Заголовок: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 2.
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕГЭ — обществознание
Вариант № 267138

ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 2.

1.  
i

В от­ли­чие от по­ве­де­ния жи­вот­но­го, де­я­тель­ность че­ло­ве­ка

 

1)  обу­слов­ле­на ви­до­вой спе­ци­а­ли­за­ци­ей

2)  по­буж­да­ет­ся ин­стинк­та­ми

3)  свя­за­на с ра­бо­той ор­га­нов чувств

4)  на­прав­ля­ет­ся со­зна­тель­но вы­дви­га­е­мой целью

2.  
i

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­те­ри­зу­ет тео­ре­ти­че­ский уро­вень по­зна­ния?

 

1.  Про­ве­де­ние на­уч­но­го экс­пе­ри­мен­та

2.  Опи­са­ние на­уч­ных фак­тов

3.  Обоб­ще­ние по­лу­чен­ных дан­ных

4.  На­блю­де­ние от­дель­ных фак­тов и яв­ле­ний

3.  
i

Со­вре­мен­ные об­ще­ства от­ли­ча­ет слож­ная струк­ту­ра, со­дер­жа­щая эле­мен­ты раз­ных типов об­ществ. Какой при­мер сви­де­тель­ству­ет о при­сут­ствии в со­вре­мен­ном об­ще­стве черт тра­ди­ци­он­но­го об­ще­ства?

 

1.  Раз­ви­тие в об­ще­стве меж­кон­фес­си­о­наль­но­го диа­ло­га

2.  Огра­ни­че­ние пол­но­мо­чий мо­нар­хов кон­сти­ту­ци­я­ми

3.  Со­зда­ние слож­ных про­из­ве­де­ний эли­тар­ной куль­ту­ры

4.  Со­хра­не­ние руч­но­го про­из­вод­ства у ма­сте­ров на­род­ных про­мыс­лов

4.  
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об ис­кус­стве?

 

А. Одной из осо­бен­но­стей ис­кус­ства яв­ля­ет­ся со­зда­ние ху­до­же­ствен­ных об­ра­зов.

Б. Про­из­ве­де­ни­ям ис­кус­ства свой­ствен­на эмо­ци­о­наль­ность.

 

1.  Верно толь­ко А

2.  Верно толь­ко Б

3.  Верны оба суж­де­ния

4.  Оба суж­де­ния не верны

5.  
i

Вла­дель­цы за­го­род­ных зе­мель­ных участ­ков вы­жда­ли, пока цена земли по­вы­сит­ся, и вы­ста­ви­ли на про­да­жу при­над­ле­жав­шую им землю. В этом про­яви­лись осо­бен­но­сти фор­ми­ро­ва­ния

 

1)  ры­ноч­ной кон­ку­рен­ции

2)  пред­ло­же­ния

3)  за­ра­бот­ной платы

4)  спро­са

6.  
i

При­ме­ром пе­ре­мен­ных из­дер­жек пред­при­я­тия яв­ля­ют­ся рас­хо­ды на

 

1)  стра­хо­ва­ние иму­ще­ства

2)  вы­пла­ту за­ра­бот­ной платы служ­бе охра­ны

3)  опла­ту услуг энер­го­сбы­то­вых ор­га­ни­за­ций

4)  вы­пла­ту за­ра­бот­ной платы ад­ми­ни­стра­ции

7.  
i

Что от­но­сит­ся к до­хо­дам го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та?

 

1.  Фи­нан­си­ро­ва­ние обо­рон­но­го за­ка­за пред­при­я­ти­ям

2.  Вы­пла­ты го­су­дар­ствен­ных гран­тов круп­ным учёным

3.  Со­дер­жа­ние го­су­дар­ствен­но­го ап­па­ра­та

4.  Сред­ства от про­да­жи об­ли­га­ций го­су­дар­ствен­но­го займа

8.  
i

На ри­сун­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке строй­ма­те­ри­а­лов (Р  — цена то­ва­ра, Q  — ко­ли­че­ство то­ва­ра). Про­ана­ли­зи­руй­те из­ме­не­ние спро­са (линия спро­са D пе­ре­ме­сти­лась в по­ло­же­ние D1). Чем может объ­яс­нять­ся по­доб­ное из­ме­не­ние?

 

1.  Ро­стом цен на услу­ги по ре­мон­ту квар­тир

2.  Уве­ли­че­ни­ем ко­ли­че­ства стро­и­тель­ных фирм

3.  Сни­же­ни­ем на­ло­гов с про­из­во­ди­те­лей строй­ма­те­ри­а­лов

4.  Уве­ли­че­ни­ем до­хо­дов граж­дан

9.  
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о цен­ных бу­ма­гах?

 

А. К цен­ным бу­ма­гам от­но­сят­ся век­се­ля и об­ли­га­ции.

Б. Цен­ной бу­ма­гой, ко­то­рая при­но­сит доход в форме ди­ви­ден­да, яв­ля­ет­ся акция.

