Заголовок: ЕГЭ по обществознанию 14.04.2020. Досрочная волна. Вариант 1.
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕГЭ — обществознание
Вариант № 5538320

ЕГЭ по обществознанию 14.04.2020. Досрочная волна. Вариант 1.

1.  
i

За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

Ха­рак­те­ри­сти­ка типов об­ще­ства

 

ТИПЫ

ОБ­ЩЕ­СТВА

ЭКО­НО­МИ­ЧЕ­СКИЕ ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ
Аг­рар­ное

об­ще­ство

Ос­нов­ным фак­то­ром про­из­вод­ства яв­ля­ет­ся земля,

гос­под­ству­ет на­ту­раль­ное хо­зяй­ство, пре­об­ла­да­ют

экс­тен­сив­ные тех­но­ло­гии

… об­ще­ствоОс­нов­ным фак­то­ром про­из­вод­ства яв­ля­ет­ся ка­пи­тал,

рас­про­стра­не­но про­мыш­лен­ное про­из­вод­ство,

про­из­вод­ствен­ные про­цес­сы ме­ха­ни­зи­ро­ва­ны

2.  
i

В при­ведённом ниже ряду най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое обоб­ща­ет / вклю­ча­ет в себя все осталь­ные пред­став­лен­ные по­ня­тия. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

Школь­ный класс, семья, со­ци­аль­ная груп­па, тру­до­вой кол­лек­тив, члены са­до­во­го то­ва­ри­ще­ства.

3.  
i

Ниже при­ведён пе­ре­чень ха­рак­те­ри­стик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к функ­ци­ям Цен­траль­но­го банка.

 

1.  Эмис­сия денег.

2.  Ли­цен­зи­ро­ва­ние фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций.

3.  Уста­нов­ле­ние клю­че­вой став­ки.

4.  При­ня­тие го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та.

5.  Кре­ди­то­ва­ние до­мо­хо­зяйств.

6.  Про­ве­де­ние расчётов пра­ви­тель­ства.

 

Най­ди­те две ха­рак­те­ри­сти­ки, «вы­па­да­ю­щие» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

4.  
i

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о куль­ту­ре и её видах и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  Про­из­ве­де­ния мас­со­вой куль­ту­ры предъ­яв­ля­ют вы­со­кие тре­бо­ва­ния к об­ще­куль­тур­но­му уров­ню по­тре­би­те­ля.

2.  В раз­ви­тии куль­ту­ры от­ме­ча­ют такие тен­ден­ции, как пре­ем­ствен­ность и но­ва­тор­ство.

3.  К ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ре от­но­сят нормы мо­ра­ли.

4.  На­род­ная куль­ту­ра, как пра­ви­ло, создаётся кол­лек­тив­ной твор­че­ской де­я­тель­но­стью на­ро­да, от­ра­жа­ет его жизнь и тра­ди­ции.

5.  Куль­ту­ра  — это все виды пре­об­ра­зо­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти людей и её ре­зуль­та­ты.

5.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ви­да­ми ис­ти­ны: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

 

ПРИ­ЗНА­КИ

А)  воз­мож­ность кор­рек­ти­ров­ки при даль­ней­шем раз­ви­тии науки;

Б)  не­пол­ное, из­ме­ня­е­мое зна­ние о пред­ме­те;

В)  адек­ват­ность от­ра­же­ния сущ­но­сти по­зна­ва­е­мо­го объ­ек­та;

Г)  до­сто­вер­ность зна­ния;

Д)  объ­ек­тив­ность.

ВИДЫ ИС­ТИ­НЫ

1)  и аб­со­лют­ная, и от­но­си­тель­ная ис­ти­на;

2)  толь­ко от­но­си­тель­ная ис­ти­на.

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД
6.  
i

Пред­ставь­те, что Вы по­мо­га­е­те учи­те­лю офор­мить пре­зен­та­цию к уроку об­ще­ст­во­зна­ния по теме «Че­ло­век как ре­зуль­тат био­ло­ги­че­ской и со­ци­о­куль­тур­ной эво­лю­ции». Один из слай­дов на­зы­ва­ет­ся «Черты сход­ства че­ло­ве­ка с дру­ги­ми жи­вы­ми су­ще­ства­ми». Что из пе­ре­чис­лен­но­го Вы вклю­чи­ли бы в этот слайд? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны эти черты.

 

1.  Ин­стинк­тив­ные ре­ак­ции на воз­дей­ствие среды.

2.  Осо­знан­ная по­ста­нов­ка цели.

3.  Ис­поль­зо­ва­ние при­род­ных ма­те­ри­а­лов.

4.  На­ли­чие сло­вес­ной речи.

5.  За­бо­та о потом­стве.

6.  Стрем­ле­ние по­нять за­ко­но­мер­но­сти раз­ви­тия при­ро­ды и об­ще­ства.

7.  
i

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о на­ло­гах и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  К фе­де­раль­ным на­ло­гам и сбо­рам в РФ от­но­сят вод­ный налог, сборы за поль­зо­ва­ние объ­ек­та­ми жи­вот­но­го мира.

2.  При про­пор­ци­о­наль­ной си­сте­ме на­ло­го­об­ло­же­ния став­ки на­ло­га уве­ли­чи­ва­ют­ся при воз­рас­та­нии раз­ме­ра объ­ек­та на­ло­го­об­ло­же­ния.

3.  Фис­каль­ная функ­ция на­ло­гов про­яв­ля­ет­ся в на­пол­не­нии го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та.

4.  К пря­мым на­ло­гам от­но­сят налог на до­бав­лен­ную сто­и­мость.

5.  На­ло­ги  — обя­за­тель­ные пла­те­жи фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц го­су­дар­ству в по­ряд­ке и на усло­ви­ях, опре­делённых за­ко­но­да­тель­ством.

