Демонстрационная версия ЕГЭ—2022 по обществознанию
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Ниже приведён перечень признаков. Все они, за исключением двух, характеризуют динамичный характер общества.
1. Связь с природой.
2. Изменение общественных отношений.
3. Социальная мобильность.
4. Отмена устаревших норм.
5. Совершенствование социальной организации.
6. Наличие социальных институтов.
Найдите два признака, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Последовательность стадий жизни человека, при которой детство сменяется юностью, юность — зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2. Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3. Человек наследует моральные нормы.
4. Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5. Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.
Ответ:
Установите соответствие между методами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) наблюдение;
Б) эксперимент;
В) описание объекта;
Г) объяснение существующих взаимосвязей;
Д) формулирование закономерностей.
1) эмпирический;
2) теоретический.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Один из телевизионных каналов снял многосерийный фильм о жизни нескольких поколений одной семьи. Что из перечисленного позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений массовой культуры. Цифры укажите в порядке возрастания.
1. Ориентация на вкусы и запросы узкого круга знатоков и ценителей.
2) Использование в фильме народной музыки и эпических сюжетов.
3) Расчёт на усреднённый потребительский вкус.
4) Пропаганда традиционных семейных ценностей, понятных большинству зрителей.
5) Реализация создателями фильма в полной мере своей потребности в самовыражении, высказывании взглядов, не разделяемых большинством.
6) Позиционирование фильма как продукта для отдыха и развлечения.
Ответ:
Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Коммерческие банки занимаются производством материальных благ, торговлей и страхованием имущества.
2. Паевые инвестиционные фонды объединяют средства для совместного приобретения активов и раздела связанных с этим рисков, прибыли или убытков.
3. Целью деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля.
4. Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.
5. Коммерческие банки осуществляют эмиссию денег.
Ответ:
Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов в РФ (в соответствии с Налоговым кодексом РФ): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) сборы за пользование объектами животного мира
Б) налог на доходы физических лиц
В) водный налог
Г) торговый сбор
Д) транспортный налог
И СБОРОВ В РФ
1) федеральные
2) местные
3) региональные
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Фирма «Лисичка» — ателье, специализирующееся на пошиве школьной формы. Найдите в приведённом списке примеры постоянных издержек фирмы «Лисичка» в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Оплата потреблённой электроэнергии.
2. Приобретение тканей, ниток, фурнитуры.
3. Выплата сдельной заработной платы работникам.
4. Взносы по страхованию имущества фирмы.
5. Оклады администрации.
6. Погашение процентов по ранее взятому кредиту.
Ответ:
Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.
2. Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.
3. Один из критериев дифференциации социальных групп — доход.
4. Социологи различают индивидуальную и групповую мобильность.
5. Одним из критериев социальной стратификации общества является доступ к власти.
Ответ:
В ходе социологического опроса работающих юношей и девушек страны Z им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Половина юношей работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие себе и своей семье.
2. Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны.
3. Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, среди девушек больше, чем среди юношей.
4. Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.
5. Бóльшая доля юношей по сравнению с девушками работает потому, что их работа очень нужна обществу.
Ответ:
Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1. К харизматическому типу политического лидерства относятся лидеры, наделённые, по мнению других людей, особыми выдающимися качествами.
2. Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнения ведомых, развивает их творческое отношение к делу.
3. По способу легитимации власти различают легальный (рационально-легальный), традиционный и харизматический типы лидерства.
4. Политическое лидерство — это устойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, осуществляющих властные функции, на общество.
5. Любой политический лидер обязательно является лидером партии.
Ответ:
В демократическом государстве Z в ходе реформы избирательной системы выборов в парламент был осуществлён переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной. Что из перечисленного осталось неизменным в ходе этой избирательной реформы? Запишите соответствующие цифры.
1. Зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей.
2. Свободное и добровольное участие граждан в выборах.
3. Наличие этапа предвыборной агитации.
4. Возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов.
5. Процедура тайного голосования.
6. Голосование по одномандатным округам.
Ответ:
Какие из перечисленных позиций относятся к основам конституционного строя Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Единство экономического пространства.
2. Наличие официальной идеологии.
3. Правовое государство.
4. Приоритет судебной власти.
5. Светское государство.
Ответ:
Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) обеспечение исполнения федерального бюджета;
Б) осуществление управления федеральной собственностью;
В) осуществление помилования;
Г) утверждение военной доктрины;
Д) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации.
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
1. Президент РФ;
2. Совет Федерации;
3. Правительство РФ.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Выберите верные суждения о правоохранительных органах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Одна из функций правоохранительных органов — укрепление законности и правопорядка.
2. Единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов, называется адвокатура.
3. Правоохранительные органы могут принимать соответствующие законы.
4. На полицию возложены задачи выявления и расследования преступлений.
5. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.
Ответ:
Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) предупреждение;
Б) лишение свободы на определённый срок;
В) взыскание неустойки;
Г) возмещение убытков;
Д) дисквалификация.
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1) административные наказания по Кодексу РФ об административных правонарушениях;
2) способы защиты гражданских прав по Гражданскому кодексу РФ;
3) наказания по Уголовному кодексу РФ.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Александр, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Z, решил стать гражданином Российской Федерации. При каких условиях Александр может подать заявление о приёме в гражданство Российской Федерации в общем порядке? Запишите цифры, под которыми указаны эти условия.
1. Знание истории России.
2. Обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство России.
3. Наличие документа о профессиональном образовании.
4. Владение русским языком.
5. Наличие родственных связей в Российской Федерации.
6. Наличие собственности на территории России.
Ответ:
Как в тексте охарактеризовано положение государства как субъекта общественной жизни? Выпишите соответствующее предложение из текста. Какая ситуация, по мнению автора, может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства? Что позволяет автору рассматривать право как продукт государственной деятельности?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Автор пишет об отношениях между правом и государством. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами действия, регулируемые тремя различными отраслями российского права. В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли права в жизни государства. Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке легковых автомобилей в
1. Как изменилась равновесная цена?
2. Что могло вызвать изменение предложения? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.
3. Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если вырастут доходы населения при прочих равных условиях?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В стране Z основные процессы производства и управления компьютеризированы, активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации. В структуре экономики высока доля сферы услуг. Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна.
В период с 2013 по 2018 г. наметился рост популярности дистанционного обучения, в школах страны Z на 25% увеличилось количество занятий с использованием интернет-технологий. В среднем доля учеников, имеющих доступ к видео-урокам, методическим материалам, выросла в 2,5 раза. Социологические опросы позволили установить, что в Z преобладают семьи демократического типа.
К какому типу относится общество страны Z? Каков тип экономической системы страны Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Какие черты характеризуют семью демократического типа? Приведите любые две характеристики.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Конституцию Российской Федерации называют социально-ценностной конституцией. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.
Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические партии». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1. Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные
2. Какие политические партии действуют в Российской Федерации? Назовите любые три партии.
3. Для каждой из указанных в пункте 2 партий приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни российского общества и государства. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.