Заголовок: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕГЭ — обществознание
Вариант № 267116

ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.

1.  
i

Что из при­ведённого ниже ха­рак­те­ри­зу­ет пост­ин­ду­стри­аль­ное об­ще­ство?

 

1.  Пре­об­ла­да­ние ре­ли­ги­оз­но­го ми­ро­воз­зре­ния

2.  Осу­ществ­ле­ние про­мыш­лен­но­го пе­ре­во­ро­та

3.  Ис­поль­зо­ва­ние науки в про­цес­се со­ци­аль­но­го управ­ле­ния

4.  Пе­ре­ход от на­ту­раль­но­го к то­вар­но­му про­из­вод­ству

2.  
i

Какой из на­зван­ных при­зна­ков не­по­сред­ствен­но ха­рак­те­ри­зу­ет ис­кус­ство?

 

1.  При­спо­соб­ле­ние мира к по­треб­но­стям че­ло­ве­ка

2.  Уста­нов­ле­ние сущ­но­сти при­род­ных и со­ци­аль­ных яв­ле­ний

3.  Эс­те­ти­че­ское осво­е­ние окру­жа­ю­ще­го мира

4.  Вы­яс­не­ние за­ко­но­мер­но­стей раз­ви­тия об­ще­ства

3.  
i

Одарённый маль­чик, ро­див­ший­ся в ра­бо­чей семье, стал из­вест­ным уче­ным бла­го­да­ря не толь­ко своим ма­те­ма­ти­че­ским спо­соб­но­стям, но и це­ле­устремлённо­сти, силе воли, стрем­ле­нию к зна­ни­ям. В этом в первую оче­редь про­яви­лись его ка­че­ства как

 

1)  лич­но­сти

2)  граж­да­ни­на

3)  ин­ди­ви­да

4)  об­ще­ствен­но­го де­я­те­ля

4.  
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о про­цес­се по­зна­ния?

 

А. Толь­ко бла­го­да­ря ор­га­нам чувств че­ло­век овла­де­ва­ет ис­тин­ны­ми зна­ни­я­ми.

Б. На­уч­ное по­зна­ние все­гда про­те­ка­ет не­за­ви­си­мо от чув­ствен­но­го опыта.

 

1.  Верно толь­ко А

2.  Верно толь­ко Б

3.  Верны оба суж­де­ния

4.  Оба суж­де­ния не­вер­ны

5.  
i

Что из при­ведённого ниже от­но­сит­ся к сфере по­треб­ле­ния?

 

1.  Про­из­вод­ство ме­бе­ли на заказ

2.  Сбор на­ло­гов

3.  Ис­поль­зо­ва­ние в быту отоп­ле­ния

4.  Ока­за­ние стра­хо­вых услуг

6.  
i

По­ня­тие «фак­то­ры про­из­вод­ства» ис­поль­зу­ет­ся для обо­зна­че­ния

 

1)  осо­бен­но­стей по­тре­би­тель­ско­го спро­са

2)  ре­сур­сов, ис­поль­зу­е­мых в про­цес­се со­зда­ния благ

3)  по­ка­за­те­лей ка­че­ства про­дук­ции

4)  не­огра­ни­чен­ных про­из­вод­ствен­ных ре­сур­сов

7.  
i

Какое из при­ведённых ниже по­ня­тий объ­еди­ня­ет три дру­гих?

 

1.  Эмис­сия денег

2.  Цен­траль­ный банк

3.  Учётная став­ка

4.  Ли­цен­зи­ро­ва­ние

8.  
i

На гра­фи­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке Р кон­ди­тер­ских из­де­лий: линия пред­ло­же­ния S пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние  — SI (Р  — цена то­ва­ра, Q  — ко­ли­че­ство то­ва­ра). Это пе­ре­ме­ще­ние может быть свя­за­но, пре­жде всего, с

 

1)  уве­ли­че­ни­ем до­хо­дов по­тре­би­те­лей

2)  вы­да­чей льгот­ных кре­ди­тов кон­ди­тер­ским пред­при­я­ти­ям

3)  от­кры­ти­ем не­сколь­ких новых пред­при­я­тий

4)  уве­ли­че­ни­ем на­ло­гов, упла­чи­ва­е­мых фир­ма­ми

9.  
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об эко­но­ми­ке?

 

А. Эко­но­ми­ка не под­вер­же­на вли­я­нию дру­гих сфер об­ще­ства.

Б. Эко­но­ми­ка поз­во­ля­ет пол­но­стью удо­вле­тво­рить раз­но­об­раз­ные по­треб­но­сти че­ло­ве­ка и об­ще­ства.

 

1.  Верно толь­ко А

2.  Верно толь­ко Б

3.  Верны оба суж­де­ния

4.  Оба суж­де­ния не­вер­ны

10.  
i

Семью как со­ци­аль­ную груп­пу от­ли­ча­ет от дру­гих со­ци­аль­ных групп

 

1)  об­ще­ствен­ная ак­тив­ность жен­щи­ны

2)  вы­пол­не­ние ре­про­дук­тив­ной функ­ции

3)  со­ци­а­ли­за­ция под­рас­та­ю­ще­го по­ко­ле­ния

4)  осу­ществ­ле­ние со­ци­аль­но­го кон­тро­ля

11.  
i

В ходе со­цио­ло­ги­че­ских опро­сов 2003 и 2013 гг. жи­те­лям стра­ны Z пред­ло­жи­ли от­ве­тить на во­прос: «Удо­вле­тво­ре­ны ли Вы ны­неш­ней си­сте­мой об­ра­зо­ва­ния?». Были по­лу­че­ны сле­ду­ю­щие ре­зуль­та­ты.

