Вариант № 9405084

Демонстрационная версия ЕГЭ—2023 по обществознанию

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word
1

Ниже при­ведён пе­ре­чень при­зна­ков. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют ди­на­мич­ный ха­рак­тер об­ще­ства.

 

1.  Связь с при­ро­дой.

2.  Из­ме­не­ние об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний.

3.  Со­ци­аль­ная мо­биль­ность.

4.  От­ме­на уста­рев­ших норм.

5.  Со­вер­шен­ство­ва­ние со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции.

6.  На­ли­чие со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов.

 

Най­ди­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.


Ответ:

2

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о че­ло­ве­ке и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  По­сле­до­ва­тель­ность ста­дий жизни че­ло­ве­ка, при ко­то­рой дет­ство сме­ня­ет­ся юно­стью, юность  — зре­ло­стью, а затем на­сту­па­ет ста­рость, био­ло­ги­че­ски обу­слов­ле­на.

2.  Ста­нов­ле­ние че­ло­ве­ка как лич­но­сти свя­за­но с при­об­ре­те­ни­ем со­ци­аль­ных черт и ка­честв.

3.  Че­ло­век на­сле­ду­ет мо­раль­ные нормы.

4.  Вли­я­ние ге­не­ти­че­ских фак­то­ров на раз­ви­тие спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка слу­жит вы­ра­же­ни­ем его со­ци­аль­ной сущ­но­сти.

5.  При­род­ная пред­рас­по­ло­жен­ность че­ло­ве­ка к тем или иным видам де­я­тель­но­сти про­яв­ля­ет­ся в со­ци­аль­ных об­сто­я­тель­ствах.


Ответ:

3

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ме­то­да­ми и уров­ня­ми на­уч­но­го по­зна­ния: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

 

МЕ­ТО­ДЫ

А)  на­блю­де­ние;

Б)  экс­пе­ри­мент;

В)  опи­са­ние объ­ек­та;

Г)  объ­яс­не­ние су­ще­ству­ю­щих вза­и­мо­свя­зей;

Д)  фор­му­ли­ро­ва­ние за­ко­но­мер­но­стей.

УРОВ­НИ НА­УЧ­НО­ГО ПО­ЗНА­НИЯ

1)  эм­пи­ри­че­ский;

2)  тео­ре­ти­че­ский.

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД

Ответ:

4

Один из те­ле­ви­зи­он­ных ка­на­лов снял мно­го­се­рий­ный фильм о жизни не­сколь­ких по­ко­ле­ний одной семьи. Что из пе­ре­чис­лен­но­го поз­во­ля­ет от­не­сти этот се­ри­ал к про­из­ве­де­ни­ям мас­со­вой куль­ту­ры? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны при­зна­ки про­из­ве­де­ний мас­со­вой куль­ту­ры. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1.  Ори­ен­та­ция на вкусы и за­про­сы уз­ко­го круга зна­то­ков и це­ни­те­лей.

2)  Ис­поль­зо­ва­ние в филь­ме на­род­ной му­зы­ки и эпи­че­ских сю­же­тов.

3)  Расчёт на усреднённый по­тре­би­тель­ский вкус.

4)  Про­па­ган­да тра­ди­ци­он­ных се­мей­ных цен­но­стей, по­нят­ных боль­шин­ству зри­те­лей.

5)  Ре­а­ли­за­ция со­зда­те­ля­ми филь­ма в пол­ной мере своей по­треб­но­сти в са­мо­вы­ра­же­нии, вы­ска­зы­ва­нии взгля­дов, не раз­де­ля­е­мых боль­шин­ством.

6)  По­зи­ци­о­ни­ро­ва­ние филь­ма как про­дук­та для от­ды­ха и раз­вле­че­ния.


Ответ:

5

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о фи­нан­со­вых ин­сти­ту­тах и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  Ком­мер­че­ские банки за­ни­ма­ют­ся про­из­вод­ством ма­те­ри­аль­ных благ, тор­гов­лей и стра­хо­ва­ни­ем иму­ще­ства.

