ЕГЭ по обществознанию 08.04.2021. Досрочная волна.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Ценные бумаги
| ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|---|---|
| Облигация | Ценная бумага, которая удостоверяет долг фирмы, даёт право её держателю на возврат вложенных денег и получение премии по истечении срока |
| … | Долевая ценная бумага, которая даёт право на долю в капитале фирмы и на получение дохода из прибыли этой фирмы в виде дивиденда |
Ответ:
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово или словосочетание.
Преступление, проступок, правонарушение, кража, мошенничество.
Ответ:
Ниже приведён перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу.
1. Инициативность.
2. Темперамент.
3. Самостоятельность в принятии решения.
4. Ответственность.
5. Цвет глаз.
6. Дисциплинированность.
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Выберите верные суждения о мышлении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Мышление характеризуется способностью человека рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
2. Мышление позволяет получать знания, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственном этапе познания.
3. Мышление человека тесно связано с речью.
4. Мышление имеет исключительно коллективный характер.
5. Анализ как операция мышления предполагает прежде всего выделение одной отличительной стороны свойства предмета или явления.
Ответ:
Установите соответствие между признаками и видами (типами) культуры, на удовлетворение которых они направлены: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) опора на интерес людей к проблемам обыденной жизни;
Б) ярко выраженная коммерческая направленность;
В) сложность содержания;
Г) упрощение смыслов в художественных образах;
Д) ориентация на запросы широкого круга потребителей.
1) элитарная;
2) массовая.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Ирина поставила своей целью посетить Японию, пообщаться с местными жителями. Она изучает японский язык, читает книги об истории и культуре Японии, на
1. Изучение маршрута путешествия.
2. Путешествие по Японии.
3. Изучение японского языка.
4. Японское искусство.
5. Покупка туристической путёвки.
6. Местные жители.
Ответ:
Выберите верные суждения о мировой экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Открытие внутренних рынков для иностранных производителей может усилить зависимость экономики от импортных товаров и угрожать безопасности государства.
2. Субъектами мировой экономики являются национальные хозяйства, транснациональные корпорации, международные интеграционные объединения.
3. Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует снижению доходов всех участников торговых отношений.
4. Продажу за границу товаров и услуг называют импортом.
5. Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует усилению конкуренции между участниками рынка
Ответ:
Установите соответствие между примерами и видами налогов, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) транспортный налог
Б) налог на добавленную стоимость
В) государственная пошлина
Г) земельный налог
Д) торговый сбор
И СБОРОВ В РФ
1) местные
2) федеральные
3) региональные
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Фирма Y — салон красоты. Найдите в приведённом списке примеры постоянных издержек фирмы Y в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Страховые взносы.
2. Оклады администрации.
3. Оплата потреблённой электроэнергии.
4. Выплата процентов по ранее взятому кредиту.
5. Арендная плата за помещение салона.
6. Приобретение шампуней, красок для волос.
Ответ:
На рисунке отражено изменение предложения строительных материалов на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение — S1. (P — цена; Q — количество.)
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Внедрение нового высокотехнологичного оборудования в производстве строительных материалов
2. Рост налогов на производителей строительных материалов
3. Увеличение субсидий, предоставляемых производителям строительных материалов
4. Снижение стоимости сырья, используемого в производстве строительных материалов
5. Пожар на крупном предприятии, выпускающем строительные материалы
Ответ:
Выберите верные суждения о социальных группах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Интересы участников неформальных групп всегда расходятся с целями официальных организаций.
2. Взаимодействие в первичных группах носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку.
3. В неформальных группах взаимодействия являются безличностными и функциональными.
4. Реальная группа — это искусственно сконструированная группа, которая выделяется для целей статистического учёта населения.
5. Социальная группа — это совокупность людей, обладающая общими социально значимыми признаками.
Ответ:
В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им задавали вопрос: «В какой мере граждане вашей страны выполняют свои обязанности перед государством?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Равные доли опрошенных жителей страны Y отметили, что граждане в полной мере выполняют свои обязанности перед государством и совершенно не выполняют их.
2. Доля тех, кто отметил, что граждане совершенно не выполняют своих обязанностей перед государством, в стране Z больше, чем в стране Y.
3. Доля тех, кто отметил, что граждане в полной мере выполняют свои обязанности перед государством, в стране Y меньше, чем в стране Z.
4. Одинаковые доли опрошенных в обеих странах отметили, что граждане по большей части не выполняют своих обязанностей перед государством.
5. В стране Y доля отметивших, что граждане в равной мере выполняют свои обязанности перед государством и не выполняют их, больше доли отметивших, что граждане в полной мере выполняют свои обязанности.
Ответ:
Выберите верные суждения о государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Государство вырабатывает и проводит общую для страны политику во всех сферах жизни общества.
2. Государство — это институт публичной власти, который обладает суверенитетом.
3. К основным признакам государства любого типа относятся федеративная форма государственного устройства и территория, на которую распространяется власть.
4. Государство отличается от политической партии тем, что оно является субъектом политической жизни.
5. Государство призвано уравновешивать различные социальные интересы.
Ответ:
Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых эти вопросы относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) осуществление мер по борьбе с катастрофами;
Б) федеральный бюджет;
В) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
Г) оборона и безопасность;
Д) кадры судебных и правоохранительных органов.
1) совместно федеральный центр и субъекты РФ;
2) только федеральный центр.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Учащиеся 11 класса провели дискуссию о гражданском обществе. Какие из перечисленных примеров иллюстрируют функционирование гражданского общества? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Министерство культуры финансирует программу государственного творческого конкурса «Мир глазами детей».