 

1.  Верно толь­ко А

2.  Верно толь­ко Б

3.  Верны оба суж­де­ния

4.  Оба суж­де­ния не­вер­ны

10.  
i

Семья, в от­ли­чие от дру­гих со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов, вы­пол­ня­ет функ­цию

 

1)  био­ло­ги­че­ско­го вос­про­из­вод­ства

2)  со­ци­аль­но­го кон­тро­ля

3)  со­ци­а­ли­за­ции мо­ло­до­го по­ко­ле­ния

4)  мо­раль­ной ре­гла­мен­та­ции по­ве­де­ния

11.  
i

В стра­не Z был два­жды про­ведён опрос об­ще­ствен­но­го мне­ния по одной и той же про­бле­ме. В 2002 г. пред­ла­га­лось вы­ска­зать­ся о про­яв­ле­ни­ях в об­ще­стве со­ци­аль­ной не­спра­вед­ли­во­сти. Вто­рой опрос со­сто­ял­ся после про­ве­де­ния в стра­не ре­фор­мы из­би­ра­тель­ной си­сте­мы и си­сте­мы на­ло­го­об­ло­же­ния в 2012 г. Ре­зуль­та­ты опро­сов (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

 

1)  Доля тех, кто счи­та­ет, что от­дель­ные со­ци­аль­ные груп­пы имеют при­ви­ле­гии, со­кра­ти­лась.

2)  Чет­верть опро­шен­ных ис­пы­та­ли за­труд­не­ния при опро­се.

3)  Доля тех, кто счи­та­ет, что оп­по­зи­ци­он­ные пар­тии, вы­ра­жа­ю­щие ин­те­ре­сы не­иму­щих, не пред­став­ле­ны в пар­ла­мен­те, оста­лась не­из­мен­ной.

4)  Доля тех, кто от­ме­ча­ет, что со­хра­ня­ет­ся очень боль­шой раз­рыв в уров­не до­хо­дов между бо­га­ты­ми и бед­ны­ми, вы­рос­ла.

12.  
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ных ролях че­ло­ве­ка?

 

А. Со­ци­аль­ная роль опре­де­ля­ет мо­дель по­ве­де­ния че­ло­ве­ка в той или иной си­ту­а­ции.

Б. Ис­пол­не­ние со­ци­аль­ной роли все­гда сов­па­да­ет с ро­ле­вым ожи­да­ни­ем.

 

1.  Верно толь­ко А

2.  Верно толь­ко Б

3.  Верны оба суж­де­ния

4.  Оба суж­де­ния не­вер­ны

13.  
i

К функ­ци­ям Пра­ви­тель­ства РФ от­но­сит­ся

 

1)  управ­ле­ние фе­де­раль­ной соб­ствен­но­стью

2)  ре­ше­ние во­про­са предо­став­ле­ния граж­дан­ства

3)  раз­ра­бот­ка и при­ня­тие за­ко­нов

4)  раз­ра­бот­ка и при­ня­тие го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та

14.  
i

Что от­ли­ча­ет ма­жо­ри­тар­ную из­би­ра­тель­ную си­сте­му от про­пор­ци­о­наль­ной?

 

1)  Про­во­дит­ся пред­вы­бор­ная аги­та­ция.

2)  По­бе­ди­те­лем на вы­бо­рах яв­ля­ет­ся кан­ди­дат, на­брав­ший преду­смот­рен­ное за­ко­ном боль­шин­ство го­ло­сов.

3)  Из­би­ра­те­ли го­ло­су­ют толь­ко за по­ли­ти­че­ские пар­тии.

4)  По­ло­ви­на де­пу­та­тов из­би­ра­ет­ся по пар­тий­ным спис­кам.

15.  
i

В го­су­дар­стве Z су­ще­ству­ет еди­ная об­ще­обя­за­тель­ная идео­ло­гия, одна пар­тия узур­пи­ро­ва­ла власть. Какой по­ли­ти­че­ский режим сло­жил­ся в го­су­дар­стве Z?

 

1.  Мо­нар­хи­че­ский

2.  То­та­ли­тар­ный

3.  Де­мо­кра­ти­че­ский

4.  Ав­то­ри­тар­ный

16.  
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о по­ли­ти­че­ских пар­ти­ях?

 

А.  По­ли­ти­че­ские пар­тии бы­ва­ют пра­вя­щи­ми и оп­по­зи­ци­он­ны­ми.

Б. По­ли­ти­че­ские пар­тии бы­ва­ют ма­жо­ри­тар­ны­ми и про­пор­ци­о­наль­ны­ми.

 

1.  Верно толь­ко А

2.  Верно толь­ко Б

3.  Верны оба суж­де­ния

4.  Оба суж­де­ния не­вер­ны

17.  
i

Со­глас­но Кон­сти­ту­ции РФ Рос­сия яв­ля­ет­ся со­ци­аль­ным го­су­дар­ством, то есть го­су­дар­ством, по­ли­ти­ка ко­то­ро­го на­прав­ле­на на

 

1)  укреп­ле­ние обо­ро­но­спо­соб­но­сти стра­ны

2)  со­зда­ние ин­сти­ту­тов, обес­пе­чи­ва­ю­щих де­мо­кра­ти­че­ское раз­ви­тие го­су­дар­ства

3)  раз­ви­тие сво­бод­но­го рынка

4)  со­зда­ние усло­вий, обес­пе­чи­ва­ю­щих до­стой­ную жизнь граж­да­нам РФ

18.  
i

Какой орган при­зван осу­ществ­лять над­зор над точ­ным и еди­но­об­раз­ным ис­пол­не­ни­ем за­ко­нов на тер­ри­то­рии го­су­дар­ства?

 

1.  Но­та­ри­ат

2.  Про­ку­ра­ту­ра

3.  Суд

4.  Ад­во­ка­ту­ра

19.  
i

Граж­да­нин К. подал за­яв­ле­ние в отдел внут­рен­них дел об утере пас­пор­та. Какой из от­рас­лей права будет ре­гу­ли­ро­вать­ся воз­ник­шее пра­во­от­но­ше­ние?