8.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пра­ва­ми вла­дель­ца и ви­да­ми цен­ных бумаг: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

 

ПРАВА ВЛА­ДЕЛЬ­ЦА

А)  право на по­лу­че­ние части при­бы­ли фирмы – ди­ви­ден­да

Б)  право на по­лу­че­ние фик­си­ро­ван­но­го про­цен­та за предо­став­лен­ную в долг сумму денег

В)  право на воз­врат всей суммы долга по ис­те­че­нии срока

Г)  право на уча­стие в управ­ле­нии ком­па­ни­ей

Д)  право на долю ка­пи­та­ла в фирме

ВИД ЦЕН­НОЙ БУ­МА­ГИ

1)  обык­но­вен­ная акция

2)  об­ли­га­ция

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД
9.  
i

В го­ро­де Z по­став­ку бы­то­вой химии в ма­га­зи­ны осу­ществ­ля­ет мно­же­ство фирм. Они пред­ла­га­ют раз­но­об­раз­ную про­дук­цию и не имеют воз­мож­но­сти кон­тро­ли­ро­вать цены на неё. Най­ди­те в при­ведённом спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки дан­но­го рынка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  Рынок ка­пи­та­ла.

2.  Де­фи­цит то­ва­ров.

3.  Рынок то­ва­ров.

4.  Оли­го­по­лия.

5.  Мест­ный рынок.

6.  Со­вер­шен­ная (чи­стая) кон­ку­рен­ция.

10.  
i

На ри­сун­ке от­ра­же­но из­ме­не­ние пред­ло­же­ния на­руч­ных часов на со­от­вет­ству­ю­щем рынке: линия пред­ло­же­ния S пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние – S1. (P – цена; Q – ко­ли­че­ство.) Какие из пе­ре­чис­лен­ных фак­то­ров могут вы­звать такое из­ме­не­ние? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  По­яв­ле­ние моды поль­зо­вать­ся ча­са­ми на мо­биль­ных устрой­ствах

2.  Уве­ли­че­ние ко­ли­че­ства про­дав­цов на­руч­ных часов

3.  Ис­поль­зо­ва­ние новых вы­со­ко­про­из­во­ди­тель­ных тех­но­ло­гий для из­го­тов­ле­ния на­руч­ных часов

4.  Рост се­бе­сто­и­мо­сти про­из­вод­ства на­руч­ных часов

5.  Уве­ли­че­ние на­ло­гов, упла­чи­ва­е­мых про­из­во­ди­те­ля­ми на­руч­ных часов

11.  
i

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об эт­ни­че­ских общ­но­стях и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  Эт­ни­че­ской общ­но­стью на­зы­ва­ют сло­жив­шу­ю­ся в опре­делённом го­су­дар­стве де­мо­гра­фи­че­скую груп­пу.

2.  Ви­да­ми эт­ни­че­ских общ­но­стей яв­ля­ют­ся племя, на­род­ность, нация.

3.  К числу при­зна­ков эт­но­са от­но­сят язык, общую ис­то­ри­че­скую па­мять, обы­чаи и тра­ди­ции.

4.  При фор­ми­ро­ва­нии эт­но­са зна­чи­тель­ную роль иг­ра­ет общ­ность тер­ри­то­рии и общий язык.

5.  Члены любой эт­ни­че­ской общ­но­сти об­ла­да­ют сход­ны­ми по­ли­ти­че­ски­ми воз­зре­ни­я­ми и то­ле­рант­ным от­но­ше­ни­ем к куль­ту­ре дру­гих эт­но­сов.

12.  
i

В ходе со­цио­ло­ги­че­ских опро­сов со­вер­шен­но­лет­них жи­те­лей стран Z и Y им пред­ла­га­ли вы­ска­зать своё мне­ние о роли оп­по­зи­ции в по­ли­ти­че­ской жизни стра­ны. По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

 

 

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве таб­ли­цы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  В стра­не Z доля от­ме­тив­ших, что оп­по­зи­ция под­дер­жи­ва­ет диа­лог вла­сти и об­ще­ства, боль­ше доли от­ме­тив­ших, что на­ли­чие оп­по­зи­ции поз­во­ля­ет учи­ты­вать иные мне­ния при при­ня­тии го­су­дар­ствен­ных ре­ше­ний.

2.  Доля тех, кто от­ме­тил, что об­ще­ство может вы­би­рать между про­грам­мой вла­сти и про­грам­мой оп­по­зи­ции, в стра­не Z боль­ше, чем в стра­не Y.

3.  Оди­на­ко­вые доли опро­шен­ных в стра­не Y от­ме­ти­ли, что оп­по­зи­ция под­дер­жи­ва­ет диа­лог вла­сти и об­ще­ства и что на­ли­чие оп­по­зи­ции поз­во­ля­ет учи­ты­вать иные мне­ния при при­ня­тии го­су­дар­ствен­ных ре­ше­ний.

4.  Доля тех, кто от­ме­тил, что оп­по­зи­ция поз­во­ля­ет дер­жать власть под кон­тро­лем об­ще­ства, в стра­не Z боль­ше, чем в стра­не Y.

5.  Рав­ные доли опро­шен­ных жи­те­лей обеих стран за­труд­ни­лись от­ве­тить.

13.  
i

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о вла­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  При­зна­ком го­су­дар­ствен­ной вла­сти яв­ля­ет­ся мо­но­поль­ное право ис­поль­зо­вать силу в пре­де­лах стра­ны.

2.  В со­от­вет­ствии с це­ля­ми своей де­я­тель­но­сти го­су­дар­ствен­ная власть де­лит­ся на за­ко­но­да­тель­ную, ис­пол­ни­тель­ную и су­деб­ную.

3.  Прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей ре­а­ли­зу­ет­ся толь­ко в де­мо­кра­ти­че­ских го­су­дар­ствах.

4.  По ос­нов­но­му субъ­ек­ту осу­ществ­ле­ния власть бы­ва­ет уни­тар­ная и рес­пуб­ли­кан­ская.

