ЕГЭ по обществознанию 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 4.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
К демографическим проблемам современного общества относится
1) деятельность международных террористических организаций
2) необходимость утилизации отходов промышленного производства
3) рост преступности
4) высокая детская смертность в беднейших странах мира
Ответ:
Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?
1. Выражение субъективного отношения к миру
2. Отражение реальности в художественных образах и символах
3. Теоретическое осмысление сущности общественных и природных явлений
4. Идея сверхъестественного вмешательства в жизнь людей
Ответ:
Учёные страны Z обобщили данные исследования литературных предпочтений молодёжи. Они использовали различные методы. Что из перечисленного относится к эмпирическим методам научного познания?
1. Выявление закономерностей, обоснование результатов
2. Выдвижение гипотезы
3. Интервьюирование, наблюдение
4. Формулирование выводов
Ответ:
Верны ли следующие суждения о человеке?
А.Социальные качества человека формируются в процессе труда и общения.
Б. Развитие личности продолжается на протяжении всей жизни человека.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Государство в условиях рыночной экономики для защиты интересов потребителей
1) проводит антимонопольную политику
2) регулирует обмен между производителями
3) обеспечивает равенство доходов потребителей
4) повышает налоги на производителя
Ответ:
Что из перечисленного является примером дохода от использования собственности?
1. Налог на наследство
2. Страховые взносы
3. Таможенная пошлина
4. Дивиденды по ценным бумагам
Ответ:
Что из перечисленного относится к функциям центрального банка?
1. Эмиссия денег
2. Кредитование населения
3. Обслуживание счетов фирм
4. Приём вкладов граждан
Ответ:
На рисунке отражено изменение предложения садового инвентаря: линия предложения S переместилась в новое положение — S1. (P — цена; Q — количество.) Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)
1) увеличением спроса на загородную недвижимость
2) ростом налогов на производителей инвентаря
3) строительством новых дачных посёлков
4) ростом доходов населения
Ответ:
Верны ли следующие суждения об инфляции?
А. Инфляцией называют процесс долговременного устойчивого повышения общего уровня цен в стране.
Б. В период инфляции повышается покупательная способность национальной валюты.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе —
1) последовательное наращивание военного потенциала государства
2) компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства
3) обеспечение прав и свобод всех граждан независимо от национальной принадлежности
4) создание национально однородных государств
Ответ:
В ходе социологического опроса, посвящённого вопросам образования, предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Может ли бесплатное образование быть качественным?». Полученные данные представлены в графической форме (в % от числа отвечавших).
Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?
1) Большинство отвечавших испытали затруднение при ответе на вопрос.
2) Среди респондентов преобладают те, кто считает, что плата за образование гарантирует его качество.
3) Доля сторонников платного образования превышает долю тех, кто не считает оплату обучения гарантией его качества.
4) Пятая доля опрошенных относятся к образованию как к услуге.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Социальная мобильность — это разделение общества на группы, занимающие разное положение.
Б. Горизонтальная социальная мобильность предполагает перемещение человека по социальной лестнице либо вверх, либо вниз.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
К компетенции Правительства РФ относится
1) принятие решения об амнистии
2) осуществление управления федеральной собственностью
3) принятие федеральных законов
4) назначение выборов Президента РФ
Ответ:
Что из перечисленного является признаком демократического политического режима?
1. Государственный контроль частной жизни граждан
2. Реализация на практике принципа разделения властей
3. Подчинение суда законодательным органам
4. Доминирование идеологии одной партии на политической арене
Ответ:
Гражданин N был назначен министром правительства одной из областей государства Z. Он прислушивается к мнению своих коллег, позитивно реагирует на критику, рассматривая её как возможность принимать более эффективные решения. Всё это характеризует гражданина N как лидера
1) регионального, демократического
2) общенационального, авторитарного
3) общенационального, демократического
4) регионального, авторитарного
Ответ:
Верны ли следующие суждения о политической системе общества?
А.Политическая система общества обеспечивает интеграцию и мобилизацию общества.
Б. Политическая система общества определяет возможности социально-политической деятельности в обществе.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Что из перечисленного относится к принципам юридической ответственности?
1. Высшая юридическая сила, прямое действие
2. Законность, неотвратимость наказания, справедливость
3. Права, обязанности, привилегии
4. Правовой обычай, прецедент, нормативный договор
Ответ:
Согласно Гражданскому кодексу РФ юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, является
1) индивидуальным предпринимателем
2) коммерческой организацией
3) общественным объединением
4) потребительским кооперативом
Ответ:
В результате аварии гражданка Н. стала инвалидом, что явилось причиной расторжения её брака с гражданином С. Поскольку теперь гражданка Н. не может работать, она решила истребовать алименты на своё содержание с гражданина С. Этот спор будет рассматриваться в рамках судопроизводства
1) гражданского
2) конституционного
3) уголовного
4) арбитражного
Ответ:
Верны ли следующие суждения о гражданстве РФ?
А. Гражданин Российской Федерации не может быть лишён гражданства Российской Федерации или права изменить его.