 

1.  Го­су­дар­ствен­ным пра­вом

2.  Ад­ми­ни­стра­тив­ным пра­вом

3.  Уго­лов­ным пра­вом

4.  Граж­дан­ским пра­вом

20.  
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об ис­точ­ни­ках права?

 

А. К ис­точ­ни­кам (фор­мам) права от­но­сят су­деб­ный пре­це­дент.

Б. Ис­точ­ни­ком на­ци­о­наль­но­го права яв­ля­ет­ся меж­ду­на­род­ный пра­во­вой акт, ра­ти­фи­ци­ро­ван­ный пар­ла­мен­том го­су­дар­ства.

 

1.  Верно толь­ко А

2.  Верно толь­ко Б

3.  Верны оба суж­де­ния

4.  Оба суж­де­ния не­вер­ны

21.  
i

За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

 

ФУНК­ЦИЯ КУЛЬ­ТУ­РЫХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА
Ин­фор­ма­ци­он­наяПоз­во­ля­ет на­кап­ли­вать и пе­ре­да­вать со­ци­аль­ный опыт от по­ко­ле­ния к по­ко­ле­нию
...Поз­во­ля­ет людям всту­пать в об­ще­ние друг с дру­гом
22.  
i

Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «день­ги».

 

1.  Лик­вид­ность.

2.  Цена.

3.  Товар.

4.  Ин­фля­ция.

5.  Спе­ци­а­ли­за­ция.

6.  На­ту­раль­ный обмен.

 

Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

23.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ти­па­ми семей: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­МЕ­РЫ

A)  жена граж­да­ни­на К. ре­ши­ла по­лу­чить ещё одно об­ра­зо­ва­ние, и су­пру­ги до­го­во­ри­лись, что муж возь­мет боль­шую часть забот по дому на себя, чтобы жена могла сов­ме­щать учёбу с ра­бо­той

Б)  в семье С. всю ра­бо­ту по дому вы­пол­ня­ет жена; муж счи­та­ет, что он за­ра­ба­ты­ва­ет день­ги, а обя­зан­ность жены - до­маш­ние дела

B)  отец се­мей­ства решил от­пра­вить сына учить­ся в ка­дет­ский кор­пус, а воз­ра­же­ния ма­те­ри оста­вил без вни­ма­ния

Г)  на се­мей­ном со­ве­те было ре­ше­но, что жена по­едет в от­пуск с по­дру­гой, а муж оста­нет­ся дома и займётся ре­мон­том квар­ти­ры

Д)  муж и жена ре­ши­ли по­тра­тить день­ги, от­ло­жен­ные на сов­мест­ный лет­ний отдых, на путёвку в са­на­то­рий для ба­буш­ки жены

ТИПЫ СЕМЕЙ

1)  пат­ри­ар­халь­ная

2)  партнёрская

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

АБВГД
24.  
i

Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке черты об­ще­ства ин­ду­стри­аль­но­го типа и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  Ме­ха­ни­за­ция про­из­вод­ства и управ­ле­ния.

2.  Опре­де­ля­ю­щая роль ур­ба­ни­за­ции в со­ци­аль­ной жизни.

3.  Упро­ще­ние со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти.

4.  Гос­под­ство церк­ви и армии в по­ли­ти­че­ской сфере об­ще­ства.

5.  Гос­под­ство сель­ско­го на­ту­раль­но­го хо­зяй­ства.

6.  Се­рий­ное про­из­вод­ство то­ва­ров мас­со­во­го по­треб­ле­ния.

25.  
i

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­делённой бук­вой.

 

(A) Зоя Кузь­ми­нич­на уви­де­ла из окна, что не­из­вест­ный пы­та­ет­ся от­крыть ав­то­мо­биль её со­се­да. (Б) Зоя Кузь­ми­нич­на по­зво­ни­ла в по­ли­цию. (B) По­ли­ция охра­ня­ет за­кон­ность и по­ря­док, за­щи­ща­ет права граж­дан, пре­се­ка­ет и пре­ду­пре­жда­ет пре­ступ­ле­ния. (Г) Угон­щик ав­то­мо­би­лей, от ко­то­ро­го по­стра­да­ло уже не­сколь­ко ав­то­лю­би­те­лей, был за­дер­жан. (Д) Доб­ро­по­ря­доч­ный граж­да­нин не дол­жен оста­вать­ся рав­но­душ­ным к по­доб­ным си­ту­а­ци­ям.

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют

 

1)  фак­ти­че­ский ха­рак­тер

2)  ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний

3)  ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер­жде­ний

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу под бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей по­ло­же­ние, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его ха­рак­тер.

AБВГД
26.  
i

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 

«Учёные вы­де­ля­ют не­сколь­ко групп гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­го че­ло­ве­че­ства. Пер­вая груп­па про­блем свя­за­на с от­но­ше­ни­я­ми между го­су­дар­ства­ми. Устра­не­ние _______(А) эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, со­хра­не­ние мира  — это од­но­вре­мен­но ре­ше­ние и про­бле­мы здо­ро­вья людей, и про­бле­мы ка­че­ства осво­е­ния при­род­ных ре­сур­сов. Оста­нов­ка________(Б) также предот­вра­ща­ет за­гряз­не­ние при­род­ной среды в пла­не­тар­ном мас­шта­бе.