 

Ва­ри­ан­ты от­ве­та
% от числа опро­шен­ных
2003 г.2013 г.
Опре­делённо да / ско­рее да2318
Ни да, ни нет2022
Ско­рее нет / опре­делённо нет5040
За­труд­ня­юсь от­ве­тить720

 

 

Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ве дан­ных таб­ли­цы?

 

1)  В стра­не Z доля тех, кто не ин­те­ре­су­ет­ся про­бле­ма­ми об­ра­зо­ва­ния, со­кра­ти­лась.

2)  Треть опро­шен­ных в 2003 г. и при­мер­но де­ся­тая часть в 2013 г. не смог­ли опре­де­лить своё от­но­ше­ние к про­бле­ме.

3)  Про­цент опро­шен­ных, не­удо­вле­творённых ка­че­ством об­ра­зо­ва­ния в стра­не Z в 2013 г., сни­зил­ся.

4)  Пятая часть в 2003 г. и треть опро­шен­ных в 2013 г. ка­че­ством об­ра­зо­ва­ния удо­вле­тво­ре­ны.

12.  
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти?

 

А. Со­ци­аль­ные ре­во­лю­ции спо­соб­ству­ют уси­ле­нию со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти.

Б. Со­ци­аль­ная мо­биль­ность ин­ди­ви­да все­гда при­во­дит к по­вы­ше­нию его со­ци­аль­но­го ста­ту­са.

 

1.  Верно толь­ко А

2.  Верно толь­ко Б

3.  Верны оба суж­де­ния

4.  Оба суж­де­ния не­вер­ны

13.  
i

За­да­чей лю­бо­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся

 

1)  фор­ми­ро­ва­ние пред­вы­бор­ных про­грамм кан­ди­да­тов в де­пу­та­ты пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нов

2)  фор­ми­ро­ва­ние об­ще­обя­за­тель­ных норм по­ве­де­ния в об­ще­стве

3)  объ­еди­не­ние сто­рон­ни­ков опре­делённой по­ли­ти­че­ской идео­ло­гии

4)  кон­троль за част­ной жиз­нью граж­дан

14.  
i

При то­та­ли­тар­ном ре­жи­ме, в от­ли­чие от де­мо­кра­ти­че­ско­го,

 

1)  га­ран­ти­ру­ет­ся право на ина­ко­мыс­лие

2)  граж­да­не эф­фек­тив­но участ­ву­ют в по­ли­ти­че­ской жизни

3)  су­ще­ству­ют су­деб­ные и иные пра­во­охра­ни­тель­ные ор­га­ны

4)  гос­под­ству­ет одна идео­ло­гия

15.  
i

Пар­ла­мент­ская фрак­ция пред­ло­жи­ла кан­ди­да­ту­ру сво­е­го ли­де­ра на пост ми­ни­стра в новом пра­ви­тель­стве. Какую из функ­ций по­ли­ти­че­ской пар­тии в об­ще­стве ил­лю­стри­ру­ет дан­ный при­мер?

 

1.  Мо­би­ли­за­ция граж­дан на осу­ществ­ле­ние по­ли­ти­че­ских дей­ствий

2.  Уча­стие в фор­ми­ро­ва­нии ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти

3.  Раз­ра­бот­ка идео­ло­ги­че­ских док­трин, по­ли­ти­че­ских про­грамм

4.  Уча­стие в ор­га­ни­за­ции, под­го­тов­ке и про­ве­де­нии пар­ла­мент­ских вы­бо­ров

16.  
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о вла­сти?

 

А.  Сущ­ность вла­сти за­клю­ча­ет­ся в це­ле­на­прав­лен­ном воз­дей­ствии воли од­но­го че­ло­ве­ка на волю дру­гих людей.

Б. В со­вре­мен­ном де­мо­кра­ти­че­ском об­ще­стве по­ли­ти­че­ская власть со­сре­до­то­че­на ис­клю­чи­тель­но в руках го­су­дар­ства.

 

1.  Верно толь­ко А

2.  Верно толь­ко Б

3.  Верны оба суж­де­ния

4.  Оба суж­де­ния не­вер­ны

17.  
i

Какая от­расль права ре­гу­ли­ру­ет управ­лен­че­ские от­но­ше­ния, скла­ды­ва­ю­щи­е­ся в сфере ис­пол­ни­тель­ной вла­сти?

 

1.  Граж­дан­ское право

2.  Кон­сти­ту­ци­он­ное право

3.  Ад­ми­ни­стра­тив­ное право

4.  Уго­лов­ное право

18.  
i

Для обо­зна­че­ния одной из сто­рон тру­до­во­го до­го­во­ра в Тру­до­вом ко­дек­се РФ ис­поль­зу­ет­ся тер­мин

 

1)  «фи­зи­че­ское лицо»

2)  «пред­при­ни­ма­тель»

3)  «ра­бо­та­ю­щий по найму»

4)  «ра­бо­то­да­тель»

19.  
i

Граж­да­нин П. имеет соб­ствен­ный биз­нес. Какой факт поз­во­лит сде­лать вывод о том, что ор­га­ни­за­ци­он­ной фор­мой его фирмы яв­ля­ет­ся ак­ци­о­нер­ное об­ще­ство?