Б. Гражданство ребёнка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишённых родительских прав.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИДЫ КУЛЬТУРЫ
| ВИДЫ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
|---|---|
| ... | Ориентация на запросы широкого круга потребителей, коммерческий характер |
| Элитарная | Принципиальная закрытость, духовный аристократизм |
Ответ:
Ниже приведён перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу.
| 1) особенности внешности | 2) любознательность | 3) темперамент |
| 4) ответственность | 5) трудолюбие | 6) самоотверженность |
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Установите соответствие между полномочиями и уровнями государственной власти в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй
Б) разграничение государственной собственности
В) обеспечение обороны и безопасности государства, развитие оборонного производства
Г) присвоение государственных наград и почётных званий РФ
Д) внешнеэкономические связи РФ
1) Российская Федерация
2) Российская Федерация и субъекты РФ
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Найдите в приведённом ниже списке обязательные условия заключения брака, определённые законодательством РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Наличие работы хотя бы у одного из будущих супругов
2. Добровольное согласие лиц, вступающих в брак
3. Наличие жилья хотя бы у одного из будущих супругов
4. Наличие собственности хотя бы у одного из будущих супругов
5. Отсутствие судимости у лиц, вступающих в брак
6. Достижение брачного возраста
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Государственный бюджет — это принятый высшим законодательным органом годовой финансовый план. (Б) В нашей стране проект государственного бюджета ежегодно обсуждается и принимается в форме закона Федеральным Собранием РФ. (В) Анализ бюджета показывает, что бóльшая часть доходов формируется за счёт налогов. (Г) В государственную казну также поступают неналоговые доходы: прибыль государственных предприятий, доходы от государственных облигаций и др. (Д) Сознательное отношение граждан к уплате налогов не может не привести к экономическому процветанию государства.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
| A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Исходным элементом чувственного познания является ________(А), возникающее в результате непосредственного ________(Б) реальности на органы чувств. Но оно показывает нам лишь одну сторону предмета (его цвет, вкус, запах и т. д.).
Целостный образ предмета, возникающий благодаря соединению информации, полученной от различных органов чувств, соответствует стадии ________(В). Подобный целостный образ не может возникнуть в ходе пассивного отражения предмета, и его формирование является результатом активной, опосредованной ________(Г).
После прекращения воздействия предмета на органы чувств его образ сохраняется в ________(Д), что соответствует высшей форме чувственного познания, называемой ________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
| 1) мотив | 2) деятельность | 3) понятие |
| 4) память | 5) воздействие | 6) ощущение |
| 7) представление | 8) суждение | 9) восприятие |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
В стране Z происходит широкое внедрение компьютерных технологий в различные сферы жизни. Какие другие признаки позволят сделать вывод о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.
2) Наблюдается низкий уровень социальной мобильности.
3) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.
4) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.
5) Информационные технологии являются важнейшим фактором производства.
6) Постепенно складывается демократия.
Ответ:
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
| 1) моральные нормы | 2) позитивные санкции | 3) социальный контроль |
| 4) правовые нормы | 5) негативные санкции |
Ответ:
Какие три «области экономики», в которых возникают затруднения, связанные с пониманием свободы, рассмотрел автор?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Чем, по мнению автора, различаются американская и континентальная традиции в понимании свободы предпринимательства? К каким экономическим последствиям ведёт каждая из этих традиций?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Автор пишет об ответственности государства за денежную систему. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите два возможных направления влияния государства на денежную систему. Проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером деятельности государства.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Автор пишет об опасности расширения государственных полномочий в экономической сфере. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента в поддержку этого тезиса.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине, и одно предложение, раскрывающее взаимосвязь абсолютной и относительной истины.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
С помощью трёх примеров покажите роль образования в развитии личности. В каждом случае сначала приведите пример, а затем укажите роль, которую он иллюстрирует.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В стране Z правительство формируется политической партией или блоком партий, победивших на выборах. Депутатские места (мандаты) в Народном Собрании распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов при условии, что эти партии преодолели 9%-ный избирательный барьер.
Укажите любой принцип демократического избирательного права. К какому типу относится избирательная система страны Z? Как называется другой тип избирательной системы? Укажите одно различие между двумя избирательными системами.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Система права». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.).
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных ниже высказываний (С9.1—С9.3). Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опытВыберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия. «У "человечества" нет никакой цели, никакой идеи, никакого плана, так же как нет цели у вида бабочек или орхидей. "Человечество" — пустое слово». (О. Шпенглер)
29.2 Экономика. «Я твёрдо верю в одну простую вещь: самый надёжный способ выделить свою компанию среди конкурентов, оторваться от толпы преследователей — это хорошо организовать работу с информацией». (Б. Гейтс)
29.3 Социология, социальная психология «Стратификация действительно естественное социальное расслоение общества». (П. С. Гуревич)
29.4 Политология. «Для государства имеют значение все стороны власти и все составные элементы её». (Б. А. Кистяковский)
29.5 Правоведение. «Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение». (Л. Н. Толстой)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.