ЕГЭ по обществознанию 14.04.2020. Досрочная волна. Вариант 1.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Характеристика типов общества
| ТИПЫ ОБЩЕСТВА | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|---|---|
| Аграрное общество | Основным фактором производства является земля, господствует натуральное хозяйство, преобладают экстенсивные технологии |
| … общество | Основным фактором производства является капитал, распространено промышленное производство, производственные процессы механизированы |
Ответ:
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).
Школьный класс, семья, социальная группа, трудовой коллектив, члены садового товарищества.
Ответ:
Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к функциям Центрального банка.
1. Эмиссия денег.
2. Лицензирование финансовых организаций.
3. Установление ключевой ставки.
4. Принятие государственного бюджета.
5. Кредитование домохозяйств.
6. Проведение расчётов правительства.
Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Выберите верные суждения о культуре и её видах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Произведения массовой культуры предъявляют высокие требования к общекультурному уровню потребителя.
2. В развитии культуры отмечают такие тенденции, как преемственность и новаторство.
3. К материальной культуре относят нормы морали.
4. Народная культура, как правило, создаётся коллективной творческой деятельностью народа, отражает его жизнь и традиции.
5. Культура — это все виды преобразовательной деятельности людей и её результаты.
Ответ:
Установите соответствие между признаками и видами истины: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) возможность корректировки при дальнейшем развитии науки;
Б) неполное, изменяемое знание о предмете;
В) адекватность отражения сущности познаваемого объекта;
Г) достоверность знания;
Д) объективность.
1) и абсолютная, и относительная истина;
2) только относительная истина.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Один из слайдов называется «Черты сходства человека с другими живыми существами». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти черты.
1. Инстинктивные реакции на воздействие среды.
2. Осознанная постановка цели.
3. Использование природных материалов.
4. Наличие словесной речи.
5. Забота о потомстве.
6. Стремление понять закономерности развития природы и общества.
Ответ:
Выберите верные суждения о налогах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. К федеральным налогам и сборам в РФ относят водный налог, сборы за пользование объектами животного мира.
2. При пропорциональной системе налогообложения ставки налога увеличиваются при возрастании размера объекта налогообложения.
3. Фискальная функция налогов проявляется в наполнении государственного бюджета.
4. К прямым налогам относят налог на добавленную стоимость.
5. Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц государству в порядке и на условиях, определённых законодательством.
Ответ:
Установите соответствие между правами владельца и видами ценных бумаг: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) право на получение части прибыли фирмы – дивиденда
Б) право на получение фиксированного процента за предоставленную в долг сумму денег
В) право на возврат всей суммы долга по истечении срока
Г) право на участие в управлении компанией
Д) право на долю капитала в фирме
1) обыкновенная акция
2) облигация
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
В городе Z поставку бытовой химии в магазины осуществляет множество фирм. Они предлагают разнообразную продукцию и не имеют возможности контролировать цены на неё. Найдите в приведённом списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Рынок капитала.
2. Дефицит товаров.
3. Рынок товаров.
4. Олигополия.
5. Местный рынок.
6. Совершенная (чистая) конкуренция.
Ответ:
На рисунке отражено изменение предложения наручных часов на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение – S1. (P – цена; Q – количество.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Появление моды пользоваться часами на мобильных устройствах
2. Увеличение количества продавцов наручных часов
3. Использование новых высокопроизводительных технологий для изготовления наручных часов
4. Рост себестоимости производства наручных часов
5. Увеличение налогов, уплачиваемых производителями наручных часов
Ответ:
Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Этнической общностью называют сложившуюся в определённом государстве демографическую группу.
2. Видами этнических общностей являются племя, народность, нация.
3. К числу признаков этноса относят язык, общую историческую память, обычаи и традиции.
4. При формировании этноса значительную роль играет общность территории и общий язык.
5. Члены любой этнической общности обладают сходными политическими воззрениями и толерантным отношением к культуре других этносов.
Ответ:
В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им предлагали высказать своё мнение о роли оппозиции в политической жизни страны. Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. В стране Z доля отметивших, что оппозиция поддерживает диалог власти и общества, больше доли отметивших, что наличие оппозиции позволяет учитывать иные мнения при принятии государственных решений.
2. Доля тех, кто отметил, что общество может выбирать между программой власти и программой оппозиции, в стране Z больше, чем в стране Y.
3. Одинаковые доли опрошенных в стране Y отметили, что оппозиция поддерживает диалог власти и общества и что наличие оппозиции позволяет учитывать иные мнения при принятии государственных решений.
4. Доля тех, кто отметил, что оппозиция позволяет держать власть под контролем общества, в стране Z больше, чем в стране Y.
5. Равные доли опрошенных жителей обеих стран затруднились ответить.
Ответ:
Выберите верные суждения о власти и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Признаком государственной власти является монопольное право использовать силу в пределах страны.
2. В соответствии с целями своей деятельности государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную.
3. Принцип разделения властей реализуется только в демократических государствах.
4. По основному субъекту осуществления власть бывает унитарная и республиканская.
5. Политической властью называют способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.
Ответ:
Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых эти вопросы относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами;
Б) внешнеэкономические отношения РФ;
В) осуществление мер по борьбе с катастрофами;
Г) судоустройство, прокуратура;
Д) почётные звания РФ.
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ РФ
1) совместно федеральный центр и субъекты РФ;
2) только федеральный центр.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
В стране Z парламентские выборы проходят по мажоритарной избирательной системе. Какие признаки присущи этому типу избирательной системы? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Наличие избирательного барьера для политических партий.