5.  По­ли­ти­че­ской вла­стью на­зы­ва­ют спо­соб­ность и воз­мож­ность от­ста­и­вать и пре­тво­рять в жизнь опре­делённые по­ли­ти­че­ские взгля­ды, уста­нов­ки и цели.

14.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между во­про­са­ми и субъ­ек­та­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти РФ, к ве­де­нию ко­то­рых эти во­про­сы от­но­сят­ся: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

 

ВО­ПРО­СЫ

А)  во­про­сы вла­де­ния, поль­зо­ва­ния и рас­по­ря­же­ния землёй, недра­ми, вод­ны­ми и дру­ги­ми при­род­ны­ми ре­сур­са­ми;

Б)  внеш­не­эко­но­ми­че­ские от­но­ше­ния РФ;

В)  осу­ществ­ле­ние мер по борь­бе с ка­та­стро­фа­ми;

Г)  су­до­устрой­ство, про­ку­ра­ту­ра;

Д)  почётные зва­ния РФ.

СУБЪ­ЕК­ТЫ

ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НОЙ

ВЛА­СТИ РФ

1)  сов­мест­но фе­де­раль­ный центр и субъ­ек­ты РФ;

2)  толь­ко фе­де­раль­ный центр.

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД
15.  
i

В стра­не Z пар­ла­мент­ские вы­бо­ры про­хо­дят по ма­жо­ри­тар­ной из­би­ра­тель­ной си­сте­ме. Какие при­зна­ки при­су­щи этому типу из­би­ра­тель­ной си­сте­мы? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  На­ли­чие из­би­ра­тель­но­го ба­рье­ра для по­ли­ти­че­ских пар­тий.

2.  Опре­де­ле­ние по­бе­ды на вы­бо­рах по ко­ли­че­ству го­ло­сов, от­дан­ных за кон­крет­но­го кан­ди­да­та.

3.  Воз­мож­ность вы­дви­же­ния бес­пар­тий­ных кан­ди­да­тов.

4.  Го­ло­со­ва­ние по спис­кам по­ли­ти­че­ских пар­тий.

5.  Уча­стие в ор­га­ни­за­ции вы­бо­ров ли­де­ров по­ли­ти­че­ских пар­тий.

6.  Воз­мож­ность вто­ро­го тура го­ло­со­ва­ния.

16.  
i

Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к лич­ным (граж­дан­ским) пра­вам (сво­бо­дам) граж­да­ни­на РФ? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  Сво­бо­да вы­бо­ра места пре­бы­ва­ния и места жи­тель­ства.

2.  Со­хра­не­ние куль­тур­но­го на­сле­дия.

3.  Уча­стие в ре­фе­рен­ду­ме.

4.  Право на лич­ную не­при­кос­но­вен­ность.

5.  Упла­та на­ло­гов.

17.  
i

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о граж­дан­ском су­до­про­из­вод­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  Сто­ро­ны в граж­дан­ском су­до­про­из­вод­стве поль­зу­ют­ся рав­ны­ми про­цес­су­аль­ны­ми пра­ва­ми и несут рав­ные про­цес­су­аль­ные обя­зан­но­сти.

2.  Ре­зуль­та­том граж­дан­ско­го су­до­про­из­вод­ства яв­ля­ет­ся при­го­вор под­су­ди­мо­му.

3.  Граж­дан­ское су­до­про­из­вод­ство на­це­ле­но на раз­ре­ше­ние иму­ще­ствен­ных, тру­до­вых и иных спо­ров.

4.  Сто­ро­на­ми в граж­дан­ском су­до­про­из­вод­стве яв­ля­ют­ся истец и от­вет­чик.

5.  Ос­нов­ная за­да­ча граж­дан­ско­го су­до­про­из­вод­ства  — эф­фек­тив­ное на­ка­за­ние лица, со­вер­шив­ше­го пре­ступ­ле­ние.

18.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ви­да­ми субъ­ек­тов граж­дан­ско­го права в РФ: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

 

ПРИ­МЕ­РЫ

А)  Рес­пуб­ли­ка Крым;

Б)  ак­ци­о­нер­ное об­ще­ство «Свет»;

В)  граж­да­нин РФ И. И. Пет­ров;

Г)  Ива­нов­ская об­ласть;

Д)  про­из­вод­ствен­ный ко­опе­ра­тив «Эле­гия».

ВИДЫ СУБЪ­ЕК­ТОВ

1)  юри­ди­че­ское лицо;

2)  фи­зи­че­ское лицо;

3)  пуб­лич­но-⁠пра­во­вое об­ра­зо­ва­ние.

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД
19.  
i

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке юри­ди­че­ские ос­но­ва­ния рас­тор­же­ния тру­до­во­го до­го­во­ра в РФ по об­сто­я­тель­ствам, не за­ви­ся­щим от воли сто­рон, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  Тру­до­вой до­го­вор с Пет­ром был рас­торг­нут после того, как он по­явил­ся на своём ра­бо­чем месте в со­сто­я­нии ал­ко­голь­но­го опья­не­ния.

2.  Сти­хий­ное бед­ствие раз­ру­ши­ло при­бреж­ную зону от­ды­ха, что при­ве­ло к за­кры­тию оте­лей и уволь­не­нию со­труд­ни­ков.

3.  Пи­а­нист сим­фо­ни­че­ско­го ор­кест­ра А. Орлов сло­мал руку; ме­ди­цин­ская ко­мис­сия уста­но­ви­ла, что боль­ше он не смо­жет про­фес­си­о­наль­но иг­рать на рояле.

4.  Про­ведённая ат­те­ста­ция со­труд­ни­ков фирмы по­ка­за­ла, что уро­вень ква­ли­фи­ка­ции не­ко­то­рых из них не со­от­вет­ству­ет тре­бо­ва­ни­ям ра­бо­то­да­те­ля.

5.  Ме­не­джер Е. Со­бо­ле­ва си­сте­ма­ти­че­ски не вы­пол­ня­ла усло­вий тру­до­во­го до­го­во­ра.