Вто­рая груп­па вклю­ча­ет в себя про­бле­мы не­по­сред­ствен­но­го______(В) при­ро­ды и об­ще­ства. Это, на­при­мер, ис­то­ще­ние________(Г) недр Земли и Ми­ро­во­го оке­а­на.

В дан­ном слу­чае про­бле­ма при­ро­ды и об­ще­ства  — это про­бле­ма био­ло­ги­че­ских основ жизни опо­сре­до­ван­ных___________(Д).

Тре­тья груп­па про­блем от­ра­жа­ет вза­и­мо­дей­ствие че­ло­ве­ка и об­ще­ства. К ним от­но­сят, на­при­мер, про­бле­мы __________(Е), здра­во­охра­не­ния, куль­тур­но­го на­сле­дия».

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

 

Спи­сок тер­ми­нов:

 

1) сред­ство2) вза­и­мо­дей­ствие3) со­ци­аль­ные усло­вия
4) не­рав­но­мер­ность5) об­ще­ство6) на­ро­до­на­се­ле­ние
7) гонка во­ору­же­ний8) об­ще­ствен­ный про­гресс9) при­род­ные ре­сур­сы

 

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

AБВГДЕ
27.  
i

Пред­ставь­те, что Вы по­мо­га­е­те учи­те­лю клас­си­фи­ци­ро­вать кар­точ­ки перед зачётом по теме «Че­ло­век как ре­зуль­тат био­ло­ги­че­ской и со­ци­о­куль­тур­ной эво­лю­ции». Со­бе­ри­те все кар­точ­ки с при­зна­ка­ми, от­ра­жа­ю­щи­ми осо­бен­но­сти био­ло­ги­че­ской со­став­ля­ю­щей че­ло­ве­ка, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  Ин­стинк­тив­ные ре­ак­ции на воз­дей­ствие среды.

2.  Ис­поль­зо­ва­ние пред­ме­тов, дан­ных при­ро­дой.

3.  Стрем­ле­ние по­нять окру­жа­ю­щий мир.

4.  Ге­не­ти­че­ски обу­слов­лен­ные мо­де­ли по­ве­де­ния.

5.  Об­ще­ние с по­мо­щью чле­но­раз­дель­ной речи.

6.  Спо­соб­ность к це­ле­по­ла­га­нию.

28.  
i

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

Опыт­ная про­вер­ка, ис­сле­до­ва­тель­ская ги­по­те­за, клас­си­фи­ка­ци­он­ная ос­но­ва, на­уч­ное по­зна­ние, тео­ре­ти­че­ская обос­но­ван­ность.

29.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Право и мо­раль как со­ци­аль­ные ре­гу­ля­то­ры не­из­мен­но имеют дело с про­бле­ма­ми сво­бод­ной воли ин­ди­ви­да и его от­вет­ствен­но­сти за свои дей­ствия. Право и мо­раль как важ­ней­шие эле­мен­ты цен­ност­ной ори­ен­та­ции че­ло­ве­ка не могли бы ни воз­ник­нуть, ни су­ще­ство­вать, если бы че­ло­век не был наделён сво­бод­ной волей. Они об­ра­ще­ны к ра­зу­му и воле че­ло­ве­ка, по­мо­гая ему адап­ти­ро­вать­ся к слож­но­му и из­мен­чи­во­му миру об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний.

Право и мо­раль все­гда об­ра­ще­ны к сво­бод­ной воле ин­ди­ви­да. Вме­сте с тем они вы­сту­па­ют как «ме­ри­ла» этой сво­бо­ды, опре­де­ляя гра­ни­цы сво­бод­но­го по­ве­де­ния лич­но­сти. Но в этой общ­но­сти уже за­ло­же­ны свой­ства, опре­де­ля­ю­щие спе­ци­фи­ку права и мо­ра­ли. Право вы­сту­па­ет в ка­че­стве фор­маль­ной кон­крет­но-ис­то­ри­че­ски обу­слов­лен­ной меры сво­бо­ды. <...>

Право в силу своей при­ро­ды очер­чи­ва­ет сво­бо­ду внеш­них дей­ствий че­ло­ве­ка, оста­ва­ясь ней­траль­ным по от­но­ше­нию к внут­рен­ним мо­ти­вам его по­ве­де­ния. Иное дело  — мо­раль, ко­то­рая не толь­ко опре­де­ля­ет гра­ни­цы внеш­ней сво­бо­ды, но и тре­бу­ет внут­рен­не­го са­мо­опре­де­ле­ния лич­но­сти. И в этом смыс­ле мо­раль  — не­фор­маль­ный опре­де­ли­тель сво­бо­ды.

Раз­ли­чие ха­рак­те­ра сво­бо­ды в пра­во­вой и нрав­ствен­ной сфе­рах опре­де­ля­ет и раз­ли­чия в ха­рак­те­ре пра­во­вой и нрав­ствен­ной от­вет­ствен­но­сти. Раз­ли­чия в пра­во­вой и мо­раль­ной от­вет­ствен­но­сти со­сто­ят в ха­рак­те­ре мо­ти­ва­ции; в раз­ли­чии пра­во­вых и мо­раль­ных санк­ций и оце­ноч­ных ка­те­го­рий, ле­жа­щих в их ос­но­ве; в раз­ли­чии субъ­ек­тов, при­ме­ня­ю­щих эти санк­ции. <...>

Про­во­дя раз­ли­чия между пра­во­вы­ми и мо­раль­ны­ми санк­ци­я­ми, сле­ду­ет учи­ты­вать кон­крет­но-ис­то­ри­че­ские усло­вия, в ко­то­рых дей­ству­ют эти со­ци­аль­ные ре­гу­ля­то­ры. Боль­шая жёсткость пра­во­вых санк­ций по срав­не­нию с мо­раль­ны­ми  — это не уни­вер­саль­ное от­ли­чие, су­ще­ство­вав­шее во все эпохи и во всех об­ще­ствах. Сте­пень жёстко­сти мо­раль­ных санк­ций, как и пра­во­вых, была раз­лич­ной в раз­ные пе­ри­о­ды у раз­лич­ных на­ро­дов; кроме того, мо­раль­ные за­пре­ты не­ред­ко ста­но­ви­лись пра­во­вы­ми, а пра­во­вые  — мо­раль­ны­ми.