 

1)  Устав­ный ка­пи­тал фирмы раз­делён на рав­ные части, каж­дая из ко­то­рых оформ­ле­на цен­ной бу­ма­гой.

2)  На со­бра­нии учре­ди­те­лей фирмы при­нят её устав.

3)  Фирма за­ни­ма­ет­ся про­из­вод­ством про­дук­ции, поль­зу­ю­щей­ся спро­сом.

4)  Фирма на­це­ле­на на по­лу­че­ние при­бы­ли.

20.  
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о праве?

 

А. Пра­во­вые нормы вы­ра­жа­ют го­су­дар­ствен­ную волю, за ко­то­рой в де­мо­кра­ти­че­ском об­ще­стве стоит воля на­ро­да.

Б.  Все пра­во­вые нормы при­ни­ма­ют­ся выс­шим су­деб­ным ор­га­ном вла­сти.

 

1.  Верно толь­ко А

2.  Верно толь­ко Б

3.  Верны оба суж­де­ния

4.  Оба суж­де­ния не­вер­ны

21.  
i

За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

 

ТИП ОБ­ЩЕ­СТВАЗА­НЯ­ТОСТЬ НА­СЕ­ЛЕ­НИЯ
...Боль­шин­ство ра­бо­та­ю­щих за­ня­то в сель­ском хо­зяй­стве
Ин­ду­стри­аль­ноеБоль­шин­ство ра­бо­та­ю­щих за­ня­то в про­мыш­лен­но­сти

 

22.  
i

Ниже при­ведён ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «спо­соб­но­сти че­ло­ве­ка».

 

1.  За­дат­ки.

2.  Одарённость.

3.  Со­ци­а­ли­за­ция.

4.  Ак­тив­ность.

5.  Та­лант.

6.  Ге­ни­аль­ность.

 

Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

23.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и уров­ня­ми на­уч­но­го по­зна­ния (ис­сле­до­ва­ния): к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

 

ПРИ­ЗНА­КИ

A)  до­ка­за­тель­ство по­ло­же­ний;

Б)  сбор фак­тов;

B)  опи­са­ние на­блю­да­е­мых яв­ле­ний;

Г)  фор­му­ли­ро­ва­ние на­уч­ной про­бле­мы;

Д)  вы­дви­же­ние ги­по­тез.

УРОВ­НИ НА­УЧ­НО­ГО

ПО­ЗНА­НИЯ (ИС­СЛЕ­ДО­ВА­НИЯ)

1)  эм­пи­ри­че­ский;

2)  тео­ре­ти­че­ский.

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГД
24.  
i

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке про­яв­ле­ния мас­со­вой куль­ту­ры и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  Пре­мье­ра филь­ма ужа­сов

2.  Фе­сти­валь ре­клам­ных ро­ли­ков

3.  Пе­ре­из­да­ние де­тек­ти­ва-бест­сел­ле­ра

4.  Вы­став­ка ху­дож­ни­ков-аван­гар­ди­стов

5.  Об­ласт­ной смотр фольк­лор­ных кол­лек­ти­вов

6.  От­кры­тие меж­ду­на­род­но­го кон­кур­са пи­а­ни­стов

 

Ответ:_____________.

25.  
i

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­делённой бук­вой.

 

(A) По мере роста бла­го­со­сто­я­ния рос­сий­ских семей в по­след­нее де­ся­ти­ле­тие удель­ный вес рас­хо­дов на пи­та­ние сни­зил­ся. (Б) При этом рас­тут рас­хо­ды на удо­вле­тво­ре­ние куль­тур­ных по­треб­но­стей.

(B) На­вер­ное, труд­нее всего се­мьям удо­вле­тво­рить по­треб­ность в ком­форт­ном жилье. (Г) Нель­зя не при­знать, что в ряде слу­ча­ев вы­со­кие цены на жильё под­дер­жи­ва­ют­ся ис­кус­ствен­но. (Д) Цены вы­сту­па­ют ис­точ­ни­ком важ­ной ин­фор­ма­ции о со­сто­я­нии дан­но­го рынка как для про­из­во­ди­те­ля, так и для по­тре­би­те­ля.

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют

 

1)  фак­ти­че­ский ха­рак­тер

2)  ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний

3)  ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер­жде­ний

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу под бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей по­ло­же­ние, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его ха­рак­тер.

AБВГД
26.  
i

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 

«Со­цио­ло­ги подчёрки­ва­ют, что со­ци­аль­ный______(А) может быть эф­фек­тив­ным лишь в том слу­чае, когда он при­дер­жи­ва­ет­ся "зо­ло­той се­ре­ди­ны" между сво­бо­дой вы­бо­ра и_____(Б) за него. Дей­ствен­ность со­ци­аль­но­го кон­тро­ля обес­пе­чи­ва­ет­ся глав­ным об­ра­зом не бла­го­да­ря при­нуж­де­нию, а бла­го­да­ря на­ли­чию общих цен­но­стей, утвер­див­ших­ся среди людей, и ста­биль­но­сти__________(В).

Сле­ду­ет также вы­де­лить внут­рен­ний и внеш­ний со­ци­аль­ный кон­троль. Под внеш­ним кон­тро­лем по­ни­ма­ет­ся в науке со­во­куп­ность со­ци­аль­ных__________(Г), ко­то­рые ре­гу­ли­ру­ют де­я­тель­ность людей. Внеш­ний кон­троль может быть фор­маль­ным и не­фор­маль­ным. Фор­маль­ный ос­но­ван на ин­струк­ци­ях, пред­пи­са­ни­ях, _______(Д); не­фор­маль­ный кон­троль ба­зи­ру­ет­ся на ре­ак­ци­ях окру­жа­ю­щих и не за­креплён офи­ци­аль­но.