6.  Про­фес­сор ка­фед­ры не был пе­ре­из­бран на свою долж­ность.

20.  
i

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на места про­пус­ков.

 

«Экс­пе­ри­мент – это _________(А) по­лу­че­ния новых зна­ний в кон­тро­ли­ру­е­мых и управ­ля­е­мых усло­ви­ях; он пред­по­ла­га­ет при­ме­не­ние опре­делённых _________(Б): при­бо­ров, ин­стру­мен­тов, экс­пе­ри­мен­таль­ных уста­но­вок. В от­ли­чие от на­блю­де­ния, ко­то­рое осу­ществ­ля­ет­ся в есте­ствен­ных усло­ви­ях, без воз­дей­ствия _________(В) на объ­ект,

экс­пе­ри­мент ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ак­тив­ным воз­дей­стви­ем на объ­ект ис­сле­до­ва­ния. С по­мо­щью экс­пе­ри­мен­та яв­ле­ние можно изу­чить в "чи­стом" виде бла­го­да­ря ис­клю­че­нию слу­чай­ных, не­су­ще­ствен­ных _________(Г). Экс­пе­ри­мент может быть по­вторён столь­ко раз, сколь­ко тре­бу­ет­ся для по­лу­че­ния до­сто­вер­ных _________(Д). Это один из ос­нов­ных ме­то­дов на­уч­но­го _________(Е)».

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

 

Спи­сок тер­ми­нов.

1.  Ис­ти­на

2.  Уров­ни

3.  Ре­зуль­та­ты

4.  Ис­сле­до­ва­тель

5.  Сред­ства

6.  Фак­то­ры

7.  Метод

8.  По­зна­ние

9.  Ин­фор­ма­ция

 

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ
21.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Ис­точ­ни­ком ин­фля­ции может быть вы­со­кий уро­вень мо­но­по­лиз­ма в эко­но­ми­ке, а также ры­ноч­ная власть го­су­дар­ства, ре­а­ли­зу­ю­ща­я­ся в ад­ми­ни­стра­тив­ном по­вы­ше­нии цен. При ана­ли­зе при­чин воз­ник­но­ве­ния ин­фля­ции сле­ду­ет иметь в виду и такой фак­тор, как ин­фля­ци­он­ные ожи­да­ния. Они могут по­рож­дать ин­фля­цию или обу­слов­ли­вать её со­хра­не­ние даже в том слу­чае, когда объ­ек­тив­ные при­чи­ны ин­фля­ции (рост де­неж­ной массы, па­де­ние про­из­вод­ства) пе­ре­ста­ют дей­ство­вать.

Для каж­дой со­ци­аль­ной груп­пы су­ще­ству­ет своя кри­ти­че­ская точка ин­фля­ции. Пер­вы­ми её до­сти­га­ют пен­си­о­не­ры и сту­ден­ты, за ними идут слу­жа­щие и наёмные ра­бот­ни­ки, мел­кие про­из­во­ди­те­ли и, на­ко­нец, круп­ные пред­при­ни­ма­те­ли. Су­ще­ству­ет кри­ти­че­ская точка и для го­су­дар­ства: обес­це­ни­ва­ют­ся на­ло­ги, умень­ша­ет­ся при­быль­ность каж­дой новой эмис­сии, что в ко­неч­ном счёте под­ры­ва­ет ос­но­вы на­ци­о­наль­ной эко­но­ми­ки.

Не­га­тив­ные по­след­ствия ин­фля­ции оче­вид­ны каж­до­му взрос­ло­му че­ло­ве­ку. Она сни­жа­ет по­ку­па­тель­ную спо­соб­ность за­ра­бот­ной платы, уни­что­жа­ет сбе­ре­же­ния фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц, пре­пят­ству­ет дол­го­сроч­ным ин­ве­сти­ци­ям и эко­но­ми­че­ско­му росту. При про­гно­зи­ру­е­мой ин­фля­ции все эко­но­ми­че­ские субъ­ек­ты будут учи­ты­вать тот или иной темп роста цен в своих пла­нах. При не­про­гно­зи­ру­е­мой ин­фля­ции глав­ным её по­след­стви­ем яв­ля­ет­ся рост пе­ре­рас­пре­де­ли­тель­ных про­цес­сов, в ре­зуль­та­те чего одни груп­пы на­се­ле­ния резко бо­га­те­ют, дру­гие столь же стре­ми­тель­но ни­ща­ют.

В от­но­ше­ни­ях между кре­ди­то­ра­ми и заёмщи­ка­ми в усло­ви­ях ин­фля­ции су­ще­ствен­ную вы­го­ду по­лу­ча­ют по­след­ние, так как взя­тые ими займы обес­це­ни­ва­ют­ся. Кре­ди­то­ры же те­ря­ют ровно столь­ко бо­гат­ства, на сколь­ко про­изо­шло не­пред­ви­ден­ное по­вы­ше­ние цен. Од­на­ко, если кре­ди­тор будет вы­нуж­ден упла­тить налог на свой но­ми­наль­ный доход, его по­те­ри ста­нут ещё боль­ше.

Про­дав­цы то­ва­ров и ре­сур­сов, за­ни­ма­ю­щие мо­но­поль­ное по­ло­же­ние на рынке, могут уве­ли­чить свой доход. Чаще всего в усло­ви­ях ин­фля­ции воз­рас­та­ет бо­гат­ство и у вла­дель­цев ре­аль­ных ак­ти­вов (не­дви­жи­мость, ан­ти­ква­ри­ат, дра­го­цен­но­сти, про­из­ве­де­ния ис­кус­ства и тому по­доб­ное). Всё это в ко­неч­ном счёте ведёт к глу­бо­ко­му иму­ще­ствен­но­му не­ра­вен­ству. <...>

Таким об­ра­зом, не­про­гно­зи­ру­е­мая ин­фля­ция су­ще­ствен­но де­фор­ми­ру­ет ме­ха­низм рас­пре­де­ле­ния но­ми­наль­но­го до­хо­да и иму­ще­ства в стра­не и тем самым сни­жа­ет эф­фек­тив­ность их ис­поль­зо­ва­ния. Дли­тель­ная ин­фля­ция таит в себе опас­ность са­мо­уско­ре­ния, гро­зя­щую кра­хом всей фи­нан­со­во-эко­но­ми­че­ской си­сте­мы. Вот по­че­му предот­вра­ще­ние ин­фля­ции  — одна из глав­ных мак­ро­эко­но­ми­че­ских задач го­су­дар­ства.