2. Правительственная газета опубликовала критическую рецензию на новый исторический сериал.
3. По инициативе представителей общественных организаций в исторической части города запретили строительство нового супермаркета.
4. В ходе парламентских выборов в ряде регионов голосование проходило в два тура.
5. Союз предпринимателей учредил стипендии для студентов государственных вузов.
6. Ассоциация киноактёров организовала благотворительный марафон в поддержку ветеранов боевых действий.
Ответ:
Что из перечисленного относится к социально-экономическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы.
2. Получать социальное обеспечение по возрасту, в случаях болезни, инвалидности, потери кормильца.
3. Использовать свои способности и имущество для не запрещенной законом экономической деятельности.
4. Уплачивать законно установленные налоги и сборы.
5. Получать вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Ответ:
Выберите верные суждения о гражданском праве РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Объекты гражданских правоотношений могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому (при наследовании, реорганизации).
2. Нормы гражданского права регулируют имущественные и личные неимущественные отношения.
3. К способам защиты гражданских прав, установленных Гражданским кодексом РФ, относят предупреждение, дисквалификацию.
4. Гражданское право включает в себя систему правовых норм, определяющих преступность и наказуемость деяний.
5. В основе взаимоотношений партнёров — частный интерес и автономная воля каждого участника в возникших правоотношениях
Ответ:
Установите соответствие между ситуациями и основаниями прекращения (расторжения) трудового договора в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Евгений М. нашёл более престижную работу;
Б) Григорий Н. неоднократно появлялся на своём рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения;
В)
Г) аттестационная комиссия подтвердила отсутствие у Зои Р. достаточной квалификации для занимаемой должности;
Д) Пётр Б. был признан полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке.
1) инициатива работодателя;
2) инициатива работника;
3) обстоятельства, не зависящие от воли сторон.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Гражданин РФ Егор Олегович работает нотариусом. Найдите в приведённом списке действия, входящие в круг полномочий нотариуса, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Давать разъяснения по вопросам совершения определённых правовых действий, относящихся к сфере его компетенции.
2. Налагать административную ответственность.
3. Удостоверять брачный договор.
4. Выносить решение по правовым спорам.
5. Осуществлять надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
6. Изготовлять копии документов и выписки из них.
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на места пропусков.
«Семья — это основанное на браке или _________(А) объединение людей, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный _________(Б). Под _________(В) понимают не только её количественную полноту, но и совокупность духовных, нравственнопсихологических отношений между её членами, в том числе отношения _________(Г) и авторитета. Семья имеет определённый порядок и уклад её жизни, обычаи и _________(Д). Современная семья выполняет множество функций, главной из которых традиционно является _________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов.
1. Социальный институт
2. Традиция
3. Государственная
4. Структура семьи
5. Репродуктивная
6. Кровное родство
7. Производство
8. Статус
9. Власть
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Как в тексте раскрыта сущность предпринимательского потенциала? В чём, по мнению автора, состоит уникальность предпринимательства как вида деятельности? Какие качества (умения), по мнению автора, необходимы для эффективной реализации предпринимательских способностей? Укажите любые три таких качества (умения).
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «экономический рост». Как в тексте охарактеризована коммерческая деятельность? Какие условия, по мнению автора, определяют характер целевых установок фирмы? (Укажите любые три условия.)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Назовите три составляющие предпринимательских способностей, рассмотренные автором. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примером функционирование каждой из них. В каждом случае сначала назовите составляющую из текста, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания, приведите три собственных (не из текста) аргумента, подтверждающих, что «не обременённая чрезмерным регулированием рыночная экономика создаёт наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства». Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «юридическая ответственность»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о любых четырёх видах наказаний в Уголовном кодексе РФ;
— одно предложение, раскрывающее сущность уголовной ответственности.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Проиллюстрируйте примерами использование экономических, информационных и правовых ресурсов политической властью для её реализации. (В каждом случае сначала укажите тип ресурсов, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В структуре экономики государства Z доминирует промышленность, ориентированная на массовое производство. Производственные процессы полностью механизированы. Активно развивается массовая культура. Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна.
Парламент формирует правительство, которое осуществляет функции исполнительной власти. Возглавляет правительство лидер партии, получившей большинство мест в парламенте на очередных выборах. Президент избирается парламентом. Депутатские места (мандаты) в Законодательном собрании распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов при условии, что эти партии преодолели
К какому типу относится общество государства Z? К какому типу относится экономика государства Z? Какова форма правления в государстве Z? Дайте полное название. К какому типу относится избирательная система демократического государства Z?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Религия как социальный институт». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:
— из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернетресурсов социологических служб;
— из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников /знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы /театральные постановки и др.;
— из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия : «Ничто так не угрожает свободе личности и смыслу жизни, как война, нищета, террор». (А. Д. Сахаров)
29.2 Экономика:«Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, которые оно ежегодно оставляет в карманах граждан». (И. Этвеш)
29.3 Социология, социальная психология: «Правила поведения — это перевод добродетели на общедоступный язык». (Ф. Бэкон)
29.4 Политология: «Великое искусство всякого политического деятеля не в том, чтобы плыть против течения, но обращать всякое обстоятельство в свою пользу». (Фридрих Великий)
29.5 Правоведение: «Когда авторитет законов захватывает не только поступки, но и мнения, всё законодательство становится на слишком опасную почву и в то же время страдает индивидуальность и независимость каждого». (Г. Бокль)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.