Демонстрационная версия ЕГЭ—2018 по обществознанию.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Запишите слово, пропущенное в таблице.
| ФОРМА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
|---|---|
| Религия | Взгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное |
| ... | Сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости |
Ответ:
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Прибыль, доход, зарплата, процент, рента.
Ответ:
Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к признакам государства любого типа.
1. Суверенитет.
2. Наличие определённой территории.
3. Приоритет прав и свобод человека.
4. Право устанавливать и собирать налоги.
5. Публичный характер власти.
6. Установление и реализация принципа разделения властей.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2. Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3. Человек наследует моральные ценности, также как задатки к определённым видам деятельности.
4. Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5. Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.
Ответ:
Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) развитие высоких технологий;
Б) механизация промышленного производства;
В) выдвижение на первый план сферы услуг;
Г) натуральный характер хозяйства;
Д) общинный уклад, коллективизм.
1) традиционное (аграрное);
2) индустриальное;
3) информационное (постиндустриальное).
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образования? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Увеличение количества учебных предметов.
2. Сокращение времени изучения естественных наук.
3. Ориентация на интересы и склонности ученика.
4. Применение технологий, сберегающих здоровье.
5. Уделение особого внимания нравственному воспитанию.
6. Компьютеризация образовательного процесса.
Ответ:
Выберите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государство осуществляет централизованное распределение ресурсов.
2) Цены на товары и услуги определяются соотношением спроса
и предложения.
3) Предприятиям приходится решать проблему ограниченности ресурсов.
4) Производители товаров и услуг конкурируют за спрос потребителей.
5) Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями
и имуществом для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.
Ответ:
Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) оклады администрации
Б) сдельная оплата труда наёмных работников
В) арендная плата за помещение
Г) приобретение сырья
Д) проценты по кредитам
1) постоянные
2) переменные
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Владельцы фирмы «Солнышко» планируют расширение своего предприятия. Что из приведённого в списке они могут использовать как источники финансирования бизнеса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Привлечение кредитов
2. Налоговые отчисления
3. Повышение производительности труда
4. Прибыль от реализации продукции предприятия
5. Совершенствование производственных технологий
6. Выпуск и размещение акций предприятия
Ответ:
На графике изображено изменение предложения легковых автомобилей на потребительском рынке: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1. (На графике P – цена товара; Q – количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Увеличение количества производителей автомобилей
2. Снижение возраста получения водительского удостоверения
3. Снижение цен на комплектующие изделия для автомобилей
4. Рост тарифов на электроэнергию
5. Повышение процентов по автокредитам
Ответ:
Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.
2. Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.
3. Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть.
4. Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека.
5. Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессиям, должностям, роду занятий.
Ответ:
В ходе социологического опроса 23-летних работающих юношей и девушек страны Z им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Половина юношей работают для того, чтобы обеспечить материальное благополучие себе и своей семье.
2) Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны.
3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, больше среди девушек, чем среди юношей.
4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.
5) Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу.
Ответ:
Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1. К харизматическому типу политического лидерства относятся лидеры, наделённые, по мнению других людей, особыми выдающимися качествами.
2. Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнения ведомых, развивает их творческое отношение к делу.
3. По способу легитимации власти различают легальный (рационально-легальный), традиционный и харизматический типы лидерства.
4. Политическое лидерство — это устойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, осуществляющих властные функции, на общество.
5. Любой политический лидер обязательно является лидером партии.
Ответ:
Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
Б) управление федеральной собственностью;
В) назначение на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации;
Г) разработка федерального бюджета;
Д) осуществление помилования.
ВЛАСТИ РФ
1. Президент РФ;
2. Совет Федерации;
3. Государственная Дума;
4. Правительство РФ.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Конституция провозглашает Z демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Какие из приведённых признаков характеризуют форму государственного (территориального) устройства Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Регулярные выборы главы государства и парламента на альтернативной основе.
2. Двухпалатная структура парламента, обеспечивающая представительство регионов.
3. Включение в состав государства нескольких государственных образований, каждое из которых обладает определённой собственной компетенцией.
4. Действие конституций субъектов при верховенстве общей конституции.
5. Наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан.
6. Политический плюрализм.
Ответ:
Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям граждан РФ? Запишите цифры, под которыми указаны конституционные обязанности.
1. Указание своей национальности
2. Сохранение исторического и культурного наследия
3. Участие в выборах органов власти
4. Уплата налогов
5. Свободное распоряжение своими способностями к труду
Ответ:
Выберите верные суждения о системе российского права и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Отрасли материального права, в отличие от отраслей процессуального права, устанавливают порядок применения правовых норм.
2) Уголовное право регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера.
3) Административное право регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
4) Гражданское право относят к частному праву.
5) Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определённый сегмент (сторону) однородных общественных отношений.
Ответ:
Установите соответствие между действиями и элементами статуса налогоплательщика в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) требовать соблюдения и сохранения налоговой тайны
Б) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки
В) уплачивать законно установленные налоги и сборы
Г) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах
Д) получать по месту своего учёта от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах
1) права
2) обязанности
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Автомеханик Роман нашёл новую работу по специальности. Для заключения трудового договора он принёс документы воинского учёта и трудовую книжку. Что ещё, согласно Трудовому кодексу РФ, Роман должен предъявить работодателю? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие документы, в порядке возрастания.
1. Свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение.
2. Документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, в том числе в форме электронного документа.
3. Паспорт гражданина РФ.
4. Налоговое уведомление.
5. Диплом о профильном образовании.
6. Выписку из финансово-лицевого счёта.
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Мотивом __________(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная __________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования __________(В), социальной группы, общества в целом.
__________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. __________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми. __________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своегосуществования. Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
| 1) потребность | 2) деятельность | 3) природа |
| 4) социальный | 5) естественный | 6) подлинный (разумный) |
| 7) индивидуальность | 8) индивид | 9) идеальный (духовный) |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Как в тексте раскрыта сущность рационального поведения хозяйствующих субъектов? Каковы, по мнению автора, главные экономические цели современного общества? Назовите любые три цели. Как автор понимает свободу предпринимательства?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «экономическая ответственность». Как автор описывает экономическую цель фирмы? Какие средства достижения этой цели названы в тексте? (Назовите любые три средства.)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какие два возможных источника (пути) экономического роста названы в тексте? Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из этих источников (путей). Сначала указывайте источник (путь), затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Автор пишет, что классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три функции государства в рыночной экономике.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «юридическая ответственность»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ;
− одно предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма юридической ответственности.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции общего образования. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое — это знатное. Второе — состояние свободных по происхождению людей, рождённых свободной матерью. Третье — крепостное состояние людей. Между правами дворян и других людей существует большая разница». Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих правовых установлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия стратификации современного общества.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические партии». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:
— из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;
— из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;
— из истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия: «Все наши теории — это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В. А. Амбарцумян)
29.2 Экономика: «Спрос и предложение — это процесс взаимного приспособления и координации». (П. Т. Хейне)
29.3 Социология, социальная психология: «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б. Г. Ананьев)
29.4 Политология: «"Разделяй и властвуй" — мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше». (И. В. Гёте)
29.5 Правоведение: «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А. Ф. Кони)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.