Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 20 № 10556
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Оче­вид­но, ка­че­ство элиты во мно­гом за­ви­сит от прин­ци­пов её об­ра­зо­ва­ния… от того, на­сколь­ко элита «про­зрач­на», от­кры­та для наи­бо­лее ак­тив­ных, об­ра­зо­ван­ных, спо­соб­ных к ин­но­ва­ци­ям людей из всех клас­сов и слоёв об­ще­ства, а также от того, су­ще­ству­ют ли за­сло­ны на пути вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти для людей слу­чай­ных, нрав­ствен­но не­чи­сто­плот­ных. И со­от­вет­ствен­но, за­кры­тые, не­про­зрач­ные элиты  — эле­мент «за­кры­то­го об­ще­ства», где со­ци­аль­ная мо­биль­ность низка или во­об­ще от­сут­ству­ет.

За­кры­тый тип ре­кру­ти­ро­ва­ния элиты ис­то­ри­че­ски пер­вый, тогда как вто­рой  — от­кры­тый  — ре­зуль­тат раз­ви­тия по­ли­ти­че­ских си­стем, ибо тре­бу­ет для сво­е­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния вы­со­ко­го уров­ня по­ли­ти­че­ской куль­ту­ры. За­кры­тый тип ха­рак­те­ри­зу­ет­ся пре­жде всего узо­стью со­ци­аль­ной базы элиты. Это гос­под­ству­ю­щий класс, слой, со­сло­вие, ко­то­рые и мо­но­по­ли­зи­ру­ют по­ли­ти­че­скую власть; все элит­ные по­зи­ции за­ня­ты его став­лен­ни­ка­ми. За­кры­тый тип ре­кру­ти­ро­ва­ния элиты ха­рак­те­рен для по­ли­ти­че­ских си­стем тра­ди­ци­он­но­го об­ще­ства, а по от­но­ше­нию к со­вре­мен­ным по­ли­ти­че­ским си­сте­мам  — для ав­то­ри­тар­ных и то­та­ли­тар­ных по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов. По­сколь­ку дан­ный тип ре­кру­ти­ро­ва­ния элиты сужа­ет её со­ци­аль­ную базу, пре­пят­ству­ет за­ня­тию элит­ных по­зи­ций наи­бо­лее спо­соб­ным людям из низ­ших слоёв об­ще­ства, ина­ко­мыс­ля­щих и так далее, он об­ре­ка­ет по­ли­ти­че­скую си­сте­му на за­стой, не­ми­ну­е­мо вы­рож­да­ет­ся, утра­чи­ва­ет спо­соб­ность к эф­фек­тив­но­му управ­ле­нию, по сути, про­во­ци­ру­ет об­ра­зо­ва­ние кон­тр­э­ли­ты, пре­вос­хо­дя­щей пра­вя­щую элиту по своим ин­тел­лек­ту­аль­ным по­ка­за­те­лям, ко­то­рая ис­поль­зу­ет не­до­воль­ство масс су­ще­ству­ю­щей си­сте­мой для раз­ру­ше­ния этой си­сте­мы, для смены элит.

Тем не менее со­ци­аль­ная база в со­вре­мен­ных де­мо­кра­ти­че­ских стра­нах шире даже при су­ще­ство­ва­нии в них гос­под­ству­ю­ще­го клас­са, ко­то­рый цепко дер­жит в своих руках ос­нов­ные нити го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния; доля вы­ход­цев из низ­ших страт в по­ли­ти­че­ской элите уве­ли­чи­ва­ет­ся… из­бра­ние в пар­ла­мент, на­зна­че­ние на вы­со­кую го­су­дар­ствен­ную долж­ность вы­ход­ца из низ­шей со­ци­аль­ной стра­ты обыч­но ме­ня­ет его образ жизни: он пе­ре­ни­ма­ет стиль жизни и при­выч­ки пред­ста­ви­те­лей при­ви­ле­ги­ро­ван­ных клас­сов, ин­те­гри­ру­ясь в со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­скую си­сте­му.

 

Г. К. Ашин

Какие лич­ност­ные ка­че­ства, по мне­нию ав­то­ра, важны для пред­ста­ви­те­лей элиты? Ука­жи­те любые три ка­че­ства. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, объ­яс­ни­те не­об­хо­ди­мость каж­до­го из этих ка­честв.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны ка­че­ства по тек­сту и даны объ­яс­не­ния, на­при­мер.

