СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Обществознание
≡ обществознание
сайты - меню - вход - новости



О ПОЛОМКЕ И ВОССТАНОВЛЕННОЙ КОПИИ РЕШУ ЕГЭ

Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 22 № 10657

Каковы, по мнению автора, источники обыденного знания? Укажите любые два источника. С опорой на обществоведческие знания, укажите любую другую форму ненаучного знания, которая обогащает обыденное знание, и кратко поясните свой выбор.


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Обыденное знание можно определить как всю совокупность знаний, полученных индивидом благодаря его жизненно-практическому опыту, которая не имеет строгой структуры и не требует для своего усвоения специальной подготовки, а также является общим достоянием всех членов общества и передаётся от поколения к поколению. Обыденное, или житейское, знание основано на повседневном опыте, хорошо согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает...

Если говорить о связи обыденного знания и науки, то следует отметить, что обыденное знание не стоит рассматривать только как антитезу научно- теоретическому знанию (мышлению), хотя в определённом смысле они, конечно же, противостоят друг другу. Во-первых, обыденное знание является неспециализированным, повседневным знанием, в то время как знание научное есть продукт специализированный, профессиональной формы человеческой деятельности. Во-вторых, обыденное знание, как правило, ограничивается констатацией фактов, явлений, а научное знание стремится исследовать закономерность, ориентируется на поиск нового.

Несмотря на то что обыденное знание ограничивается констатацией фактов, не объясняет их, как наука, тем не менее оно предполагает принадлежность субъекту, характеризующую своеобразие его мира потребностей и интересов, отражающих объективную реальность в той мере, в которой это значимо или возможно для субъекта... Данные виды знания тесно связаны между собой. Это объясняется тем фактом, что в настоящее время в формировании обыденного знания принципиальное значение имеет популяризация научных знаний, которые наполняют обыденное знание новыми смыслами. Благодаря популяризации научного знания происходит повышение общей информированности, интеллектуализация обыденного знания... Продукты научной деятельности, в свою очередь, могут стать всеобщим достоянием только в том случае, если они будут усвоены обыденным сознанием.

Конечно, на современном этапе своего развития наука далеко ушла от обыденного знания, но вместе с тем нельзя забывать, что исторически наука возникла из донаучного, то есть обыденного знания. Наука связана с этим знанием на начальной эмпирической стадии научного исследования и на уровне общемировоззренческих положений.

((К.С. Турбина))
1
Задание 21 № 10656

Как автор объясняет связь обыденного и научного знания? Используя текст, приведите любые три объяснения.

Источник: ЕГЭ по обществознанию. Резервный день. (2) (часть С)

2
Задание 23 № 10658

Используя текст, назовите любые три различия обыденного и научного знания. Привлекая факты общественной жизни, проиллюстрируйте примером каждое из различий. (Пример засчитывается только в том случае, если в нём содержится сравнение обыденного и научного познания.)

Источник: ЕГЭ по обществознанию. Резервный день. (2) (часть С)

3
Задание 24 № 10659

Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, выскажите три предположения о влиянии популяризации научных знаний на мировоззрение человека.

Источник: ЕГЭ по обществознанию. Резервный день. (2) (часть С)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) источники обыденного знания (ответ на вопрос):

— жизненный опыт индивида;

— здравый смысл индивида;

— передаваемый опыт других поколений;

(Источники могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.)

2) другая форма ненаучного знания, например:

— религия;

3) пояснение, например:

— религия привносит в обыденное знание индивида определённую картину мира, ценности и жизненные установки.

(Может быть дано иное пояснение, названа и пояснена иная форма ненаучного знания.)

Источник: ЕГЭ по обществознанию. Резервный день. (2) (часть С)
Раздел кодификатора ФИПИ: 1.3 Виды знаний