет­ству­ю­щих ста­тей Кон­сти­ту­ции и до­слов­но­го вос­про­из­ве­де­ния их со­дер­жа­ния.)

24.  
i

Пред­ставь­те, что Вам не­об­хо­ди­мо под­го­то­вить до­клад по опре­делённой теме. Вы­пол­ни­те за­да­ния 24 и 25.

Вам не­об­хо­ди­мо под­го­то­вить до­клад по теме «Эко­ло­ги­че­ское право в рос­сий­ской пра­во­вой си­сте­ме».

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, со­ставь­те слож­ный план, поз­во­ля­ю­щий рас­крыть по су­ще­ству тему «Эко­ло­ги­че­ское право в рос­сий­ской пра­во­вой си­сте­ме». Слож­ный план дол­жен со­дер­жать не менее трёх не­по­сред­ствен­но рас­кры­ва­ю­щих тему по су­ще­ству пунк­тов, де­та­ли­зи­ро­ван­ных в под­пунк­тах. (Ко­ли­че­ство под­пунк­тов каж­до­го де­та­ли­зи­ро­ван­но­го пунк­та долж­но быть не менее трёх, за ис­клю­че­ни­ем слу­ча­ев, когда с точки зре­ния об­ще­ствен­ных наук воз­мож­ны толь­ко два под­пунк­та.)

25.  
i

Пред­ставь­те, что Вам не­об­хо­ди­мо под­го­то­вить до­клад по опре­делённой теме. Вы­пол­ни­те за­да­ния 24 и 25.

Вам не­об­хо­ди­мо под­го­то­вить до­клад по теме «Эко­ло­ги­че­ское право в рос­сий­ской пра­во­вой си­сте­ме».

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, факты об­ще­ствен­ной жизни и лич­ный со­ци­аль­ный опыт, вы­пол­ни­те за­да­ния, от­веть­те на во­прос.

1)  Обос­нуй­те не­об­хо­ди­мость уча­стия каж­до­го че­ло­ве­ка в со­хра­не­нии при­ро­ды. (Обос­но­ва­ние долж­но быть дано с опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния в не­сколь­ких свя­зан­ных между собой рас­про­странённых пред­ло­же­ни­ях, рас­кры­вать при­чин­но-след­ствен­ные и (или) функ­ци­о­наль­ные связи.)

2)  Ка­ко­вы ос­нов­ные пра­ви­ла эко­ло­ги­че­ски от­вет­ствен­но­го по­ве­де­ния граж­да­ни­на? (Сфор­му­ли­руй­те любые три пра­ви­ла.)

3)  При­ве­ди­те по од­но­му при­ме­ру, ил­лю­стри­ру­ю­ще­му важ­ность каж­до­го из сфор­му­ли­ро­ван­ных в пунк­те 2) пра­вил для ре­ше­ния эко­ло­ги­че­ских про­блем. (Каж­дый при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто.)