ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
В отличие от поведения животных, деятельность человека имеет
1) активный характер
2) преобразовательный характер
3) индивидуальный характер
4) приспособительный характер
Ответ:
Научное познание непосредственно направлено на
1) выявление закономерностей существования и развития мира
2) формирование практических навыков
3) создание новых материальных ценностей
4) раскрытие смысла жизни
Ответ:
В ходе лекции профессор назвал черты, характерные для различных типов обществ. Какая из приведённых черт может относиться к традиционному обществу?
1. Информатизация общественной жизни
2. Замедленный темп общественного развития
3. Высокий авторитет научного знания
4. Возникновение социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом
Ответ:
Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Понятие «общество» используется для обозначения группы людей, объединившихся для выполнения совместной деятельности.
Б. Понятие «общество» используется для обозначения периода истории человечества.
1. Верно только А.
2. Верно только Б.
3. Верны оба суждения.
4. Оба суждения неверны.
Ответ:
В командно-административной системе хозяйства вопрос о том, что производить, решается
1) потребителями
2) зарубежными инвесторами
3) производителями
4) государством
Ответ:
Государство выполняет ряд функций в экономической жизни общества. Что является примером стимулирования предпринимательской активности субъектов экономики?
1. Выплата пенсий и пособий различным категориям граждан
2. Проведение антиинфляционной политики
3. Выдача лицензий финансовым организациям
4. Создание открытых экономических зон
Ответ:
К полномочиям центрального банка относится
1) привлечение сбережений домохозяйств на срочные вклады
2) лицензирование финансовых организаций
3) принятие экономического законодательства
4) предоставление потребительских кредитов
Ответ:
На рисунке отражена ситуация на рынке стационарных компьютеров: линия спроса D переместилась в новое положение — Dl (Р — цена товара, Q — количество товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с
1) ростом доходов населения
2) разработкой новых компьютерных программ
3) высоким уровнем компьютеризации
4) широким распространением ноутбуков
Ответ:
Верны ли следующие суждения об издержках фирмы?
А. Издержки фирмы отражают стоимость используемых факторов производства.
Б. Издержки фирмы не всегда зависят от объёма произведённой продукции.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане?
1. Социально-классовый
2. Этнический
3. Демографический
4. Территориальный
Ответ:
В ходе социологического опроса девушкам и юношам был задан вопрос о необходимости заключения брака. Варианты ответов приведены в таблице (в % от числа отвечавших).
| Варианты ответа | ||
|---|---|---|
| Насколько необходимо заключение брака? | ||
| Юноши | Девушки | |
| Очень важно | 71,9 | 66,4 |
| Не очень важно | 25,8 | 29,4 |
| Неважно | 3,2 | 4,2 |
Какой вывод можно сделать на основании данных таблицы?
1) Больше половины юношей и девушек считают не очень важным вопрос о заключении брака.
2) Юноши и девушки одинаково легкомысленно относятся к заключению брака.
3) Большинство юношей и девушек безразлично относятся к заключению брака.
4) Юноши в большей степени, чем девушки, убеждены в необходимости заключения брака.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?
А. Социальное неравенство существует во всех странах с рыночной экономической системой.
Б. Социальное неравенство может стимулировать социальную мобильность личности.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
К функциям Правительства РФ относится
1) принятие федеральных законов
2) разработка государственного бюджета
3) роспуск Государственной Думы РФ
4) назначение референдумов
Ответ:
Отличительной чертой демократического режима является
1) гарантированная свобода слова и печати
2) наличие двухпалатного парламента
3) наличие системы законов
4) отмена порога минимальной явки избирателей на выборы
Ответ:
В государстве Z президент избирается законодательным собранием. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что государство Z - парламентская республика?
1) Парламент принимает законы.
2) Правительство ответственно перед парламентом.
3) Полномочия президента ограничены законом.
4) Главой государства является президент.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о государстве и государственных органах?
А. Одним из отличительных признаков государственных органов является определение их компетенции действующим законодательством.
Б. К существенным признакам любого государства относится федеративное государственное устройство.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
В России к подзаконным актам относят
1) кодексы
2) законы субъектов РФ
3) постановления Правительства РФ
4) Конституцию РФ
Ответ:
Одним из участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения является
1) судья
2) подозреваемый
3) дознаватель
4) адвокат
Ответ:
Укажите ситуацию, в которой развод супругов может быть осуществлён только судом.
1) Супруги, не имеющие несовершеннолетних детей и не предъявляющие друг другу имущественных претензий, приняли решение о разводе.
2) Супруги прожили вместе более 20 лет, вырастили сына, который был призван в армию, и решили развестись.
3) Супруги не имеют споров в отношении раздела имущества, и их 14-летний сын принял решение, что будет после развода родителей жить с матерью.
4) Супруги, не имеющие детей, приняли решение о разводе, так как поняли, что не сошлись характерами.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о трудовых правоотношениях?