2.  Па­е­вые ин­ве­сти­ци­он­ные фонды объ­еди­ня­ют сред­ства для сов­мест­но­го при­об­ре­те­ния ак­ти­вов и раз­де­ла свя­зан­ных с этим рис­ков, при­бы­ли или убыт­ков.

3.  Целью де­я­тель­но­сти Банка Рос­сии яв­ля­ет­ся за­щи­та и обес­пе­че­ние устой­чи­во­сти рубля.

4.  Банк Рос­сии осу­ществ­ля­ет над­зор за де­я­тель­но­стью кре­дит­ных ор­га­ни­за­ций и бан­ков­ских групп.

5.  Ком­мер­че­ские банки осу­ществ­ля­ют эмис­сию денег.


Ответ:

6

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ви­да­ми на­ло­гов и сбо­ров в РФ (в со­от­вет­ствии с На­ло­го­вым ко­дек­сом РФ): к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

 

ПРИ­МЕ­РЫ

А)  сборы за поль­зо­ва­ние объ­ек­та­ми жи­вот­но­го мира

Б)  налог на до­хо­ды фи­зи­че­ских лиц

В)  вод­ный налог

Г)  тор­го­вый сбор

Д)  транс­порт­ный налог

ВИДЫ НА­ЛО­ГОВ
И СБО­РОВ В РФ

1)  фе­де­раль­ные

2)  мест­ные

3)  ре­ги­о­наль­ные

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД

Ответ:

7

Фирма «Ли­сич­ка»  — ате­лье, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­ще­е­ся на по­ши­ве школь­ной формы. Най­ди­те в при­ведённом спис­ке при­ме­ры по­сто­ян­ных из­дер­жек фирмы «Ли­сич­ка» в крат­ко­сроч­ном пе­ри­о­де и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  Опла­та по­треблённой элек­тро­энер­гии.

2.  При­об­ре­те­ние тка­ней, ниток, фур­ни­ту­ры.

3.  Вы­пла­та сдель­ной за­ра­бот­ной платы ра­бот­ни­кам.

4.  Взно­сы по стра­хо­ва­нию иму­ще­ства фирмы.

5.  Окла­ды ад­ми­ни­стра­ции.

6.  По­га­ше­ние про­цен­тов по ранее взя­то­му кре­ди­ту.


Ответ:

8

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции и со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  Го­ри­зон­таль­ная мо­биль­ность пред­по­ла­га­ет пе­ре­ход в со­ци­аль­ную груп­пу, на­хо­дя­щу­ю­ся на дру­гой сту­пе­ни со­ци­аль­ной иерар­хии.

2.  Лич­ные ка­че­ства че­ло­ве­ка вы­сту­па­ют кри­те­ри­ем со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции со­вре­мен­но­го об­ще­ства.

3.  Один из кри­те­ри­ев диф­фе­рен­ци­а­ции со­ци­аль­ных групп  — доход.

4.  Со­цио­ло­ги раз­ли­ча­ют ин­ди­ви­ду­аль­ную и груп­по­вую мо­биль­ность.

5.  Одним из кри­те­ри­ев со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции об­ще­ства яв­ля­ет­ся до­ступ к вла­сти.


Ответ:

9

В ходе со­цио­ло­ги­че­ско­го опро­са ра­бо­та­ю­щих юно­шей и де­ву­шек стра­ны Z им за­да­ва­ли во­прос: «Зачем Вы ра­бо­та­е­те, ка­ко­ва Ваша тру­до­вая мо­ти­ва­ция?» По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

 

 

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  По­ло­ви­на юно­шей ра­бо­та­ет для того, чтобы обес­пе­чить ма­те­ри­аль­ное бла­го­по­лу­чие себе и своей семье.