Нель­зя рас­смат­ри­вать в ка­че­стве аб­со­лют­но­го и такой при­знак от­ли­чия пра­во­вых санк­ций от мо­раль­ных, как фор­маль­ная их опре­делённость. Ис­сле­до­ва­ния эт­но­гра­фов по­ка­зы­ва­ют, что за­ча­стую мо­раль­ные за­пре­ты имели фик­си­ро­ван­ную шкалу санк­ций.

Спе­ци­фи­ка пра­во­вых санк­ций со­сто­ит не в их жёстко­сти и фор­маль­ной опре­делённо­сти, а в спо­со­бах обес­пе­че­ния, ко­то­рые не­раз­рыв­но свя­за­ны с го­су­дар­ством, рас­по­ла­га­ю­щим осо­бым на­бо­ром средств и ин­сти­ту­тов, спо­соб­ных при­нуж­дать к со­блю­де­нию пра­во­вых норм.

 

Е. А. Лукашёва

Какую роль право и мо­раль иг­ра­ют в жизни ин­ди­ви­да? Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста, при­ве­ди­те три по­зи­ции.

30.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Право и мо­раль как со­ци­аль­ные ре­гу­ля­то­ры не­из­мен­но имеют дело с про­бле­ма­ми сво­бод­ной воли ин­ди­ви­да и его от­вет­ствен­но­сти за свои дей­ствия. Право и мо­раль как важ­ней­шие эле­мен­ты цен­ност­ной ори­ен­та­ции че­ло­ве­ка не могли бы ни воз­ник­нуть, ни су­ще­ство­вать, если бы че­ло­век не был наделён сво­бод­ной волей. Они об­ра­ще­ны к ра­зу­му и воле че­ло­ве­ка, по­мо­гая ему адап­ти­ро­вать­ся к слож­но­му и из­мен­чи­во­му миру об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний.

Право и мо­раль все­гда об­ра­ще­ны к сво­бод­ной воле ин­ди­ви­да. Вме­сте с тем они вы­сту­па­ют как «ме­ри­ла» этой сво­бо­ды, опре­де­ляя гра­ни­цы сво­бод­но­го по­ве­де­ния лич­но­сти. Но в этой общ­но­сти уже за­ло­же­ны свой­ства, опре­де­ля­ю­щие спе­ци­фи­ку права и мо­ра­ли. Право вы­сту­па­ет в ка­че­стве фор­маль­ной кон­крет­но-ис­то­ри­че­ски обу­слов­лен­ной меры сво­бо­ды. <...>

Право в силу своей при­ро­ды очер­чи­ва­ет сво­бо­ду внеш­них дей­ствий че­ло­ве­ка, оста­ва­ясь ней­траль­ным по от­но­ше­нию к внут­рен­ним мо­ти­вам его по­ве­де­ния. Иное дело  — мо­раль, ко­то­рая не толь­ко опре­де­ля­ет гра­ни­цы внеш­ней сво­бо­ды, но и тре­бу­ет внут­рен­не­го са­мо­опре­де­ле­ния лич­но­сти. И в этом смыс­ле мо­раль  — не­фор­маль­ный опре­де­ли­тель сво­бо­ды.

Раз­ли­чие ха­рак­те­ра сво­бо­ды в пра­во­вой и нрав­ствен­ной сфе­рах опре­де­ля­ет и раз­ли­чия в ха­рак­те­ре пра­во­вой и нрав­ствен­ной от­вет­ствен­но­сти. Раз­ли­чия в пра­во­вой и мо­раль­ной от­вет­ствен­но­сти со­сто­ят в ха­рак­те­ре мо­ти­ва­ции; в раз­ли­чии пра­во­вых и мо­раль­ных санк­ций и оце­ноч­ных ка­те­го­рий, ле­жа­щих в их ос­но­ве; в раз­ли­чии субъ­ек­тов, при­ме­ня­ю­щих эти санк­ции. <...>

Про­во­дя раз­ли­чия между пра­во­вы­ми и мо­раль­ны­ми санк­ци­я­ми, сле­ду­ет учи­ты­вать кон­крет­но-ис­то­ри­че­ские усло­вия, в ко­то­рых дей­ству­ют эти со­ци­аль­ные ре­гу­ля­то­ры. Боль­шая жёсткость пра­во­вых санк­ций по срав­не­нию с мо­раль­ны­ми  — это не уни­вер­саль­ное от­ли­чие, су­ще­ство­вав­шее во все эпохи и во всех об­ще­ствах. Сте­пень жёстко­сти мо­раль­ных санк­ций, как и пра­во­вых, была раз­лич­ной в раз­ные пе­ри­о­ды у раз­лич­ных на­ро­дов; кроме того, мо­раль­ные за­пре­ты не­ред­ко ста­но­ви­лись пра­во­вы­ми, а пра­во­вые  — мо­раль­ны­ми.

