ЕГЭ по обществознанию 14.04.2020. Досрочная волна. Вариант 2.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Система налогов и сборов в РФ
| ВИДЫ НАЛОГОВ | ПРИМЕРЫ |
|---|---|
| Федеральные налоги и сборы | Акцизы, налог на доходы физических лиц и др. |
| … налоги | Налог на имущество организаций, транспортный налог |
Ответ:
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).
Адаптация, овладение социальными нормами, освоение опыта, социализация, индивидуализация.
Ответ:
Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях относятся к видам административных наказаний.
1. Предупреждение.
2. Выговор.
3. Дисквалификация.
4. Лишение свободы.
5. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу.
6. Обязательные работы.
Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Только относительная истина выявляет существенные признаки, связи, закономерности, законы.
2. Истиной называют любое новое знание, полученное в результате процесса познания.
3. Относительная истина – это достоверное знание о предмете познания, которое может со временем быть уточнено или дополнено.
4. Истина — это соответствие полученного знания действительности.
5. Абсолютная истина представляет собой полное, исчерпывающее знание об объекте познания.
Ответ:
Установите соответствие между признаками и видами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) серийность, тиражируемость;
Б) ярко выраженный развлекательный характер;
В) коммерческий характер;
Г) создание произведений анонимными авторами;
Д) передача традиций предков.
1) массовая культура;
2) народная культура.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Зинаиде 35 лет. Она мать двоих детей. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Рост Зинаиды — 158 см.
2. У Зинаиды, как и у её мамы, русые волосы и голубые глаза.
3. Зинаида добрая и отзывчивая.
4. У Зинаиды, как и у всех её родственников, абсолютный музыкальный слух.
5. Зинаида благожелательно относится к окружающим людям.
6. Зинаида — ответственный работник.
Ответ:
Выберите верные суждения о рынке труда и безработице и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Состояние рынка труда, при котором часть активного населения принимает решение прекратить трудовую деятельность и больше не работать, называют циклической безработицей.
2. Возникновение фрикционной безработицы всегда связано с экономическим кризисом и депрессией.
3. В результате высокой безработицы происходит снижение общего уровня жизни населения.
4. Безработицей называют социально-экономическое явление, суть которого заключается в том, что часть экономически активного населения, желающая трудиться, не может найти работу.
5. Спрос на труд на соответствующем рынке имеет производный характер: он зависит от спроса на товар, который производит данный работник.
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и видами конкуренции (конкурентных рынков): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Большое количество фирм производит разнообразную продукцию и имеет возможность отчасти контролировать
цены на неё.
Б) при этой рыночной структуре господствует несколько крупных фирм
В) барьеры для входа на рынок трудно преодолимы
Г) участники рынка не могут повлиять на ценообразование
Д) множество фирм производит одинаковую продукцию и не имеет возможности контролировать цены на неё
(КОНКУРЕНТНЫХ
РЫНКОВ)
1) олигополия
2) чистая (совершенная) конкуренция
3) монополистическая конкуренция
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Аркадий Петрович, военный пенсионер, работает в частном охранном предприятии. Одну часть своих сбережений он разместил на банковском депозите, другую потратил на оформление договора страхования имущества. Аркадий Петрович также взял кредит и купил земельный участок. Что из перечисленного относится к доходам Аркадия Петровича? Запишите цифры, под которыми указаны доходы.
1. Заработная плата.
2. Проценты по вкладу.
3. Пенсия.
4. Налог на доходы физических лиц.
5. Проценты по кредиту.
6. Страховые взносы.
Ответ:
На рисунке отражено изменение спроса на антивирусные компьютерные программы на соответствующем рынке: линия спроса D переместилась в новое положение – D1. (P – цена; Q – количество.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Снижение вирусных угроз в сети Интернет
2. Увеличение количества производителей антивирусных программ
3. Снижение оплаты труда программистов – разработчиков антивирусных программ
4. Предоставление налоговых льгот IT-компаниям
5. Предоставление бесплатных антивирусных программ в комплекте с операционными системами
Ответ:
Выберите верные суждения о социальных группах и их видах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. В формальной группе все межличностные взаимодействия основаны на эмоциях.