1.  Ак­тив­ность (эф­фек­тив­ность пред­ста­ви­те­лей по­ли­ти­че­ской элиты свя­за­на с тем, на­сколь­ко они кон­тро­ли­ру­ют по­ру­чен­ный им уча­сток ра­бо­ты, вза­и­мо­дей­ству­ют со СМИ и ор­га­ни­за­ци­я­ми граж­дан­ско­го об­ще­ства).

2.  Об­ра­зо­ван­ность (пред­ста­ви­те­лю по­ли­ти­че­ской элиты важно по­ни­мать про­бле­ма­ти­ку сферы, в ко­то­рой он осу­ществ­ля­ет управ­лен­че­ские функ­ции, об­ла­дать опре­делёнными эко­но­ми­че­ски­ми, пра­во­вы­ми и по­ли­то­ло­ги­че­ски­ми зна­ни­я­ми и тому по­доб­ным, чтобы эф­фек­тив­но ис­пол­нять свои функ­ции).

3.  Спо­соб­ность к ин­но­ва­ци­ям (ре­ше­ние мно­гих со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских и по­ли­ти­че­ских про­блем свя­за­но с на­хож­де­ни­ем новых на­прав­ле­ний раз­ви­тия, новых ме­то­дов и средств, то есть спо­соб­но­стью мыс­лить и дей­ство­вать ин­но­ва­ци­он­но, это также не­об­хо­ди­мо для успеш­ной де­я­тель­но­сти пред­ста­ви­те­ля элиты).

Могут быть даны иные объ­яс­не­ния. Ка­че­ства не по тек­сту не за­счи­ты­ва­ют­ся при оце­ни­ва­нии, не­за­ви­си­мо от на­ли­чия и ка­че­ства объ­яс­не­ний.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Пра­виль­но ука­за­ны три ка­че­ства по тек­сту, по каж­до­му из них даны объ­яс­не­ния3
Пра­виль­но ука­за­ны два  — три ка­че­ства по тек­сту, по любым двум из них даны объ­яс­не­ния2
Пра­виль­но ука­за­ны одно  — три ка­че­ства по тек­сту, по од­но­му из них даны объ­яс­не­ния1
Пра­виль­но на­зва­ны толь­ко одно  — три ка­че­ства по тек­сту

ИЛИ

При­ве­де­ны рас­суж­де­ния об­ще­го ха­рак­те­ра, не со­от­вет­ству­ю­щие тре­бо­ва­нию за­да­ния

ИЛИ

Ответ не­пра­виль­ный

0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: ЕГЭ 2016 по об­ще­ст­во­зна­нию. (часть 2, ва­ри­ант 425)
Раздел кодификатора ФИПИ: 4.11 По­ли­ти­че­ская элита и по­ли­ти­че­ское ли­дер­ство
1
Тип 17 № 10553
i

Какие два типа ре­кру­ти­ро­ва­ния элит на­зва­ны в тек­сте? Какой тип ре­кру­ти­ро­ва­ния, по мне­нию ав­то­ра, про­во­ци­ру­ет об­ра­зо­ва­ние кон­тр­э­ли­ты? Как автор объ­яс­ня­ет свою по­зи­цию?


2
Тип 19 № 10555
i

Какая функ­ция по­ли­ти­че­ской элиты ука­за­на в тек­сте? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, на­зо­ви­те любые две дру­гие функ­ции по­ли­ти­че­ской элиты и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром ре­а­ли­за­цию каж­дой из них. Сна­ча­ла на­зо­ви­те функ­цию, затем при­ве­ди­те со­от­вет­ству­ю­щий при­мер.


3
Тип Д22 C3 № 10554
i

Как, по мне­нию ав­то­ра, тип ре­кру­ти­ро­ва­ния свя­зан с по­ли­ти­че­ским ре­жи­мом? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, по­яс­ни­те эту связь (при­ве­ди­те два по­яс­не­ния).


4
Тип Д18 C2 № 44574
i

Как, по мне­нию ав­то­ра, тип ре­кру­ти­ро­ва­ния свя­зан с по­ли­ти­че­ским ре­жи­мом? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, по­яс­ни­те эту связь (при­ве­ди­те два по­яс­не­ния).

(В объ­яс­не­нии смыс­ла / опре­де­ле­нии по­ня­тия долж­но быть ука­за­но не менее двух су­ще­ствен­ных при­зна­ков. Объ­яс­не­ние/опре­де­ле­ние может быть дано в одном или не­сколь­ких рас­про­странённых пред­ло­же­ни­ях.)