Из­лиш­не силь­ный, ме­лоч­ный со­ци­аль­ный кон­троль, как пра­ви­ло, при­во­дит к не­га­тив­ным ре­зуль­та­там. Если внеш­ний кон­троль по каким-либо при­чи­нам ослаб­нет, че­ло­век во­об­ще может утра­тить спо­соб­ность кон­тро­ли­ро­вать своё по­ве­де­ние. По­это­му, осо­бен­но в со­вре­мен­ном об­ще­стве, важно фор­ми­ро­вать у людей внут­рен­ний кон­троль, или_______________(Е)».

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

 

Спи­сок тер­ми­нов:

 

1) от­вет­ствен­ность2) об­ще­ство3) кон­троль
4) доб­ро­воль­ность5) про­из­вод­ство6) ме­ха­низм
7) ини­ци­а­ти­ва8) са­мо­кон­троль9) нор­ма­тив­ный акт

 

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

AБВГДЕ
27.  
i

Рас­кры­вая роль го­су­дар­ства в жизни об­ще­ства, учёные-по­ли­то­ло­ги ха­рак­те­ри­зу­ют его как цен­траль­ный ин­сти­тут по­ли­ти­че­ской си­сте­мы. Какие из пе­ре­чис­лен­ных при­зна­ков под­твер­жда­ют это суж­де­ние?

 

1.  Об­ла­да­ет наи­выс­шей кон­цен­тра­ци­ей вла­сти.

2.  Уста­нав­ли­ва­ет об­ще­обя­за­тель­ные нормы.

3.  Его де­я­тель­ность ре­гу­ли­ру­ет­ся опре­делёнными нор­ма­ми.

4.  Вы­пол­ня­ет опре­делённые об­ще­ствен­ные функ­ции.

5.  Ре­гу­ли­ру­ет де­я­тель­ность граж­дан и ор­га­ни­за­ций на опре­делённой тер­ри­то­рии.

6.  Воз­ник­ло рань­ше дру­гих со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов.

28.  
i

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

жизнь лич­ная не­при­кос­но­вен­ность
де­ло­вая ре­пу­та­ция не­ма­те­ри­аль­ные блага
сво­бо­да пе­ре­дви­же­ния
29.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Са­мо­раз­ви­тие об­ще­ства и че­ло­ве­ка имеет опре­делённый век­тор, ко­то­рый свя­зы­ва­ет­ся с по­ня­ти­я­ми про­грес­са и ре­грес­са.

В ис­то­рии фи­ло­со­фии эти по­ня­тия оце­ни­ва­лись чаще всего с по­ляр­ных по­зи­ций. Ряд мыс­ли­те­лей были убеж­де­ны в на­ли­чии про­грес­са в об­ще­стве и усмат­ри­ва­ли его кри­те­рий в росте науки и ра­зу­ма, в улуч­ше­нии нра­вов. Дру­гие де­ла­ли ак­цент на субъ­ек­тив­ных сто­ро­нах про­грес­са, свя­зы­вая его с ро­стом иде­а­лов ис­ти­ны и спра­вед­ли­во­сти. Было вы­ска­за­но мне­ние от­но­си­тель­но лож­но­сти самой идеи про­грес­са...

Мно­гие свя­зы­ва­ли про­гресс в ос­нов­ном с ду­хов­ны­ми фак­то­ра­ми раз­ви­тия об­ще­ства, ро­стом веры в каж­дом че­ло­ве­ке, гу­ма­ни­за­ци­ей меж­че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ний, укреп­ле­ни­ем по­зи­ций добра и кра­со­ты в мире.

Со­от­вет­ствен­но, ре­гресс под­ни­мал­ся как дви­же­ние в об­рат­ном на­прав­ле­нии, как тор­же­ство зла и не­спра­вед­ли­во­сти, раз­об­ще­ние людей и под­чи­не­ние их какой-то ан­ти­че­ло­ве­че­ской силе.

В древ­но­сти из­ме­не­ния в об­ще­стве по­ни­ма­лись как про­стая по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий либо как де­гра­да­ция по срав­не­нию с ми­нув­шим «зо­ло­тым веком». В хри­сти­ан­стве впер­вые по­яв­ля­ет­ся пред­став­ле­ние о вне­исто­ри­че­ской цели об­ще­ства и че­ло­ве­ка, о «новом небе и новой земле». В марк­сист­ской кон­цеп­ции об­ще­ствен­ный про­гресс свя­зы­вал­ся с не­уклон­ным раз­ви­ти­ем про­из­во­ди­тель­ных сил об­ще­ства, ро­стом про­из­во­ди­тель­но­сти труда, осво­бож­де­ни­ем от гнета сти­хий­ных сил об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия и экс­плу­а­та­ции че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком. Ко­неч­ной целью и кри­те­ри­ем про­грес­са вы­сту­па­ла эво­лю­ция че­ло­ве­ка как гар­мо­нич­но раз­ви­той лич­но­сти. Ре­гресс трак­то­вал­ся марк­сиз­мом как дви­же­ние об­ще­ства в об­рат­ном на­прав­ле­нии, при­чи­ной чего яв­ля­ют­ся ре­ак­ци­он­ные об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ские силы.