А. Трудовые правоотношения возникают по решению одной из сторон.
Б. При приёме на любую работу устанавливается испытательный срок не менее трёх месяцев.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Запишите слово, пропущенное в таблице.
| ВИД НАЛОГА | СУЩНОСТЬ |
|---|---|
| Таможенная пошлина | Налог, взимаемый с владельца товара при пересечении границы (экспорте или импорте товара) |
| ... | Налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров, устанавливаемый обычно в процентах от цены этого товара |
Ответ:
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «этнос».
1. Первичная группа.
2. Историческая память.
3. Монархия.
4. Территория.
5. Народность.
6. Язык.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Установите соответствие между признаками и типами государства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) суверенитет и независимость государственной власти внутри страны и за её пределами
Б) независимость судов от исполнительной власти
B) система законодательства, включающая в себя различные отрасли и институты права
Г) взаимная ответственность государства и гражданина
Д) верховенство права (закона) в обществе
1) только правовое государство
2) государство любого типа
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Найдите в приведённом ниже списке характеристики правовой нормы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Имеет общеобязательный характер.
2. Обеспечивается силой государственного принуждения.
3. За нарушение предусмотрены общественные санкции.
4. Выступает исключительно формой внутреннего социального контроля.
5. Закрепляется в актах в письменной форме.
6. Включает в свою структуру гипотезу, диспозицию и санкцию.
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Голод и недоедание части населения Земли без преувеличения можно считать глобальной проблемой современности. (Б) Возросшая взаимосвязь и взаимозависимость народов придаёт ряду проблем общества глобальный характер. (В) Каждые трое из пяти детей Юго-Восточной Азии страдают от недоедания, а к югу от Сахары это участь 30% детей. (Г) Усилия отдельных стран пока недостаточно эффективны и не дают нужного результата. (Д) К сожалению, существующие благотворительные фонды и программы являются малоэффективными.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
| A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Мотивом _____(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная______(Б) человека. Это определённая форма связи с внешним миром____(В), социальной группы, общества в целом. В зависимости от задач изучения потребностей в современной науке применяются различные их классификации. Потребности, вызванные биологической природой человека, называются_____(Г). Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. Потребности, связанные с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми, характеризуются как _____(Д). Потребности, связанные с познанием человеком окружающего мира и смысла своего существования, относятся к________(Е). Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
| 1) потребность | 2) деятельность | 3) причина |
| 4) социальный | 5) естественный | 6) подлинный |
| 7) социализация | 8) личность | 9) идеальный (духовный) |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
| A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться?
1. Моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости
2. Сбор статистических данных путём анкетирования
3. Разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей
4. Описание случаев социальной дифференциации населения
5. Выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов
6. Оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости
Ответ:
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Система образования, образовательные учреждения, цели образования, функции образования в обществе, образовательные программы.
Ответ:
Что автор понимает под правовой культурой? Назовите четыре проявления правовой воспитанности, указанных в тексте.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Что, по мнению автора, является ключевым пунктом правосознания? Какие из упомянутых в тексте разновидностей правосознания выделяются в зависимости от субъекта правосознания? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «правонарушение».
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Приведите три примера, иллюстрирующих влияние правосознания на законопослушное поведение граждан.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Как утверждение в правовой идеологии ценности естественных прав человека может отразиться на правовой системе общества? Используя текст и обществоведческие знания, выскажите три предположения.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «индивидуальность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения с информацией об индивидуальности человека.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Покажите, как в смешанной экономике государство преодолевает несовершенства рынка. Назовите любые три проявления несовершенств рынка и проиллюстрируйте примером, как государство может преодолеть каждое из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Театральная актриса долгое время не могла найти работу по специальности и вынуждена была стать официанткой в кафе. Здесь её заметил известный режиссёр и пригласил на главную роль в своём новом фильме, ставшем впоследствии очень популярным. О каком социальном процессе свидетельствуют приведённые факты? Какие два вида этого процесса нашли отражение в этом примере? Проиллюстрируйте каждый из них приведёнными в условии задания фактами.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политическая власть как особый тип общественных отношений». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия: «Знание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет или же знаем, где найти о нём сведения». (С. Джонсон)
29.2 Экономика: «Все хозяйственные операции можно в конечном счёте свести к обозначению тремя словами: люди, продукты, прибыль. На первом месте стоят люди». (JI. Якокка)
29.3 Социология, социальная психология: «Делая для другого, мы в то же время обязательно делаем и для себя». (Р. У. Трайн)
29.4 Политология: «Законы не могут существовать без государства и должны бы существовать для человека; если так оно и есть, это государство правовое». (А. Круглов)
29.5 Правоведение: «Законы - это выражение и "свидетельства" достижений культуры, цивилизации, позволяющие решать крупные задачи общества». (С. С. Алексеев)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.