 

По С. Н. Иваш­ков­ско­му

Какие при­чи­ны (ис­точ­ни­ки) ин­фля­ции пе­ре­чис­ля­ет автор? На­зо­ви­те две любые при­чи­ны из тек­ста. По­че­му, по его мне­нию, предот­вра­ще­ние ин­фля­ции яв­ля­ет­ся одной из ос­нов­ных мак­ро­эко­но­ми­че­ских задач го­су­дар­ства? Какие ка­те­го­рии на­се­ле­ния могут по­лу­чить вы­го­ду в усло­ви­ях ин­фля­ции? Ука­жи­те три по­доб­ные ка­те­го­рии на­се­ле­ния, упо­мя­ну­тые в тек­сте.

22.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Ис­точ­ни­ком ин­фля­ции может быть вы­со­кий уро­вень мо­но­по­лиз­ма в эко­но­ми­ке, а также ры­ноч­ная власть го­су­дар­ства, ре­а­ли­зу­ю­ща­я­ся в ад­ми­ни­стра­тив­ном по­вы­ше­нии цен. При ана­ли­зе при­чин воз­ник­но­ве­ния ин­фля­ции сле­ду­ет иметь в виду и такой фак­тор, как ин­фля­ци­он­ные ожи­да­ния. Они могут по­рож­дать ин­фля­цию или обу­слов­ли­вать её со­хра­не­ние даже в том слу­чае, когда объ­ек­тив­ные при­чи­ны ин­фля­ции (рост де­неж­ной массы, па­де­ние про­из­вод­ства) пе­ре­ста­ют дей­ство­вать.

Для каж­дой со­ци­аль­ной груп­пы су­ще­ству­ет своя кри­ти­че­ская точка ин­фля­ции. Пер­вы­ми её до­сти­га­ют пен­си­о­не­ры и сту­ден­ты, за ними идут слу­жа­щие и наёмные ра­бот­ни­ки, мел­кие про­из­во­ди­те­ли и, на­ко­нец, круп­ные пред­при­ни­ма­те­ли. Су­ще­ству­ет кри­ти­че­ская точка и для го­су­дар­ства: обес­це­ни­ва­ют­ся на­ло­ги, умень­ша­ет­ся при­быль­ность каж­дой новой эмис­сии, что в ко­неч­ном счёте под­ры­ва­ет ос­но­вы на­ци­о­наль­ной эко­но­ми­ки.

Не­га­тив­ные по­след­ствия ин­фля­ции оче­вид­ны каж­до­му взрос­ло­му че­ло­ве­ку. Она сни­жа­ет по­ку­па­тель­ную спо­соб­ность за­ра­бот­ной платы, уни­что­жа­ет сбе­ре­же­ния фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц, пре­пят­ству­ет дол­го­сроч­ным ин­ве­сти­ци­ям и эко­но­ми­че­ско­му росту. При про­гно­зи­ру­е­мой ин­фля­ции все эко­но­ми­че­ские субъ­ек­ты будут учи­ты­вать тот или иной темп роста цен в своих пла­нах. При не­про­гно­зи­ру­е­мой ин­фля­ции глав­ным её по­след­стви­ем яв­ля­ет­ся рост пе­ре­рас­пре­де­ли­тель­ных про­цес­сов, в ре­зуль­та­те чего одни груп­пы на­се­ле­ния резко бо­га­те­ют, дру­гие столь же стре­ми­тель­но ни­ща­ют.

В от­но­ше­ни­ях между кре­ди­то­ра­ми и заёмщи­ка­ми в усло­ви­ях ин­фля­ции су­ще­ствен­ную вы­го­ду по­лу­ча­ют по­след­ние, так как взя­тые ими займы обес­це­ни­ва­ют­ся. Кре­ди­то­ры же те­ря­ют ровно столь­ко бо­гат­ства, на сколь­ко про­изо­шло не­пред­ви­ден­ное по­вы­ше­ние цен. Од­на­ко, если кре­ди­тор будет вы­нуж­ден упла­тить налог на свой но­ми­наль­ный доход, его по­те­ри ста­нут ещё боль­ше.

Про­дав­цы то­ва­ров и ре­сур­сов, за­ни­ма­ю­щие мо­но­поль­ное по­ло­же­ние на рынке, могут уве­ли­чить свой доход. Чаще всего в усло­ви­ях ин­фля­ции воз­рас­та­ет бо­гат­ство и у вла­дель­цев ре­аль­ных ак­ти­вов (не­дви­жи­мость, ан­ти­ква­ри­ат, дра­го­цен­но­сти, про­из­ве­де­ния ис­кус­ства и тому по­доб­ное). Всё это в ко­неч­ном счёте ведёт к глу­бо­ко­му иму­ще­ствен­но­му не­ра­вен­ству. <...>

Таким об­ра­зом, не­про­гно­зи­ру­е­мая ин­фля­ция су­ще­ствен­но де­фор­ми­ру­ет ме­ха­низм рас­пре­де­ле­ния но­ми­наль­но­го до­хо­да и иму­ще­ства в стра­не и тем самым сни­жа­ет эф­фек­тив­ность их ис­поль­зо­ва­ния. Дли­тель­ная ин­фля­ция таит в себе опас­ность са­мо­уско­ре­ния, гро­зя­щую кра­хом всей фи­нан­со­во-эко­но­ми­че­ской си­сте­мы. Вот по­че­му предот­вра­ще­ние ин­фля­ции  — одна из глав­ных мак­ро­эко­но­ми­че­ских задач го­су­дар­ства.