Нель­зя рас­смат­ри­вать в ка­че­стве аб­со­лют­но­го и такой при­знак от­ли­чия пра­во­вых санк­ций от мо­раль­ных, как фор­маль­ная их опре­делённость. Ис­сле­до­ва­ния эт­но­гра­фов по­ка­зы­ва­ют, что за­ча­стую мо­раль­ные за­пре­ты имели фик­си­ро­ван­ную шкалу санк­ций.

Спе­ци­фи­ка пра­во­вых санк­ций со­сто­ит не в их жёстко­сти и фор­маль­ной опре­делённо­сти, а в спо­со­бах обес­пе­че­ния, ко­то­рые не­раз­рыв­но свя­за­ны с го­су­дар­ством, рас­по­ла­га­ю­щим осо­бым на­бо­ром средств и ин­сти­ту­тов, спо­соб­ных при­нуж­дать к со­блю­де­нию пра­во­вых норм.

 

Е. А. Лукашёва

В чём, по мне­нию ав­то­ра, со­сто­ят раз­ли­чия пра­во­вой и мо­раль­ной от­вет­ствен­но­сти? С опо­рой на текст ука­жи­те три раз­ли­чия. Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «пра­во­вая норма».

31.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Право и мо­раль как со­ци­аль­ные ре­гу­ля­то­ры не­из­мен­но имеют дело с про­бле­ма­ми сво­бод­ной воли ин­ди­ви­да и его от­вет­ствен­но­сти за свои дей­ствия. Право и мо­раль как важ­ней­шие эле­мен­ты цен­ност­ной ори­ен­та­ции че­ло­ве­ка не могли бы ни воз­ник­нуть, ни су­ще­ство­вать, если бы че­ло­век не был наделён сво­бод­ной волей. Они об­ра­ще­ны к ра­зу­му и воле че­ло­ве­ка, по­мо­гая ему адап­ти­ро­вать­ся к слож­но­му и из­мен­чи­во­му миру об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний.

Право и мо­раль все­гда об­ра­ще­ны к сво­бод­ной воле ин­ди­ви­да. Вме­сте с тем они вы­сту­па­ют как «ме­ри­ла» этой сво­бо­ды, опре­де­ляя гра­ни­цы сво­бод­но­го по­ве­де­ния лич­но­сти. Но в этой общ­но­сти уже за­ло­же­ны свой­ства, опре­де­ля­ю­щие спе­ци­фи­ку права и мо­ра­ли. Право вы­сту­па­ет в ка­че­стве фор­маль­ной кон­крет­но-ис­то­ри­че­ски обу­слов­лен­ной меры сво­бо­ды. <...>

Право в силу своей при­ро­ды очер­чи­ва­ет сво­бо­ду внеш­них дей­ствий че­ло­ве­ка, оста­ва­ясь ней­траль­ным по от­но­ше­нию к внут­рен­ним мо­ти­вам его по­ве­де­ния. Иное дело  — мо­раль, ко­то­рая не толь­ко опре­де­ля­ет гра­ни­цы внеш­ней сво­бо­ды, но и тре­бу­ет внут­рен­не­го са­мо­опре­де­ле­ния лич­но­сти. И в этом смыс­ле мо­раль  — не­фор­маль­ный опре­де­ли­тель сво­бо­ды.

Раз­ли­чие ха­рак­те­ра сво­бо­ды в пра­во­вой и нрав­ствен­ной сфе­рах опре­де­ля­ет и раз­ли­чия в ха­рак­те­ре пра­во­вой и нрав­ствен­ной от­вет­ствен­но­сти. Раз­ли­чия в пра­во­вой и мо­раль­ной от­вет­ствен­но­сти со­сто­ят в ха­рак­те­ре мо­ти­ва­ции; в раз­ли­чии пра­во­вых и мо­раль­ных санк­ций и оце­ноч­ных ка­те­го­рий, ле­жа­щих в их ос­но­ве; в раз­ли­чии субъ­ек­тов, при­ме­ня­ю­щих эти санк­ции. <...>

Про­во­дя раз­ли­чия между пра­во­вы­ми и мо­раль­ны­ми санк­ци­я­ми, сле­ду­ет учи­ты­вать кон­крет­но-ис­то­ри­че­ские усло­вия, в ко­то­рых дей­ству­ют эти со­ци­аль­ные ре­гу­ля­то­ры. Боль­шая жёсткость пра­во­вых санк­ций по срав­не­нию с мо­раль­ны­ми  — это не уни­вер­саль­ное от­ли­чие, су­ще­ство­вав­шее во все эпохи и во всех об­ще­ствах. Сте­пень жёстко­сти мо­раль­ных санк­ций, как и пра­во­вых, была раз­лич­ной в раз­ные пе­ри­о­ды у раз­лич­ных на­ро­дов; кроме того, мо­раль­ные за­пре­ты не­ред­ко ста­но­ви­лись пра­во­вы­ми, а пра­во­вые  — мо­раль­ны­ми.

Нель­зя рас­смат­ри­вать в ка­че­стве аб­со­лют­но­го и такой при­знак от­ли­чия пра­во­вых санк­ций от мо­раль­ных, как фор­маль­ная их опре­делённость. Ис­сле­до­ва­ния эт­но­гра­фов по­ка­зы­ва­ют, что за­ча­стую мо­раль­ные за­пре­ты имели фик­си­ро­ван­ную шкалу санк­ций.