В XX в. с воз­ник­но­ве­ни­ем гло­баль­ных про­блем че­ло­ве­че­ства и на­рас­та­ни­ем не­ста­биль­но­сти в мире в целом кри­те­рии об­ще­ствен­но­го про­грес­са на­чи­на­ют из­ме­нять­ся. По­ня­тие про­грес­са об­ще­ства и ис­то­рии всё более свя­зы­ва­ет­ся с раз­ви­ти­ем те­лес­ных и ду­хов­ных ха­рак­те­ри­стик са­мо­го че­ло­ве­ка. Так, в ка­че­стве ин­те­граль­ных ха­рак­те­ри­стик про­грес­сив­но­го раз­ви­тия об­ще­ства и че­ло­ве­ка пред­ла­га­ют­ся такие кри­те­рии, как уро­вень ма­те­рин­ской и дет­ской смерт­но­сти, по­ка­за­те­ли фи­зи­че­ско­го и ду­шев­но­го здо­ро­вья, чув­ство удо­вле­творённо­сти жиз­нью и тому по­доб­ное. Ни один вид про­грес­са (в эко­но­ми­че­ской, со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ской и дру­гих сфе­рах жизни об­ще­ства) не может рас­смат­ри­вать­ся как ве­ду­щий, если он не за­тра­ги­ва­ет жизни каж­до­го че­ло­ве­ка на пла­не­те. С дру­гой сто­ро­ны, резко уси­ли­ва­ет­ся доля от­вет­ствен­но­сти каж­до­го че­ло­ве­ка за всё про­ис­хо­дя­щее в об­ще­стве, за дви­же­ние ис­то­рии в же­ла­е­мом на­прав­ле­нии.

 

В. Ко­ха­нов­ский

Су­ще­ство­ва­ло ли в ис­то­рии фи­ло­со­фии един­ство взгля­дов мыс­ли­те­лей на кри­те­рии об­ще­ствен­но­го про­грес­са? По­яс­ни­те свой ответ, опи­ра­ясь на текст. Какие два фак­то­ра, по мне­нию ав­то­ра, по­вли­я­ли на из­ме­не­ние кри­те­ри­ев про­грес­са в со­вре­мен­ном мире?

30.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Са­мо­раз­ви­тие об­ще­ства и че­ло­ве­ка имеет опре­делённый век­тор, ко­то­рый свя­зы­ва­ет­ся с по­ня­ти­я­ми про­грес­са и ре­грес­са.

В ис­то­рии фи­ло­со­фии эти по­ня­тия оце­ни­ва­лись чаще всего с по­ляр­ных по­зи­ций. Ряд мыс­ли­те­лей были убеж­де­ны в на­ли­чии про­грес­са в об­ще­стве и усмат­ри­ва­ли его кри­те­рий в росте науки и ра­зу­ма, в улуч­ше­нии нра­вов. Дру­гие де­ла­ли ак­цент на субъ­ек­тив­ных сто­ро­нах про­грес­са, свя­зы­вая его с ро­стом иде­а­лов ис­ти­ны и спра­вед­ли­во­сти. Было вы­ска­за­но мне­ние от­но­си­тель­но лож­но­сти самой идеи про­грес­са...

Мно­гие свя­зы­ва­ли про­гресс в ос­нов­ном с ду­хов­ны­ми фак­то­ра­ми раз­ви­тия об­ще­ства, ро­стом веры в каж­дом че­ло­ве­ке, гу­ма­ни­за­ци­ей меж­че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ний, укреп­ле­ни­ем по­зи­ций добра и кра­со­ты в мире.

Со­от­вет­ствен­но, ре­гресс под­ни­мал­ся как дви­же­ние в об­рат­ном на­прав­ле­нии, как тор­же­ство зла и не­спра­вед­ли­во­сти, раз­об­ще­ние людей и под­чи­не­ние их какой-то ан­ти­че­ло­ве­че­ской силе.

В древ­но­сти из­ме­не­ния в об­ще­стве по­ни­ма­лись как про­стая по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий либо как де­гра­да­ция по срав­не­нию с ми­нув­шим «зо­ло­тым веком». В хри­сти­ан­стве впер­вые по­яв­ля­ет­ся пред­став­ле­ние о вне­исто­ри­че­ской цели об­ще­ства и че­ло­ве­ка, о «новом небе и новой земле». В марк­сист­ской кон­цеп­ции об­ще­ствен­ный про­гресс свя­зы­вал­ся с не­уклон­ным раз­ви­ти­ем про­из­во­ди­тель­ных сил об­ще­ства, ро­стом про­из­во­ди­тель­но­сти труда, осво­бож­де­ни­ем от гнета сти­хий­ных сил об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия и экс­плу­а­та­ции че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком. Ко­неч­ной целью и кри­те­ри­ем про­грес­са вы­сту­па­ла эво­лю­ция че­ло­ве­ка как гар­мо­нич­но раз­ви­той лич­но­сти. Ре­гресс трак­то­вал­ся марк­сиз­мом как дви­же­ние об­ще­ства в об­рат­ном на­прав­ле­нии, при­чи­ной чего яв­ля­ют­ся ре­ак­ци­он­ные об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ские силы.