 

По С. Н. Иваш­ков­ско­му

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «за­ра­бот­ная плата». В чём автор видит раз­ли­чие между про­гно­зи­ру­е­мой и не­про­гно­зи­ру­е­мой ин­фля­ци­ей? Какие две груп­пы на­се­ле­ния, по мне­нию ав­то­ра, пер­вы­ми до­сти­га­ют кри­ти­че­ской точки ин­фля­ции?

23.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Ис­точ­ни­ком ин­фля­ции может быть вы­со­кий уро­вень мо­но­по­лиз­ма в эко­но­ми­ке, а также ры­ноч­ная власть го­су­дар­ства, ре­а­ли­зу­ю­ща­я­ся в ад­ми­ни­стра­тив­ном по­вы­ше­нии цен. При ана­ли­зе при­чин воз­ник­но­ве­ния ин­фля­ции сле­ду­ет иметь в виду и такой фак­тор, как ин­фля­ци­он­ные ожи­да­ния. Они могут по­рож­дать ин­фля­цию или обу­слов­ли­вать её со­хра­не­ние даже в том слу­чае, когда объ­ек­тив­ные при­чи­ны ин­фля­ции (рост де­неж­ной массы, па­де­ние про­из­вод­ства) пе­ре­ста­ют дей­ство­вать.

Для каж­дой со­ци­аль­ной груп­пы су­ще­ству­ет своя кри­ти­че­ская точка ин­фля­ции. Пер­вы­ми её до­сти­га­ют пен­си­о­не­ры и сту­ден­ты, за ними идут слу­жа­щие и наёмные ра­бот­ни­ки, мел­кие про­из­во­ди­те­ли и, на­ко­нец, круп­ные пред­при­ни­ма­те­ли. Су­ще­ству­ет кри­ти­че­ская точка и для го­су­дар­ства: обес­це­ни­ва­ют­ся на­ло­ги, умень­ша­ет­ся при­быль­ность каж­дой новой эмис­сии, что в ко­неч­ном счёте под­ры­ва­ет ос­но­вы на­ци­о­наль­ной эко­но­ми­ки.

Не­га­тив­ные по­след­ствия ин­фля­ции оче­вид­ны каж­до­му взрос­ло­му че­ло­ве­ку. Она сни­жа­ет по­ку­па­тель­ную спо­соб­ность за­ра­бот­ной платы, уни­что­жа­ет сбе­ре­же­ния фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц, пре­пят­ству­ет дол­го­сроч­ным ин­ве­сти­ци­ям и эко­но­ми­че­ско­му росту. При про­гно­зи­ру­е­мой ин­фля­ции все эко­но­ми­че­ские субъ­ек­ты будут учи­ты­вать тот или иной темп роста цен в своих пла­нах. При не­про­гно­зи­ру­е­мой ин­фля­ции глав­ным её по­след­стви­ем яв­ля­ет­ся рост пе­ре­рас­пре­де­ли­тель­ных про­цес­сов, в ре­зуль­та­те чего одни груп­пы на­се­ле­ния резко бо­га­те­ют, дру­гие столь же стре­ми­тель­но ни­ща­ют.

В от­но­ше­ни­ях между кре­ди­то­ра­ми и заёмщи­ка­ми в усло­ви­ях ин­фля­ции су­ще­ствен­ную вы­го­ду по­лу­ча­ют по­след­ние, так как взя­тые ими займы обес­це­ни­ва­ют­ся. Кре­ди­то­ры же те­ря­ют ровно столь­ко бо­гат­ства, на сколь­ко про­изо­шло не­пред­ви­ден­ное по­вы­ше­ние цен. Од­на­ко, если кре­ди­тор будет вы­нуж­ден упла­тить налог на свой но­ми­наль­ный доход, его по­те­ри ста­нут ещё боль­ше.

Про­дав­цы то­ва­ров и ре­сур­сов, за­ни­ма­ю­щие мо­но­поль­ное по­ло­же­ние на рынке, могут уве­ли­чить свой доход. Чаще всего в усло­ви­ях ин­фля­ции воз­рас­та­ет бо­гат­ство и у вла­дель­цев ре­аль­ных ак­ти­вов (не­дви­жи­мость, ан­ти­ква­ри­ат, дра­го­цен­но­сти, про­из­ве­де­ния ис­кус­ства и тому по­доб­ное). Всё это в ко­неч­ном счёте ведёт к глу­бо­ко­му иму­ще­ствен­но­му не­ра­вен­ству. <...>

Таким об­ра­зом, не­про­гно­зи­ру­е­мая ин­фля­ция су­ще­ствен­но де­фор­ми­ру­ет ме­ха­низм рас­пре­де­ле­ния но­ми­наль­но­го до­хо­да и иму­ще­ства в стра­не и тем самым сни­жа­ет эф­фек­тив­ность их ис­поль­зо­ва­ния. Дли­тель­ная ин­фля­ция таит в себе опас­ность са­мо­уско­ре­ния, гро­зя­щую кра­хом всей фи­нан­со­во-эко­но­ми­че­ской си­сте­мы. Вот по­че­му предот­вра­ще­ние ин­фля­ции  — одна из глав­ных мак­ро­эко­но­ми­че­ских задач го­су­дар­ства.

 

По С. Н. Иваш­ков­ско­му

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те по од­но­му при­ме­ру, ил­лю­стри­ру­ю­ще­му сле­ду­ю­щие не­га­тив­ные по­след­ствия ин­фля­ции: сни­же­ние по­ку­па­тель­ной спо­соб­но­сти за­ра­бот­ной платы; уни­что­же­ние сбе­ре­же­ний фи­зи­че­ских/юри­ди­че­ских лиц; пре­пят­ствие дол­го­сроч­ным ин­ве­сти­ци­ям / эко­но­ми­че­ско­му росту. В каж­дом слу­чае сна­ча­ла ука­жи­те не­га­тив­ное по­след­ствие, затем при­ве­ди­те со­от­вет­ству­ю­щий при­мер. Каж­дый при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто.