2.  Доли де­ву­шек, свя­зы­ва­ю­щих тру­до­вую мо­ти­ва­цию с по­треб­но­стью в са­мо­ре­а­ли­за­ции и с воз­мож­но­стью пу­те­ше­ствий, об­ще­ния с раз­ны­ми лю­дь­ми, равны.

3.  Доля тех, кто ра­бо­та­ет, по­то­му что им ин­те­рес­но то, чем они за­ни­ма­ют­ся, среди де­ву­шек боль­ше, чем среди юно­шей.

4.  Рав­ные доли опро­шен­ных каж­дой груп­пы при­ла­га­ют уси­лия, чтобы под­нять­ся по ка­рьер­ной лест­ни­це.

5.  Бóльшая доля юно­шей по срав­не­нию с де­вуш­ка­ми ра­бо­та­ет по­то­му, что их ра­бо­та очень нужна об­ще­ству.


Ответ:

10
Тип 10 № 10500
i

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о по­ли­ти­че­ском ли­дер­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1.  К ха­риз­ма­ти­че­ско­му типу по­ли­ти­че­ско­го ли­дер­ства от­но­сят­ся ли­де­ры, наделённые, по мне­нию дру­гих людей, осо­бы­ми вы­да­ю­щи­ми­ся ка­че­ства­ми.

2.  Ав­то­ри­тар­ный стиль ха­рак­те­ри­зу­ет­ся тем, что лидер, вы­пол­няя свои функ­ции, все­гда учи­ты­ва­ет мне­ния ве­до­мых, раз­ви­ва­ет их твор­че­ское от­но­ше­ние к делу.

3.  По спо­со­бу ле­ги­ти­ма­ции вла­сти раз­ли­ча­ют ле­галь­ный (ра­ци­о­наль­но-ле­галь­ный), тра­ди­ци­он­ный и ха­риз­ма­ти­че­ский типы ли­дер­ства.

4.  По­ли­ти­че­ское ли­дер­ство  — это устой­чи­вое, при­о­ри­тет­ное и ле­ги­тим­ное вли­я­ние од­но­го или не­сколь­ких лиц, осу­ществ­ля­ю­щих власт­ные функ­ции, на об­ще­ство.

5.  Любой по­ли­ти­че­ский лидер обя­за­тель­но яв­ля­ет­ся ли­де­ром пар­тии.


Ответ:

11

В де­мо­кра­ти­че­ском го­су­дар­стве Z в ходе ре­фор­мы из­би­ра­тель­ной си­сте­мы вы­бо­ров в пар­ла­мент был осу­ществлён пе­ре­ход от про­пор­ци­о­наль­ной из­би­ра­тель­ной си­сте­мы к ма­жо­ри­тар­ной. Что из пе­ре­чис­лен­но­го оста­лось не­из­мен­ным в ходе этой из­би­ра­тель­ной ре­фор­мы? За­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щие цифры.

 

1.  За­ви­си­мость ко­ли­че­ства де­пу­тат­ских ман­да­тов, по­лу­чен­ных пар­ти­ей, от ко­ли­че­ства го­ло­сов из­би­ра­те­лей.

2.  Сво­бод­ное и доб­ро­воль­ное уча­стие граж­дан в вы­бо­рах.

3.  На­ли­чие этапа пред­вы­бор­ной аги­та­ции.

4.  Воз­мож­ность вы­дви­же­ния не­за­ви­си­мых бес­пар­тий­ных кан­ди­да­тов.

5.  Про­це­ду­ра тай­но­го го­ло­со­ва­ния.

6.  Го­ло­со­ва­ние по од­но­ман­дат­ным окру­гам.


Ответ:

12

Какие из пе­ре­чис­лен­ных по­зи­ций от­но­сят­ся к ос­но­вам кон­сти­ту­ци­он­но­го строя Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  Един­ство эко­но­ми­че­ско­го про­стран­ства.

2.  На­ли­чие офи­ци­аль­ной идео­ло­гии.

3.  Пра­во­вое го­су­дар­ство.

4.  При­о­ри­тет су­деб­ной вла­сти.

5.  Свет­ское го­су­дар­ство.