2. Принадлежность к различным социальным группам определяет положение человека в обществе.
3. Социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, общие интересы, ценностные ориентации).
4. Демографические группы выделяют прежде всего по этносоциальному критерию.
5. Группы и организации оказывают влияние на поведение человека
Ответ:
В ходе социологических опросов совершеннолетних граждан стран Z и Y им задавали вопрос: «В чём конкретно проявляется ухудшение окружающей среды в вашем населённом пункте и его окрестностях?» (можно было выбрать несколько ответов). Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. В стране Z доля тех, кто отметил нарушение естественного порядка в природе, больше доли тех, кто отметил сокращение возможности для отдыха на природе.
2. Равные доли опрошенных в стране Y отметили исчезновение зелёных зон и сокращение возможности для отдыха на природе.
3. Доля тех, кто отметил уничтожение природных богатств, в стране Y больше, чем в стране Z.
4. Доля тех, кто отметил ухудшение здоровья людей, в стране Z меньше, чем в стране Y.
5. Доля тех, кто затруднился с ответом, в стране Y больше, чем в стране Z.
Ответ:
Выберите верные суждения о политической системе общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. По характеру политических режимов различают мажоритарные и пропорциональные политические системы общества.
2. Одним из элементов культурной подсистемы политической системы общества является политическая психология.
3. Разнообразные взаимодействия субъектов политической жизни составляют основу коммуникативной подсистемы политической системы общества.
4. Организационная подсистема политической системы включает в себя политические институты и организации, выражающие и представляющие различные по значимости властные интересы.
5. К функциям политической системы общества относится выявление связанных с властью интересов больших социальных групп.
Ответ:
Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) назначает на должность Председателя Центрального банка РФ;
Б) принимает федеральные законы;
В) осуществляет исполнительную власть;
Г) осуществляет управление федеральной собственностью;
Д) разрешает споры о компетенции между субъектами государственной власти РФ и субъектами РФ.
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ РФ
1. Государственная Дума;
2. Конституционный Суд РФ;
3. Правительство РФ.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Гражданин А. был избран губернатором области Z. Он уделяет большое внимание защите прав и свобод граждан, развитию институтов гражданского общества. В общении он доброжелателен, открыт для критики. Что из перечисленного характеризует тип политического лидерства, описанный в данной ситуации? Запишите цифры, под которыми указаны верные характеристики.
1. Демократический.
2. Традиционный.
3. Общенациональный.
4. Региональный.
5. Авторитарный.
6. Легальный (рационально-легальный).
Ответ:
Выберите в приведённом списке положения, характеризующие основы конституционного строя РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.
2. Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
4. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
5. Лицо не подлежит уголовной ответственности за преступление, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого преступления до конца.
Ответ:
Выберите верные суждения о семейном праве в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Родители обязаны предоставлять содержание своим несовершеннолетним детям.
2. Законный режим имущества супругов устанавливается только брачным договором.
3. Брак приостанавливается вследствие объявления органом ЗАГС одного из супругов умершим.
4. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).
5. Семейное право регулирует вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Ответ:
Установите соответствие между организационно-правовыми формами и видами юридических лиц: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
А) акционерные общества;
Б) государственные унитарные предприятия;
В) товарищества собственников жилья;
Г) производственные кооперативы;
Д) общественные фонды.
ЛИЦ
1) некоммерческие;
2) коммерческие.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Виктору 11 лет, Анатолию 14 лет. Найдите в приведённом списке общие позиции, характеризующие правовой статус обоих подростков в РФ, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав.
2. Быть заслушанным в суде при разводе родителей по вопросу о том, с кем из родителей он хотел бы остаться после развода.