2. Определение победы на выборах по количеству голосов, отданных за конкретного кандидата.
3. Возможность выдвижения беспартийных кандидатов.
4. Голосование по спискам политических партий.
5. Участие в организации выборов лидеров политических партий.
6. Возможность второго тура голосования.
Ответ:
Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Свобода выбора места пребывания и места жительства.
2. Сохранение культурного наследия.
3. Участие в референдуме.
4. Право на личную неприкосновенность.
5. Уплата налогов.
Ответ:
Выберите верные суждения о гражданском судопроизводстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Стороны в гражданском судопроизводстве пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности.
2. Результатом гражданского судопроизводства является приговор подсудимому.
3. Гражданское судопроизводство нацелено на разрешение имущественных, трудовых и иных споров.
4. Сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик.
5. Основная задача гражданского судопроизводства — эффективное наказание лица, совершившего преступление.
Ответ:
Установите соответствие между примерами и видами субъектов гражданского права в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Республика Крым;
Б) акционерное общество «Свет»;
В) гражданин РФ И. И. Петров;
Г) Ивановская область;
Д) производственный кооператив «Элегия».
1) юридическое лицо;
2) физическое лицо;
3) публично-правовое образование.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Найдите в приведённом списке юридические основания расторжения трудового договора в РФ по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Трудовой договор с Петром был расторгнут после того, как он появился на своём рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения.
2. Стихийное бедствие разрушило прибрежную зону отдыха, что привело к закрытию отелей и увольнению сотрудников.
3. Пианист симфонического оркестра А. Орлов сломал руку; медицинская комиссия установила, что больше он не сможет профессионально играть на рояле.
4. Проведённая аттестация сотрудников фирмы показала, что уровень квалификации некоторых из них не соответствует требованиям работодателя.
5. Менеджер Е. Соболева систематически не выполняла условий трудового договора.
6. Профессор кафедры не был переизбран на свою должность.
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.
«Эксперимент – это _________(А) получения новых знаний в контролируемых и управляемых условиях; он предполагает применение определённых _________(Б): приборов, инструментов, экспериментальных установок. В отличие от наблюдения, которое осуществляется в естественных условиях, без воздействия _________(В) на объект,
эксперимент характеризуется активным воздействием на объект исследования. С помощью эксперимента явление можно изучить в "чистом" виде благодаря исключению случайных, несущественных _________(Г). Эксперимент может быть повторён столько раз, сколько требуется для получения достоверных _________(Д). Это один из основных методов научного _________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов.
1. Истина
2. Уровни
3. Результаты
4. Исследователь
5. Средства
6. Факторы
7. Метод
8. Познание
9. Информация
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Какие причины (источники) инфляции перечисляет автор? Назовите две любые причины из текста. Почему, по его мнению, предотвращение инфляции является одной из основных макроэкономических задач государства? Какие категории населения могут получить выгоду в условиях инфляции? Укажите три подобные категории населения, упомянутые в тексте.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «заработная плата». В чём автор видит различие между прогнозируемой и непрогнозируемой инфляцией? Какие две группы населения, по мнению автора, первыми достигают критической точки инфляции?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания, приведите по одному примеру, иллюстрирующему следующие негативные последствия инфляции: снижение покупательной способности заработной платы; уничтожение сбережений физических/юридических лиц; препятствие долгосрочным инвестициям / экономическому росту. В каждом случае сначала укажите негативное последствие, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Автор связывает рост инфляции с углублением имущественного неравенства. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих негативные последствия глубокого имущественного неравенства на общественную жизнь. Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания.
1. Раскройте смысл понятия «глобализация».
2. Составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о любом позитивном проявлении глобализации в экономической сфере;
— одно предложение, раскрывающее любое негативное проявление глобализации в духовной сфере.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Назовите любые три социальных лифта и проиллюстрируйте примером действие каждого из них. (В каждом случае сначала назовите социальный лифт, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Граждане РФ Марина и Фёдор накануне регистрации брака решили заключить брачный договор. По обоюдному согласию они включили в него пункты о способах участия в доходах друг друга, о разделении бытовых обязанностей, о взаимной обязанности супругов сообщать друг другу содержание всей личной и деловой переписки, а также пункт о порядке несения каждым супругом семейных расходов. Нотариус, к которому они обратились за удостоверением брачного договора, указал на необходимость исключить два пункта.
О каких пунктах из перечисленных выше идёт речь? Свой ответ объясните. Какое условие необходимо, чтобы составленный в письменной форме и удостоверенный нотариусом брачный договор вступил в силу? Какие ещё полномочия, кроме названного в условии задачи, есть у нотариуса? Назовите любые два полномочия.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические институты». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:
— из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;
— из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов/театральных постановок и др.;
— из истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия : «Ничто так не угрожает свободе личности и смыслу жизни, как война, нищета, террор». (А. Д. Сахаров)
29.2 Экономика: «Предпринимательская деятельность служит интересам не только индивидуума, но и общества в целом». (С. Н. Канарейкин)
29.3 Социология, социальная психология: «Общественная ценность личности во многом определяется тем, какие потребности у неё преобладают». (Я. Л. Коломинский)
29.4 Политология: «Демократия – это не просто правление большинства, но правление большинства, уважающее права меньшинства». (К. Эттли)
29.5 Правоведение: «Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались». (Дж. Локк)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.