Ответ:

13

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пол­но­мо­чи­я­ми и субъ­ек­та­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти РФ, ре­а­ли­зу­ю­щи­ми эти пол­но­мо­чия: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

 

ПОЛ­НО­МО­ЧИЯ

А)  обес­пе­че­ние ис­пол­не­ния фе­де­раль­но­го бюд­же­та;

Б)  осу­ществ­ле­ние управ­ле­ния фе­де­раль­ной соб­ствен­но­стью;

В)  осу­ществ­ле­ние по­ми­ло­ва­ния;

Г)  утвер­жде­ние во­ен­ной док­три­ны;

Д)  утвер­жде­ние из­ме­не­ния гра­ниц между субъ­ек­та­ми Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

СУБЪ­ЕК­ТЫ

ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НОЙ

ВЛА­СТИ РОС­СИЙ­СКОЙ

ФЕ­ДЕ­РА­ЦИИ

1.  Пре­зи­дент РФ;

2.  Совет Фе­де­ра­ции;

3.  Пра­ви­тель­ство РФ.

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД

Ответ:

14

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нах и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  Одна из функ­ций пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов  — укреп­ле­ние за­кон­но­сти и пра­во­по­ряд­ка.

2.  Еди­ная цен­тра­ли­зо­ван­ная си­сте­ма фе­де­раль­ных ор­га­нов, осу­ществ­ля­ю­щих над­зор за точ­ным и еди­но­об­раз­ным ис­пол­не­ни­ем за­ко­нов, на­зы­ва­ет­ся ад­во­ка­ту­ра.

3.  Пра­во­охра­ни­тель­ные ор­га­ны могут при­ни­мать со­от­вет­ству­ю­щие за­ко­ны.

4.  На по­ли­цию воз­ло­же­ны за­да­чи вы­яв­ле­ния и рас­сле­до­ва­ния пре­ступ­ле­ний.

5.  В ходе су­деб­но­го про­из­вод­ства по уго­лов­но­му делу про­ку­рор под­дер­жи­ва­ет го­су­дар­ствен­ное об­ви­не­ние, обес­пе­чи­вая его за­кон­ность и обос­но­ван­ность.


Ответ:

15
Тип 15 № 53991
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ви­да­ми субъ­ек­тов граж­дан­ско­го права в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

 

ПРИ­МЕ­РЫ

А)  Че­чен­ская Рес­пуб­ли­ка;

Б)  граж­да­нин Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции К. Н. Сте­па­нов;

В)  про­из­вод­ствен­ный ко­опе­ра­тив «Ми­мо­за»;

Г)  Ро­стов­ская об­ласть;

Д)  ак­ци­о­нер­ное об­ще­ство «Луч».

ВИДЫ СУБЪ­ЕК­ТОВ

1)  пуб­лич­но-⁠пра­во­вое об­ра­зо­ва­ние;

2)  юри­ди­че­ское лицо;

3)  фи­зи­че­ское лицо.

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД

Ответ:

16

Алек­сандр, со­вер­шен­но­лет­ний дее­спо­соб­ный граж­да­нин го­су­дар­ства Z, решил стать граж­да­ни­ном Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. При каких усло­ви­ях Алек­сандр может по­дать за­яв­ле­ние о приёме в граж­дан­ство Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в общем по­ряд­ке? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны эти усло­вия.

 

1.  Зна­ние ис­то­рии Рос­сии.

2.  Обя­за­тель­ство со­блю­дать Кон­сти­ту­цию РФ и за­ко­но­да­тель­ство Рос­сии.

3.  На­ли­чие до­ку­мен­та о про­фес­си­о­наль­ном об­ра­зо­ва­нии.

4.  Вла­де­ние рус­ским язы­ком.

5.  На­ли­чие род­ствен­ных свя­зей в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

6.  На­ли­чие соб­ствен­но­сти на тер­ри­то­рии Рос­сии.