В XX в. с воз­ник­но­ве­ни­ем гло­баль­ных про­блем че­ло­ве­че­ства и на­рас­та­ни­ем не­ста­биль­но­сти в мире в целом кри­те­рии об­ще­ствен­но­го про­грес­са на­чи­на­ют из­ме­нять­ся. По­ня­тие про­грес­са об­ще­ства и ис­то­рии всё более свя­зы­ва­ет­ся с раз­ви­ти­ем те­лес­ных и ду­хов­ных ха­рак­те­ри­стик са­мо­го че­ло­ве­ка. Так, в ка­че­стве ин­те­граль­ных ха­рак­те­ри­стик про­грес­сив­но­го раз­ви­тия об­ще­ства и че­ло­ве­ка пред­ла­га­ют­ся такие кри­те­рии, как уро­вень ма­те­рин­ской и дет­ской смерт­но­сти, по­ка­за­те­ли фи­зи­че­ско­го и ду­шев­но­го здо­ро­вья, чув­ство удо­вле­творённо­сти жиз­нью и тому по­доб­ное. Ни один вид про­грес­са (в эко­но­ми­че­ской, со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ской и дру­гих сфе­рах жизни об­ще­ства) не может рас­смат­ри­вать­ся как ве­ду­щий, если он не за­тра­ги­ва­ет жизни каж­до­го че­ло­ве­ка на пла­не­те. С дру­гой сто­ро­ны, резко уси­ли­ва­ет­ся доля от­вет­ствен­но­сти каж­до­го че­ло­ве­ка за всё про­ис­хо­дя­щее в об­ще­стве, за дви­же­ние ис­то­рии в же­ла­е­мом на­прав­ле­нии.

 

В. Ко­ха­нов­ский

Что по мне­нию ав­то­ра, яв­ля­лось глав­ным кри­те­ри­ем про­грес­са в марк­сист­ской кон­цеп­ции? Ука­жи­те дан­ные осо­бен­но­сти с ис­поль­зо­ва­ни­ем тек­ста до­ку­мен­та. Как марк­си­сты трак­то­ва­ли ре­гресс? Опи­ра­ясь на зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «об­ще­ствен­ный про­гресс».

31.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Са­мо­раз­ви­тие об­ще­ства и че­ло­ве­ка имеет опре­делённый век­тор, ко­то­рый свя­зы­ва­ет­ся с по­ня­ти­я­ми про­грес­са и ре­грес­са.

В ис­то­рии фи­ло­со­фии эти по­ня­тия оце­ни­ва­лись чаще всего с по­ляр­ных по­зи­ций. Ряд мыс­ли­те­лей были убеж­де­ны в на­ли­чии про­грес­са в об­ще­стве и усмат­ри­ва­ли его кри­те­рий в росте науки и ра­зу­ма, в улуч­ше­нии нра­вов. Дру­гие де­ла­ли ак­цент на субъ­ек­тив­ных сто­ро­нах про­грес­са, свя­зы­вая его с ро­стом иде­а­лов ис­ти­ны и спра­вед­ли­во­сти. Было вы­ска­за­но мне­ние от­но­си­тель­но лож­но­сти самой идеи про­грес­са...

Мно­гие свя­зы­ва­ли про­гресс в ос­нов­ном с ду­хов­ны­ми фак­то­ра­ми раз­ви­тия об­ще­ства, ро­стом веры в каж­дом че­ло­ве­ке, гу­ма­ни­за­ци­ей меж­че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ний, укреп­ле­ни­ем по­зи­ций добра и кра­со­ты в мире.

Со­от­вет­ствен­но, ре­гресс под­ни­мал­ся как дви­же­ние в об­рат­ном на­прав­ле­нии, как тор­же­ство зла и не­спра­вед­ли­во­сти, раз­об­ще­ние людей и под­чи­не­ние их какой-то ан­ти­че­ло­ве­че­ской силе.

В древ­но­сти из­ме­не­ния в об­ще­стве по­ни­ма­лись как про­стая по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий либо как де­гра­да­ция по срав­не­нию с ми­нув­шим «зо­ло­тым веком». В хри­сти­ан­стве впер­вые по­яв­ля­ет­ся пред­став­ле­ние о вне­исто­ри­че­ской цели об­ще­ства и че­ло­ве­ка, о «новом небе и новой земле». В марк­сист­ской кон­цеп­ции об­ще­ствен­ный про­гресс свя­зы­вал­ся с не­уклон­ным раз­ви­ти­ем про­из­во­ди­тель­ных сил об­ще­ства, ро­стом про­из­во­ди­тель­но­сти труда, осво­бож­де­ни­ем от гнета сти­хий­ных сил об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия и экс­плу­а­та­ции че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком. Ко­неч­ной целью и кри­те­ри­ем про­грес­са вы­сту­па­ла эво­лю­ция че­ло­ве­ка как гар­мо­нич­но раз­ви­той лич­но­сти. Ре­гресс трак­то­вал­ся марк­сиз­мом как дви­же­ние об­ще­ства в об­рат­ном на­прав­ле­нии, при­чи­ной чего яв­ля­ют­ся ре­ак­ци­он­ные об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ские силы.

