СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Обществознание
≡ обществознание
сайты - меню - вход - новости




Каталог заданий.
Социальные отношения

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 27 № 72

К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).


2
Задание 27 № 516

После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? (Укажите два фактора). Как они называются в социологии?


3
Задание 27 № 553

Сикхи в Индии, тамилы в Шри-Ланке, баски в Испании выступают за создание собственных государств, и межнациональный конфликт в этих странах вылился в многолетнее кровавое вооруженное противостояние. Что явилось причиной межнациональных конфликтов в этих странах? Назовите любые две иные причины межнациональных конфликтов.


4
Задание 27 № 738

Возникшая в глу­бо­кой древности семья пер­во­на­чаль­но сосредоточивала в себе все ос­нов­ные функции по обес­пе­че­нию жизнедеятельности человека. По­сте­пен­но она стала раз­де­лять свои от­дель­ные функции с дру­ги­ми институтами общества. Ука­жи­те три такие функции. На­зо­ви­те социальные институты, ко­то­рые стали их выполнять.


5
Задание 27 № 1330

В одной из североафриканских стран начался вооруженный конфликт между властью и оппозицией. Многие мирные жители из опасения за свою жизнь покинули свои дома и начали покидать страну, пополняя лагеря беженцев в соседних странах, стараясь добраться до Европы, найти работу по специальности.

Какое социальное явление представляет данный пример?

Укажите две характеризующие его, применительно к данному примеру, разновидности. Объясните Ваш выбор.


6
Задание 27 № 1885

В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.

 


7
Задание 27 № 1922

В любом современном обществе существуют богатые и бедные, различающиеся уровнем дохода и властью в обществе. Какое социальное явление иллюстрируют указанные различия? На основе обществоведческих знаний укажите любые три социальных фактора, которые эти различия определяют.

Пояснение · · Видеокурс ·

8
Задание 27 № 2457

В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.


9
Задание 27 № 3476

В стра­не Н. со­хра­нил­ся старинный сва­деб­ный обычай упла­ты калыма за невесту. Как правило, ре­ше­ние о за­клю­че­нии брака при­ни­ма­ет­ся родителями же­ни­ха и невесты, а сами мо­ло­дые люди впер­вые могут уви­деть друг друга толь­ко на свадьбе. Жен­щи­на переезжает в дом мужа, не имея воз­мож­но­сти в даль­ней­шем строить карьеру, по­лу­чать образование.

К ка­ко­му типу семьи от­но­сит­ся данная семья? Обос­нуй­те свой ответ. На­зо­ви­те любые две ха­рак­тер­ные черты семьи, приведённой в задании.


10
Задание 27 № 3663

Английский со­цио­лог Эн­то­ни Гид­денс это яв­ле­ние опре­де­ля­ет как про­цесс обу­че­ния и воспитания, в ходе ко­то­ро­го бес­по­мощ­ный мла­де­нец по­сте­пен­но пре­вра­ща­ет­ся в об­ла­да­ю­щее са­мо­со­зна­ни­ем ра­зум­ное существо, по­ни­ма­ю­щее суть культуры, в ко­то­рой он родился. На­зо­ви­те со­ци­аль­ное явление, смысл ко­то­ро­го рас­крыл Э. Гидденс. Ука­жи­те любые два субъекта, ока­зы­ва­ю­щих наи­боль­шее вли­я­ние на этот про­цесс и вли­я­ние од­но­го из них про­ил­лю­стри­руй­те примером.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1.
Раздел кодификатора ФИПИ: 3.13 Социализация индивида

11
Задание 27 № 3739

При устрой­стве на ра­бо­ту граж­дан­ка А. за­пол­ня­ла анкету, в ко­то­рой указала, что она спе­ци­а­лист с выс­шим образованием, про­ис­хо­дит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. На­зо­ви­те один пред­пи­сан­ный и два до­стиг­ну­тых ста­ту­са граж­дан­ки А., ко­то­рые она от­ме­ти­ла в анкете. На при­ме­ре од­но­го из на­зван­ных до­стиг­ну­тых ста­ту­сов ука­жи­те ста­тус­ные права и обязанности.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 3.