Ответ:

17
Развернуть

Как в тек­сте оха­рак­те­ри­зо­ва­но по­ло­же­ние го­су­дар­ства как субъ­ек­та об­ще­ствен­ной жизни? Вы­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щее пред­ло­же­ние из тек­ста. Какая си­ту­а­ция, по мне­нию ав­то­ра, может стать при­чи­ной про­из­во­ла по от­но­ше­нию к граж­да­нам со сто­ро­ны го­су­дар­ства? Что поз­во­ля­ет ав­то­ру рас­смат­ри­вать право как про­дукт го­су­дар­ствен­ной де­я­тель­но­сти?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

18
Тип Д18 C2 № 53992
i
Развернуть

В тек­сте упо­мя­ну­ты клю­че­вые по­ня­тия со­ци­аль­но-гу­ма­ни­тар­ных наук. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния,

— ука­жи­те не менее трёх ос­нов­ных при­зна­ков по­ня­тия «пра­во­вая норма»;

— объ­яс­ни­те связь на­зван­ных ав­то­ром эле­мен­тов си­сте­мы права. (Объ­яс­не­ние может быть дано в одном или не­сколь­ких рас­про­странённых пред­ло­же­ни­ях.)


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

19
Тип 19 № 53993
i
Развернуть

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми дей­ствия граж­дан Рос­сии, ре­гу­ли­ру­е­мые тремя раз­лич­ны­ми от­рас­ля­ми рос­сий­ско­го права. В каж­дом слу­чае сна­ча­ла при­ве­ди­те при­мер, затем ука­жи­те от­расль. Каж­дый при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

20
Развернуть

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, сфор­му­ли­руй­те три суж­де­ния о роли права в жизни го­су­дар­ства. Каж­дое суж­де­ние долж­но быть сфор­му­ли­ро­ва­но как рас­про­странённое пред­ло­же­ние.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

21

На гра­фи­ке изоб­ра­же­но из­ме­не­ние си­ту­а­ции на по­тре­би­тель­ском рынке лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей в стра­не Z. Кри­вая пред­ло­же­ния пе­ре­ме­сти­лась из по­ло­же­ния S в по­ло­же­ние S1 при не­из­мен­ном спро­се D. На гра­фи­ке P  — цена то­ва­ра; Q  — ко­ли­че­ство то­ва­ра.

1.  Как из­ме­ни­лась рав­но­вес­ная цена?

2.  Что могло вы­звать из­ме­не­ние пред­ло­же­ния? Ука­жи­те любое одно об­сто­я­тель­ство (фак­тор) и объ­яс­ни­те его вли­я­ние на пред­ло­же­ние. Объ­яс­не­ние долж­но быть дано при­ме­ни­тель­но к рынку, ука­зан­но­му в тек­сте за­да­ния.

3.  Как из­ме­нят­ся спрос и рав­но­вес­ная цена на дан­ном рынке, если вы­рас­тут до­хо­ды на­се­ле­ния при про­чих рав­ных усло­ви­ях?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

22
Тип 22 № 45044
i

В стра­не Z ос­нов­ные про­цес­сы про­из­вод­ства и управ­ле­ния ком­пью­те­ри­зи­ро­ва­ны, ак­тив­но раз­ви­ва­ют­ся наукоёмкие про­из­вод­ства и сред­ства ком­му­ни­ка­ции. В струк­ту­ре эко­но­ми­ки вы­со­ка доля сферы услуг. Ос­но­вой эко­но­ми­ки яв­ля­ют­ся част­ная соб­ствен­ность и част­ная хо­зяй­ствен­ная ини­ци­а­ти­ва. Доля го­су­дар­ствен­но­го сек­то­ра в эко­но­ми­ке стра­ны не­зна­чи­тель­на.