В XX в. с воз­ник­но­ве­ни­ем гло­баль­ных про­блем че­ло­ве­че­ства и на­рас­та­ни­ем не­ста­биль­но­сти в мире в целом кри­те­рии об­ще­ствен­но­го про­грес­са на­чи­на­ют из­ме­нять­ся. По­ня­тие про­грес­са об­ще­ства и ис­то­рии всё более свя­зы­ва­ет­ся с раз­ви­ти­ем те­лес­ных и ду­хов­ных ха­рак­те­ри­стик са­мо­го че­ло­ве­ка. Так, в ка­че­стве ин­те­граль­ных ха­рак­те­ри­стик про­грес­сив­но­го раз­ви­тия об­ще­ства и че­ло­ве­ка пред­ла­га­ют­ся такие кри­те­рии, как уро­вень ма­те­рин­ской и дет­ской смерт­но­сти, по­ка­за­те­ли фи­зи­че­ско­го и ду­шев­но­го здо­ро­вья, чув­ство удо­вле­творённо­сти жиз­нью и тому по­доб­ное. Ни один вид про­грес­са (в эко­но­ми­че­ской, со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ской и дру­гих сфе­рах жизни об­ще­ства) не может рас­смат­ри­вать­ся как ве­ду­щий, если он не за­тра­ги­ва­ет жизни каж­до­го че­ло­ве­ка на пла­не­те. С дру­гой сто­ро­ны, резко уси­ли­ва­ет­ся доля от­вет­ствен­но­сти каж­до­го че­ло­ве­ка за всё про­ис­хо­дя­щее в об­ще­стве, за дви­же­ние ис­то­рии в же­ла­е­мом на­прав­ле­нии.

 

В. Ко­ха­нов­ский

Автор на­зы­ва­ет такие кри­те­рии про­грес­са, как рост науки, рост про­из­во­ди­тель­но­сти труда, осво­бож­де­ние от экс­плу­а­та­ции че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком. Про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дый из этих кри­те­ри­ев.

32.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Са­мо­раз­ви­тие об­ще­ства и че­ло­ве­ка имеет опре­делённый век­тор, ко­то­рый свя­зы­ва­ет­ся с по­ня­ти­я­ми про­грес­са и ре­грес­са.

В ис­то­рии фи­ло­со­фии эти по­ня­тия оце­ни­ва­лись чаще всего с по­ляр­ных по­зи­ций. Ряд мыс­ли­те­лей были убеж­де­ны в на­ли­чии про­грес­са в об­ще­стве и усмат­ри­ва­ли его кри­те­рий в росте науки и ра­зу­ма, в улуч­ше­нии нра­вов. Дру­гие де­ла­ли ак­цент на субъ­ек­тив­ных сто­ро­нах про­грес­са, свя­зы­вая его с ро­стом иде­а­лов ис­ти­ны и спра­вед­ли­во­сти. Было вы­ска­за­но мне­ние от­но­си­тель­но лож­но­сти самой идеи про­грес­са...

Мно­гие свя­зы­ва­ли про­гресс в ос­нов­ном с ду­хов­ны­ми фак­то­ра­ми раз­ви­тия об­ще­ства, ро­стом веры в каж­дом че­ло­ве­ке, гу­ма­ни­за­ци­ей меж­че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ний, укреп­ле­ни­ем по­зи­ций добра и кра­со­ты в мире.

Со­от­вет­ствен­но, ре­гресс под­ни­мал­ся как дви­же­ние в об­рат­ном на­прав­ле­нии, как тор­же­ство зла и не­спра­вед­ли­во­сти, раз­об­ще­ние людей и под­чи­не­ние их какой-то ан­ти­че­ло­ве­че­ской силе.

В древ­но­сти из­ме­не­ния в об­ще­стве по­ни­ма­лись как про­стая по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий либо как де­гра­да­ция по срав­не­нию с ми­нув­шим «зо­ло­тым веком». В хри­сти­ан­стве впер­вые по­яв­ля­ет­ся пред­став­ле­ние о вне­исто­ри­че­ской цели об­ще­ства и че­ло­ве­ка, о «новом небе и новой земле». В марк­сист­ской кон­цеп­ции об­ще­ствен­ный про­гресс свя­зы­вал­ся с не­уклон­ным раз­ви­ти­ем про­из­во­ди­тель­ных сил об­ще­ства, ро­стом про­из­во­ди­тель­но­сти труда, осво­бож­де­ни­ем от гнета сти­хий­ных сил об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия и экс­плу­а­та­ции че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком. Ко­неч­ной целью и кри­те­ри­ем про­грес­са вы­сту­па­ла эво­лю­ция че­ло­ве­ка как гар­мо­нич­но раз­ви­той лич­но­сти. Ре­гресс трак­то­вал­ся марк­сиз­мом как дви­же­ние об­ще­ства в об­рат­ном на­прав­ле­нии, при­чи­ной чего яв­ля­ют­ся ре­ак­ци­он­ные об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ские силы.

В XX в. с воз­ник­но­ве­ни­ем гло­баль­ных про­блем че­ло­ве­че­ства и на­рас­та­ни­ем не­ста­биль­но­сти в мире в целом кри­те­рии об­ще­ствен­но­го про­грес­са на­чи­на­ют из­ме­нять­ся. По­ня­тие про­грес­са об­ще­ства и ис­то­рии всё более свя­зы­ва­ет­ся с раз­ви­ти­ем те­лес­ных и ду­хов­ных ха­рак­те­ри­стик са­мо­го че­ло­ве­ка. Так, в ка­че­стве ин­те­граль­ных ха­рак­те­ри­стик про­грес­сив­но­го раз­ви­тия об­ще­ства и че­ло­ве­ка пред­ла­га­ют­ся такие кри­те­рии, как уро­вень ма­те­рин­ской и дет­ской смерт­но­сти, по­ка­за­те­ли фи­зи­че­ско­го и ду­шев­но­го здо­ро­вья, чув­ство удо­вле­творённо­сти жиз­нью и тому по­доб­ное. Ни один вид про­грес­са (в эко­но­ми­че­ской, со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ской и дру­гих сфе­рах жизни об­ще­ства) не может рас­смат­ри­вать­ся как ве­ду­щий, если он не за­тра­ги­ва­ет жизни каж­до­го че­ло­ве­ка на пла­не­те. С дру­гой сто­ро­ны, резко уси­ли­ва­ет­ся доля от­вет­ствен­но­сти каж­до­го че­ло­ве­ка за всё про­ис­хо­дя­щее в об­ще­стве, за дви­же­ние ис­то­рии в же­ла­е­мом на­прав­ле­нии.