Спе­ци­фи­ка пра­во­вых санк­ций со­сто­ит не в их жёстко­сти и фор­маль­ной опре­делённо­сти, а в спо­со­бах обес­пе­че­ния, ко­то­рые не­раз­рыв­но свя­за­ны с го­су­дар­ством, рас­по­ла­га­ю­щим осо­бым на­бо­ром средств и ин­сти­ту­тов, спо­соб­ных при­нуж­дать к со­блю­де­нию пра­во­вых норм.

 

Е. А. Лукашёва

В чём, на взгляд ав­то­ра, со­сто­ит спе­ци­фи­ка пра­во­вых санк­ций? Ис­поль­зуя зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, на­зо­ви­те любые два ин­сти­ту­та, спо­соб­ных от имени го­су­дар­ства при­нуж­дать к со­блю­де­нию пра­во­вых норм.

32.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Право и мо­раль как со­ци­аль­ные ре­гу­ля­то­ры не­из­мен­но имеют дело с про­бле­ма­ми сво­бод­ной воли ин­ди­ви­да и его от­вет­ствен­но­сти за свои дей­ствия. Право и мо­раль как важ­ней­шие эле­мен­ты цен­ност­ной ори­ен­та­ции че­ло­ве­ка не могли бы ни воз­ник­нуть, ни су­ще­ство­вать, если бы че­ло­век не был наделён сво­бод­ной волей. Они об­ра­ще­ны к ра­зу­му и воле че­ло­ве­ка, по­мо­гая ему адап­ти­ро­вать­ся к слож­но­му и из­мен­чи­во­му миру об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний.

Право и мо­раль все­гда об­ра­ще­ны к сво­бод­ной воле ин­ди­ви­да. Вме­сте с тем они вы­сту­па­ют как «ме­ри­ла» этой сво­бо­ды, опре­де­ляя гра­ни­цы сво­бод­но­го по­ве­де­ния лич­но­сти. Но в этой общ­но­сти уже за­ло­же­ны свой­ства, опре­де­ля­ю­щие спе­ци­фи­ку права и мо­ра­ли. Право вы­сту­па­ет в ка­че­стве фор­маль­ной кон­крет­но-ис­то­ри­че­ски обу­слов­лен­ной меры сво­бо­ды. <...>

Право в силу своей при­ро­ды очер­чи­ва­ет сво­бо­ду внеш­них дей­ствий че­ло­ве­ка, оста­ва­ясь ней­траль­ным по от­но­ше­нию к внут­рен­ним мо­ти­вам его по­ве­де­ния. Иное дело  — мо­раль, ко­то­рая не толь­ко опре­де­ля­ет гра­ни­цы внеш­ней сво­бо­ды, но и тре­бу­ет внут­рен­не­го са­мо­опре­де­ле­ния лич­но­сти. И в этом смыс­ле мо­раль  — не­фор­маль­ный опре­де­ли­тель сво­бо­ды.

Раз­ли­чие ха­рак­те­ра сво­бо­ды в пра­во­вой и нрав­ствен­ной сфе­рах опре­де­ля­ет и раз­ли­чия в ха­рак­те­ре пра­во­вой и нрав­ствен­ной от­вет­ствен­но­сти. Раз­ли­чия в пра­во­вой и мо­раль­ной от­вет­ствен­но­сти со­сто­ят в ха­рак­те­ре мо­ти­ва­ции; в раз­ли­чии пра­во­вых и мо­раль­ных санк­ций и оце­ноч­ных ка­те­го­рий, ле­жа­щих в их ос­но­ве; в раз­ли­чии субъ­ек­тов, при­ме­ня­ю­щих эти санк­ции. <...>

Про­во­дя раз­ли­чия между пра­во­вы­ми и мо­раль­ны­ми санк­ци­я­ми, сле­ду­ет учи­ты­вать кон­крет­но-ис­то­ри­че­ские усло­вия, в ко­то­рых дей­ству­ют эти со­ци­аль­ные ре­гу­ля­то­ры. Боль­шая жёсткость пра­во­вых санк­ций по срав­не­нию с мо­раль­ны­ми  — это не уни­вер­саль­ное от­ли­чие, су­ще­ство­вав­шее во все эпохи и во всех об­ще­ствах. Сте­пень жёстко­сти мо­раль­ных санк­ций, как и пра­во­вых, была раз­лич­ной в раз­ные пе­ри­о­ды у раз­лич­ных на­ро­дов; кроме того, мо­раль­ные за­пре­ты не­ред­ко ста­но­ви­лись пра­во­вы­ми, а пра­во­вые  — мо­раль­ны­ми.

Нель­зя рас­смат­ри­вать в ка­че­стве аб­со­лют­но­го и такой при­знак от­ли­чия пра­во­вых санк­ций от мо­раль­ных, как фор­маль­ная их опре­делённость. Ис­сле­до­ва­ния эт­но­гра­фов по­ка­зы­ва­ют, что за­ча­стую мо­раль­ные за­пре­ты имели фик­си­ро­ван­ную шкалу санк­ций.

Спе­ци­фи­ка пра­во­вых санк­ций со­сто­ит не в их жёстко­сти и фор­маль­ной опре­делённо­сти, а в спо­со­бах обес­пе­че­ния, ко­то­рые не­раз­рыв­но свя­за­ны с го­су­дар­ством, рас­по­ла­га­ю­щим осо­бым на­бо­ром средств и ин­сти­ту­тов, спо­соб­ных при­нуж­дать к со­блю­де­нию пра­во­вых норм.