В пе­ри­од с 2013 по 2018 г. на­ме­тил­ся рост по­пу­ляр­но­сти ди­стан­ци­он­но­го обу­че­ния, в шко­лах стра­ны Z на 25% уве­ли­чи­лось ко­ли­че­ство за­ня­тий с ис­поль­зо­ва­ни­ем ин­тер­нет-тех­но­ло­гий. В сред­нем доля уче­ни­ков, име­ю­щих до­ступ к видео-уро­кам, ме­то­ди­че­ским ма­те­ри­а­лам, вы­рос­ла в 2,5 раза. Со­цио­ло­ги­че­ские опро­сы поз­во­ли­ли уста­но­вить, что в Z пре­об­ла­да­ют семьи де­мо­кра­ти­че­ско­го типа.

К ка­ко­му типу от­но­сит­ся об­ще­ство стра­ны Z? Каков тип эко­но­ми­че­ской си­сте­мы стра­ны Z? Какую тен­ден­цию раз­ви­тия об­ра­зо­ва­ния ил­лю­стри­ру­ют при­ведённые дан­ные? Какие черты ха­рак­те­ри­зу­ют семью де­мо­кра­ти­че­ско­го типа? При­ве­ди­те любые две ха­рак­те­ри­сти­ки.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

23

Кон­сти­ту­цию Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на­зы­ва­ют со­ци­аль­но-цен­ност­ной кон­сти­ту­ци­ей. На ос­но­ве по­ло­же­ний Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции при­ве­ди­те три под­твер­жде­ния этой ха­рак­те­ри­сти­ки.

Каж­дое под­твер­жде­ние долж­но быть сфор­му­ли­ро­ва­но как рас­про­странённое пред­ло­же­ние с опо­рой на кон­крет­ное по­ло­же­ние Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что пра­виль­ное вы­пол­не­ние за­да­ния не тре­бу­ет ука­за­ния в от­ве­те но­ме­ров со­от­вет­ству­ю­щих ста­тей Кон­сти­ту­ции и до­слов­но­го вос­про­из­ве­де­ния их со­дер­жа­ния.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

24
Развернуть

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, со­ставь­те слож­ный план, поз­во­ля­ю­щий рас­крыть по су­ще­ству тему «По­ли­ти­че­ские пар­тии». Слож­ный план дол­жен со­дер­жать не менее трёх не­по­сред­ствен­но рас­кры­ва­ю­щих тему по су­ще­ству пунк­тов, де­та­ли­зи­ро­ван­ных в под­пунк­тах. Ко­ли­че­ство под­пунк­тов каж­до­го де­та­ли­зи­ро­ван­но­го пунк­та долж­но быть не менее трёх, за ис­клю­че­ни­ем слу­ча­ев, когда с точки зре­ния об­ще­ствен­ных наук воз­мож­ны толь­ко два под­пунк­та.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

25
Тип 25 № 53994
i
Развернуть

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, факты об­ще­ствен­ной жизни и лич­ный со­ци­аль­ный опыт, вы­пол­ни­те за­да­ния, от­веть­те на во­прос.

1.  Обос­нуй­те не­об­хо­ди­мость по­ли­ти­че­ско­го мно­го­об­ра­зия, мно­го­пар­тий­но­сти в де­мо­кра­ти­че­ском об­ще­стве. Обос­но­ва­ние долж­но быть дано с опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния в не­сколь­ких свя­зан­ных между собой рас­про­странённых пред­ло­же­ни­ях, рас­кры­вать при­чин­но-след­ствен­ные и (или) функ­ци­о­наль­ные связи.

2.  Какие по­ли­ти­че­ские пар­тии дей­ству­ют в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции? На­зо­ви­те любые три пар­тии.

3.  Для каж­дой из ука­зан­ных в пунк­те 2 пар­тий при­ве­ди­те по од­но­му при­ме­ру, ил­лю­стри­ру­ю­ще­му ре­а­ли­за­цию любой функ­ции по­ли­ти­че­ской пар­тии в жизни рос­сий­ско­го об­ще­ства и го­су­дар­ства. Каж­дый при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто. В со­во­куп­но­сти при­ме­ры долж­ны ил­лю­стри­ро­вать три раз­лич­ные функ­ции.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.