3. Наследовать имущество.
4. Совершать мелкие бытовые сделки.
5. Быть членом кооператива.
6. Работать в свободное от учёбы время с согласия одного из родителей не более четырёх часов в день с лёгкими условиями труда.
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.
«Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений и _________(А), выражающих частные интересы граждан в различных сферах. В гражданском обществе утверждаются права человека, реализуются различные _________(Б): в материальном благополучии, семье, образовании, творчестве, общении и т. д. Здесь, в отличие от вертикальных связей, то есть _________(В), возникают горизонтальные связи. Это социально-экономические, социокультурные, социально-политические отношения. В рамках гражданского общества возникают и функционируют различные негосударственные социальные институты. Ими являются: рыночная экономика, основанная на многообразии _________(Г), свободе труда и предпринимательской деятельности; семья; школа; общественные организации; средства массовой информации. К институтам гражданского общества относятся также заинтересованные группы и добровольные объединения, общественно-политические движения и _________(Д).
_________(Е) обеспечивает условия для нормальной жизнедеятельности гражданского общества».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов.
1. Государственно-властные
2. Демократические
3. Политические партии
4. Форма собственности
5. Потребности
6. Институты
7. Федеративное государство
8. Правовое государство
9. Парламент
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Какое определение свободы в области частного права приведено в тексте? Какие действия государства, по мнению автора, позволяют договорам, односторонним актам собственника и так далее приобретать «самое настоящее», «полнокровное» юридическое значение? Назовите любые два действия. Что автор называет центральной категорией публичного права?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «субъективные права». Как автор объясняет тот факт, что и статус субъекта права, и субъективные права имеют характер правовых явлений по своей основе абсолютного порядка? Как он характеризует различие частного и публичного права?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Назовите любые три субъективных права граждан как субъектов частноправовых отношений и проиллюстрируйте примерами реализацию каждого из этих прав. В каждом случае сначала назовите право, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Автор пишет, что частное право предоставляет людям возможность быть «собственным господином». Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три условия, при которых гражданин сможет реализовать эту возможность. Объясните каждое из них.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания.
1. Раскройте смысл понятия «политический процесс».
2. Составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о любых четырёх формах политического участия граждан;
− одно предложение, раскрывающее сущность любой из этих форм.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
На трёх примерах покажите ограниченность такого фактора производства, как труд, и возможные способы её преодоления. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите соответствующий способ преодоления. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В государстве Z развиваются новейшие коммуникационные технологии и сервисы, внедряются инновации, осуществляется переход к цифровым технологиям на всех уровнях производственной деятельности, возрастает роль науки и образования в жизни общества. В государстве Z в период с 2009 по 2019 г. наметился рост популярности дистанционных программ дополнительного образования, в школах половина занятий проходит с использованием
В государстве Z все граждане имеют равные гражданские и политические права и свободы, а также гарантии их защиты. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.
К какому типу относится общество Z? Какая тенденция развития образования описана, но не названа в условии задачи? Приведите название этой тенденции. Какова форма правления Z? Дайте полное название. Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод о том, что государство Z демократическое?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Религия как социальный институт». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:
— из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;
— из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов/театральных постановок и др.;
— из истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия : «Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути – благо или зло». (Й. Хейзинга)
29.2 Экономика: «Предприниматели должны быть готовы ставить перед собой неправдоподобные цели и должны быть готовы к поражениям». (С. Хонда)
29.3 Социология, социальная психология: «Настоящий патриотизм как частное проявление любви к человечеству не уживается с неприязнью к отдельным народам». (Н. А. Добролюбов)
29.4 Политология: «Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению или решению». (И. А. Ильин)
29.5 Правоведение: «Законы – прекраснейшее изобретение разума, но, обеспечивая народам покой, они умаляют их свободу». (Л. Вовенарг)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.