24.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Ис­точ­ни­ком ин­фля­ции может быть вы­со­кий уро­вень мо­но­по­лиз­ма в эко­но­ми­ке, а также ры­ноч­ная власть го­су­дар­ства, ре­а­ли­зу­ю­ща­я­ся в ад­ми­ни­стра­тив­ном по­вы­ше­нии цен. При ана­ли­зе при­чин воз­ник­но­ве­ния ин­фля­ции сле­ду­ет иметь в виду и такой фак­тор, как ин­фля­ци­он­ные ожи­да­ния. Они могут по­рож­дать ин­фля­цию или обу­слов­ли­вать её со­хра­не­ние даже в том слу­чае, когда объ­ек­тив­ные при­чи­ны ин­фля­ции (рост де­неж­ной массы, па­де­ние про­из­вод­ства) пе­ре­ста­ют дей­ство­вать.

Для каж­дой со­ци­аль­ной груп­пы су­ще­ству­ет своя кри­ти­че­ская точка ин­фля­ции. Пер­вы­ми её до­сти­га­ют пен­си­о­не­ры и сту­ден­ты, за ними идут слу­жа­щие и наёмные ра­бот­ни­ки, мел­кие про­из­во­ди­те­ли и, на­ко­нец, круп­ные пред­при­ни­ма­те­ли. Су­ще­ству­ет кри­ти­че­ская точка и для го­су­дар­ства: обес­це­ни­ва­ют­ся на­ло­ги, умень­ша­ет­ся при­быль­ность каж­дой новой эмис­сии, что в ко­неч­ном счёте под­ры­ва­ет ос­но­вы на­ци­о­наль­ной эко­но­ми­ки.

Не­га­тив­ные по­след­ствия ин­фля­ции оче­вид­ны каж­до­му взрос­ло­му че­ло­ве­ку. Она сни­жа­ет по­ку­па­тель­ную спо­соб­ность за­ра­бот­ной платы, уни­что­жа­ет сбе­ре­же­ния фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц, пре­пят­ству­ет дол­го­сроч­ным ин­ве­сти­ци­ям и эко­но­ми­че­ско­му росту. При про­гно­зи­ру­е­мой ин­фля­ции все эко­но­ми­че­ские субъ­ек­ты будут учи­ты­вать тот или иной темп роста цен в своих пла­нах. При не­про­гно­зи­ру­е­мой ин­фля­ции глав­ным её по­след­стви­ем яв­ля­ет­ся рост пе­ре­рас­пре­де­ли­тель­ных про­цес­сов, в ре­зуль­та­те чего одни груп­пы на­се­ле­ния резко бо­га­те­ют, дру­гие столь же стре­ми­тель­но ни­ща­ют.

В от­но­ше­ни­ях между кре­ди­то­ра­ми и заёмщи­ка­ми в усло­ви­ях ин­фля­ции су­ще­ствен­ную вы­го­ду по­лу­ча­ют по­след­ние, так как взя­тые ими займы обес­це­ни­ва­ют­ся. Кре­ди­то­ры же те­ря­ют ровно столь­ко бо­гат­ства, на сколь­ко про­изо­шло не­пред­ви­ден­ное по­вы­ше­ние цен. Од­на­ко, если кре­ди­тор будет вы­нуж­ден упла­тить налог на свой но­ми­наль­ный доход, его по­те­ри ста­нут ещё боль­ше.

Про­дав­цы то­ва­ров и ре­сур­сов, за­ни­ма­ю­щие мо­но­поль­ное по­ло­же­ние на рынке, могут уве­ли­чить свой доход. Чаще всего в усло­ви­ях ин­фля­ции воз­рас­та­ет бо­гат­ство и у вла­дель­цев ре­аль­ных ак­ти­вов (не­дви­жи­мость, ан­ти­ква­ри­ат, дра­го­цен­но­сти, про­из­ве­де­ния ис­кус­ства и тому по­доб­ное). Всё это в ко­неч­ном счёте ведёт к глу­бо­ко­му иму­ще­ствен­но­му не­ра­вен­ству. <...>

Таким об­ра­зом, не­про­гно­зи­ру­е­мая ин­фля­ция су­ще­ствен­но де­фор­ми­ру­ет ме­ха­низм рас­пре­де­ле­ния но­ми­наль­но­го до­хо­да и иму­ще­ства в стра­не и тем самым сни­жа­ет эф­фек­тив­ность их ис­поль­зо­ва­ния. Дли­тель­ная ин­фля­ция таит в себе опас­ность са­мо­уско­ре­ния, гро­зя­щую кра­хом всей фи­нан­со­во-эко­но­ми­че­ской си­сте­мы. Вот по­че­му предот­вра­ще­ние ин­фля­ции  — одна из глав­ных мак­ро­эко­но­ми­че­ских задач го­су­дар­ства.

 

По С. Н. Иваш­ков­ско­му

Автор свя­зы­ва­ет рост ин­фля­ции с углуб­ле­ни­ем иму­ще­ствен­но­го не­ра­вен­ства. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих не­га­тив­ные по­след­ствия глу­бо­ко­го иму­ще­ствен­но­го не­ра­вен­ства на об­ще­ствен­ную жизнь. Каж­дый ар­гу­мент дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван как рас­про­странённое пред­ло­же­ние.

25.  
i

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния.

1.  Рас­крой­те смысл по­ня­тия «гло­ба­ли­за­ция».

2.  Со­ставь­те два пред­ло­же­ния:

— одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о любом по­зи­тив­ном про­яв­ле­нии гло­ба­ли­за­ции в эко­но­ми­че­ской сфере;

— одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее любое не­га­тив­ное про­яв­ле­ние гло­ба­ли­за­ции в ду­хов­ной сфере.