 

Е. А. Лукашёва

Автор счи­та­ет, что «право и мо­раль все­гда об­ра­ще­ны к сво­бод­ной воле ин­ди­ви­да». Со­глас­ны ли Вы с этим мне­ни­ем? Вы­ска­жи­те свою по­зи­цию. С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та (объ­яс­не­ния) в за­щи­ту своей по­зи­ции.

33.  
i

Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «по­ли­ти­че­ская пар­тия»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о по­ли­ти­че­ских пар­ти­ях.

34.  
i

На­зо­ви­те любые три осо­бен­но­сти хо­зяй­ствен­но­го то­ва­ри­ще­ства и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дую из них. (Каж­дый при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто).

35.  
i

Один из уро­ков в 10 клас­се прошёл на вы­став­ке в ис­то­ри­че­ском музее. Школь­ни­кам по­ка­за­ли из­го­тов­лен­ные кре­стьян­ка­ми кру­же­ва, ткани, одеж­ду - для празд­ни­ков, буд­ней, тор­же­ствен­ных со­бы­тий, а также сде­лан­ные в до­маш­них усло­ви­ях гли­ня­ные фи­гур­ки жи­вот­ных в виде сви­сту­лек. Пред­по­ло­жи­те, к какой форме куль­ту­ры от­но­сят­ся вы­став­лен­ные про­из­ве­де­ния, и ука­жи­те, по ка­ко­му при­зна­ку это можно опре­де­лить. На­зо­ви­те любые два не отражённых в усло­вии при­зна­ка дан­ной формы куль­ту­ры.

36.  
i

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, со­ставь­те слож­ный план, поз­во­ля­ю­щий рас­крыть по су­ще­ству тему «Ор­га­ни­за­ция меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли». Слож­ный план дол­жен со­дер­жать не менее трёх не­по­сред­ствен­но рас­кры­ва­ю­щих тему по су­ще­ству пунк­тов, де­та­ли­зи­ро­ван­ных в под­пунк­тах. Ко­ли­че­ство под­пунк­тов каж­до­го де­та­ли­зи­ро­ван­но­го пунк­та долж­но быть не менее трёх, за ис­клю­че­ни­ем слу­ча­ев, когда с точки зре­ния об­ще­ствен­ных наук воз­мож­ны толь­ко два под­пунк­та.

37.  
i

Вы­бе­ри­те одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний и на его ос­но­ве на­пи­ши­те мини-со­чи­не­ние.

Сфор­му­ли­руй­те по сво­е­му усмот­ре­нию одну или не­сколь­ко ос­нов­ных идей за­тро­ну­той ав­то­ром темы и рас­крой­те её (их) с опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния.

Для рас­кры­тия сфор­му­ли­ро­ван­ной(-ых) Вами ос­нов­ной(-ых) идеи(-й) при­ве­ди­те рас­суж­де­ния и вы­во­ды, ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния (со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, тео­ре­ти­че­ские по­ло­же­ния).

Для ил­лю­стра­ции сфор­му­ли­ро­ван­ных Вами ос­нов­ной(-ых) идеи(-й), тео­ре­ти­че­ских по­ло­же­ний, рас­суж­де­ний и вы­во­дов при­ве­ди­те не менее двух со­ци­аль­ных фак­тов/при­ме­ров из раз­лич­ных ис­точ­ни­ков (об­ще­ствен­ной жизни (в том числе по со­об­ще­ни­ям СМИ), лич­но­го со­ци­аль­но­го опыта (вклю­чая в том числе про­чи­тан­ные книги, про­смот­рен­ные ки­но­филь­мы), из раз­лич­ных учеб­ных пред­ме­тов.

Каж­дый при­во­ди­мый факт/при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто и под­твер­ждать обо­зна­чен­ную ос­нов­ную идею, тео­ре­ти­че­ское по­ло­же­ние, рас­суж­де­ние или вывод/ быть с ними явно свя­зан. По сво­е­му со­дер­жа­нию при­ме­ры не долж­ны быть од­но­тип­ны­ми (не долж­ны дуб­ли­ро­вать друг друга).

 

29.1 Фи­ло­со­фия: «Ис­кус­ство  — это по­пыт­ка со­здать рядом с ре­аль­ным миром дру­гой, более че­ло­веч­ный мир». (А. Моруа)

29.2 Эко­но­ми­ка: «Если мы пе­ре­ста­нем пред­ла­гать новые ре­ше­ния, чтобы со­от­вет­ство­вать за­про­сам по­тре­би­те­лей и тех­но­ло­ги­че­ско­му про­грес­су, нас в любое время могут вы­тес­нить из биз­не­са». (Д. Рейке)

29.3 Со­цио­ло­гия, со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия: «Мо­раль­ную силу не­воз­мож­но со­здать па­ра­гра­фа­ми за­ко­на». (К. Маркс)

29.4 По­ли­то­ло­гия: «Народ, лишённый ис­кус­ства сво­бо­ды, будет на­стиг­нут двумя клас­си­че­ски­ми опас­но­стя­ми: анар­хи­ей и дес­по­ти­ей». (И. А. Ильин)

29.5 Пра­во­ве­де­ние: «Для пра­во­су­дия яв­ля­ет­ся бед­стви­ем, когда в при­го­во­рах ре­ше­ние за­ви­сит от лич­но­го про­из­во­ла». (А. Ф. Кони)