 

В. Ко­ха­нов­ский

Автор свя­зы­ва­ет про­гресс с раз­лич­ны­ми сфе­ра­ми жизни об­ще­ства. Как Вы ду­ма­е­те, про­ис­хо­дит ли про­гресс в ду­хов­но-нрав­ствен­ной сфере? Сфор­му­ли­руй­те свою точку зре­ния и при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в её обос­но­ва­ние.

33.  
i

Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «ры­ноч­ная кон­ку­рен­ция»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о ры­ноч­ной кон­ку­рен­ции.

34.  
i

На­зо­ви­те любые три ос­но­ва­ния со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дое из них. (Каж­дый при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто).

35.  
i

В лек­ции по­ли­то­ло­га была вы­ска­за­на мысль о том, что по­ли­ти­че­ские пар­тии вы­сту­па­ют свя­зу­ю­щим зве­ном между граж­дан­ским об­ще­ством и го­су­дар­ством. При­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в под­держ­ку дан­но­го мне­ния.

36.  
i

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, со­ставь­те слож­ный план, поз­во­ля­ю­щий рас­крыть по су­ще­ству тему «Си­сте­ма рос­сий­ско­го права». Слож­ный план дол­жен со­дер­жать не менее трёх не­по­сред­ствен­но рас­кры­ва­ю­щих тему по су­ще­ству пунк­тов, де­та­ли­зи­ро­ван­ных в под­пунк­тах. Ко­ли­че­ство под­пунк­тов каж­до­го де­та­ли­зи­ро­ван­но­го пунк­та долж­но быть не менее трёх, за ис­клю­че­ни­ем слу­ча­ев, когда с точки зре­ния об­ще­ствен­ных наук воз­мож­ны толь­ко два под­пунк­та.

37.  
i

Вы­бе­ри­те одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний и на его ос­но­ве на­пи­ши­те мини-со­чи­не­ние.

Сфор­му­ли­руй­те по сво­е­му усмот­ре­нию одну или не­сколь­ко ос­нов­ных идей за­тро­ну­той ав­то­ром темы и рас­крой­те её (их) с опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния.

Для рас­кры­тия сфор­му­ли­ро­ван­ной(-ых) Вами ос­нов­ной(-ых) идеи(-й) при­ве­ди­те рас­суж­де­ния и вы­во­ды, ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния (со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, тео­ре­ти­че­ские по­ло­же­ния).

Для ил­лю­стра­ции сфор­му­ли­ро­ван­ных Вами ос­нов­ной(-ых) идеи(-й), тео­ре­ти­че­ских по­ло­же­ний, рас­суж­де­ний и вы­во­дов при­ве­ди­те не менее двух со­ци­аль­ных фак­тов/при­ме­ров из раз­лич­ных ис­точ­ни­ков (об­ще­ствен­ной жизни (в том числе по со­об­ще­ни­ям СМИ), лич­но­го со­ци­аль­но­го опыта (вклю­чая в том числе про­чи­тан­ные книги, про­смот­рен­ные ки­но­филь­мы), из раз­лич­ных учеб­ных пред­ме­тов.

Каж­дый при­во­ди­мый факт/при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто и под­твер­ждать обо­зна­чен­ную ос­нов­ную идею, тео­ре­ти­че­ское по­ло­же­ние, рас­суж­де­ние или вывод/ быть с ними явно свя­зан. По сво­е­му со­дер­жа­нию при­ме­ры не долж­ны быть од­но­тип­ны­ми (не долж­ны дуб­ли­ро­вать друг друга).

 

29.1 Фи­ло­со­фия: «Наука  — это клад­би­ще ги­по­тез». (А. Пу­ан­ка­ре)

29.2 Эко­но­ми­ка: «Пред­при­ни­ма­тель­ская де­я­тель­ность слу­жит ин­те­ре­сам не толь­ко ин­ди­ви­ду­у­ма, но и об­ще­ства в целом». (С. Ка­на­рей­кин)

29.3 Со­цио­ло­гия, со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия: «Че­ло­век может об­ре­сти себя, прий­ти к зна­нию своей ин­ди­ви­ду­аль­но­сти ис­клю­чи­тель­но через по­сред­ни­ка  — со­ци­аль­ную жизнь». (Э. Кас­си­рер)

29.4 По­ли­то­ло­гия: «"Раз­де­ляй и власт­вуй"  — муд­рое пра­ви­ло, но "объ­еди­няй и на­прав­ляй" ещё лучше». (И. В. Гёте)

29.5 Пра­во­ве­де­ние: «Закон опре­де­ля­ет власть каж­до­го долж­ност­но­го лица». (В. И. Даль)