(Пред­ло­же­ния долж­ны быть рас­про­странёнными и со­дер­жа­щи­ми кор­рект­ную ин­фор­ма­цию о со­от­вет­ству­ю­щих ас­пек­тах по­ня­тия.)

26.  
i

На­зо­ви­те любые три со­ци­аль­ных лифта и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром дей­ствие каж­до­го из них. (В каж­дом слу­чае сна­ча­ла на­зо­ви­те со­ци­аль­ный лифт, затем при­ве­ди­те со­от­вет­ству­ю­щий при­мер. Каж­дый при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто.)

27.  
i

Граж­да­не РФ Ма­ри­на и Фёдор на­ка­ну­не ре­ги­стра­ции брака ре­ши­ли за­клю­чить брач­ный до­го­вор. По обо­юд­но­му со­гла­сию они вклю­чи­ли в него пунк­ты о спо­со­бах уча­стия в до­хо­дах друг друга, о раз­де­ле­нии бы­то­вых обя­зан­но­стей, о вза­им­ной обя­зан­но­сти су­пру­гов со­об­щать друг другу со­дер­жа­ние всей лич­ной и де­ло­вой пе­ре­пис­ки, а также пункт о по­ряд­ке не­се­ния каж­дым су­пру­гом се­мей­ных рас­хо­дов. Но­та­ри­ус, к ко­то­ро­му они об­ра­ти­лись за удо­сто­ве­ре­ни­ем брач­но­го до­го­во­ра, ука­зал на не­об­хо­ди­мость ис­клю­чить два пунк­та.

О каких пунк­тах из пе­ре­чис­лен­ных выше идёт речь? Свой ответ объ­яс­ни­те. Какое усло­вие не­об­хо­ди­мо, чтобы со­став­лен­ный в пись­мен­ной форме и удо­сто­ве­рен­ный но­та­ри­усом брач­ный до­го­вор всту­пил в силу? Какие ещё пол­но­мо­чия, кроме на­зван­но­го в усло­вии за­да­чи, есть у но­та­ри­уса? На­зо­ви­те любые два пол­но­мо­чия.

28.  
i

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, со­ставь­те слож­ный план, поз­во­ля­ю­щий рас­крыть по су­ще­ству тему «По­ли­ти­че­ские ин­сти­ту­ты». Слож­ный план дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, не­по­сред­ствен­но рас­кры­ва­ю­щих тему по су­ще­ству, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах. Ко­ли­че­ство под­пунк­тов каж­до­го де­та­ли­зи­ро­ван­но­го пунк­та долж­но быть не менее трёх, за ис­клю­че­ни­ем слу­ча­ев, когда с точки зре­ния об­ще­ствен­ных наук воз­мож­ны толь­ко два под­пунк­та.

29.  
i

Сфор­му­ли­руй­те кор­рект­но одну или не­сколь­ко ос­нов­ных идей за­тро­ну­той ав­то­ром темы и рас­крой­те её (их) с опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния. Для рас­кры­тия сфор­му­ли­ро­ван­ной(-ых) Вами ос­нов­ной(-ых) идеи(-й) при­ве­ди­те рас­суж­де­ния и вы­во­ды, ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния (со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, тео­ре­ти­че­ские по­ло­же­ния).

Для ил­лю­стра­ции сфор­му­ли­ро­ван­ных Вами ос­нов­ной(-ых) идеи(-й), тео­ре­ти­че­ских по­ло­же­ний, рас­суж­де­ний и вы­во­дов при­ве­ди­те не менее двух со­ци­аль­ных фак­тов/при­ме­ров из раз­лич­ных ис­точ­ни­ков:

— из об­ще­ствен­ной жизни со­вре­мен­но­го об­ще­ства (ре­аль­ные факты и мо­де­ли со­ци­аль­ных си­ту­а­ций), в том числе по ма­те­ри­а­лам СМИ, ин­тер­нет-ре­сур­сов со­цио­ло­ги­че­ских служб;

— из лич­но­го со­ци­аль­но­го опыта, в том числе со­бы­тия из Вашей жизни и жизни Ваших род­ствен­ни­ков/зна­ко­мых, про­чи­тан­ных книг, про­смот­рен­ных ки­но­филь­мов/те­ат­раль­ных по­ста­но­вок и др.;

— из ис­то­рии, вклю­чая ис­то­рию науки и тех­ни­ки, ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ства.

Каж­дый при­во­ди­мый факт/при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто и под­твер­ждать обо­зна­чен­ную ос­нов­ную идею, тео­ре­ти­че­ское по­ло­же­ние, рас­суж­де­ние или вывод/быть с ними явно свя­зан. По сво­е­му со­дер­жа­нию при­ме­ры не долж­ны быть од­но­тип­ны­ми (не долж­ны дуб­ли­ро­вать друг друга).

 

29.1 Фи­ло­со­фия : «Ничто так не угро­жа­ет сво­бо­де лич­но­сти и смыс­лу жизни, как война, ни­ще­та, тер­рор». (А. Д. Са­ха­ров)

29.2 Эко­но­ми­ка: «Пред­при­ни­ма­тель­ская де­я­тель­ность слу­жит ин­те­ре­сам не толь­ко ин­ди­ви­ду­у­ма, но и об­ще­ства в целом». (С. Н. Ка­на­рей­кин)

29.3 Со­цио­ло­гия, со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия: «Об­ще­ствен­ная цен­ность лич­но­сти во мно­гом опре­де­ля­ет­ся тем, какие по­треб­но­сти у неё пре­об­ла­да­ют». (Я. Л. Ко­ло­мин­ский)

29.4 По­ли­то­ло­гия: «Де­мо­кра­тия – это не про­сто прав­ле­ние боль­шин­ства, но прав­ле­ние боль­шин­ства, ува­жа­ю­щее права мень­шин­ства». (К. Эттли)

29.5 Пра­во­ве­де­ние: «Со­здай­те лишь не­мно­го за­ко­нов, но сле­ди­те за тем, чтобы они со­блю­да­лись». (Дж. Локк)