12
Задание 27 № 3887

Театральная ак­три­са дол­гое время не могла найти ра­бо­ту по спе­ци­аль­но­сти и вы­нуж­де­на была стать офи­ци­ант­кой в кафе. Здесь её за­ме­тил из­вест­ный режиссёр и при­гла­сил на глав­ную роль в своём новом фильме, став­шем впо­след­ствии очень популярным. О каком со­ци­аль­ном про­цес­се сви­де­тель­ству­ют приведённые факты? Какие два вида этого про­цес­са нашли от­ра­же­ние в этом примере? Про­ил­лю­стри­руй­те каж­дый из них приведёнными в усло­вии за­да­ния фактами.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 1.

13
Задание 27 № 4370

В семье Н. нет чёткого раз­де­ле­ния до­маш­них обя­зан­но­стей на муж­ские и женские. Если муж при­хо­дит домой рань­ше жены, то он го­то­вит ужин, кор­мит детей, укла­ды­ва­ет их спать. Каж­дый вечер все члены семьи со­би­ра­ют­ся вместе, рас­ска­зы­ва­ют о со­бы­ти­ях дня, об­суж­да­ют воз­ник­шие проблемы. К ка­ко­му типу можно от­не­сти семью Н.? Ука­жи­те два признака, по ко­то­рым Вы это определили, и на­зо­ви­те любой при­знак семьи этого типа, не ука­зан­ный в усло­вии задания.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 1.

14
Задание 27 № 4444

В семье Н. нет чёткого раз­де­ле­ния домашних обя­зан­но­стей на муж­ские и женские. Если муж при­хо­дит домой рань­ше жены, то он го­то­вит ужин, кор­мит детей, укла­ды­ва­ет их спать. Каж­дый вечер все члены семьи со­би­ра­ют­ся вместе, рас­ска­зы­ва­ют о со­бы­ти­ях дня, об­суж­да­ют возникшие проблемы. К ка­ко­му типу можно от­не­сти семью Н.? Ука­жи­те два признака, по ко­то­рым Вы это определили, и на­зо­ви­те любой при­знак семьи этого типа, не ука­зан­ный в усло­вии задания.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 3.

15
Задание 27 № 8707

Семья Русаковых живет в деревне. Муж работает на собственной ферме, ему помогают старшие сыновья. Жена занимается ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Если жене необходимо отлучиться в город, то муж занимается домашними делами и помогает детям с учебой. Если мужу необходимо отлучиться в город, то жена берет на себя управление фермой.

Согласно описанию, укажите тип семьи Русаковых и два признака, по которым Вы это определили. Укажите еще один признак данного типа семьи.

Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Ва­ри­ант 50. (Часть С)

16
Задание 27 № 8756

В государстве N. семья А. состоит из мужа, жены и двух детей. у них есть небольшая семейная фирма, делами на которой супруги занимаются вместе, но большую часть работы ведет муж, так как жена занимается еще и семьей и воспитанием детей. Но если муж уез­жа­ет по делам в ближайший городок, жена берёт на себя его обя­зан­но­сти.

Когда жене не­об­хо­ди­мо уехать, муж берёт на себя обя­зан­но­сти жены, по­мо­га­ет детям с уро­ка­ми.

Определить и написать тип данной семьи, выписать из текста задачки два ее признака, дополнить еще один признак.

Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Ва­ри­ант 47. (Часть С)

17
Задание 27 № 8974

Аркадий предложил Егору свою помощь с ремонтом квартиры, но был вынужден уехать в командировку. Егор обиделся и не отвечал на телефонные звонки. Друзья тяжело переживали случившееся. Какой способ поведения B межличностном конфликте иллюстрирует этот пример? Объясните, почему этот способ нельзя назвать эффективным. Каков, по Вашему мнению, наиболее эффективный способ разрешения этого конфликта?


18
Задание 27 № 9774

В популярном ток-шоу обсуждался кризис семьи в современном обществе. В частности прозвучало мнение, что для укрепления семьи и брака следует предельно усложнить процедуру расторжения брака. Используя обществоведческие знания, предположите, каковы плюсы и минусы такой ситуации (приведите два плюса и два

минуса).


19
Задание 27 № 9915

В популярном ток-шоу обсуждалась тема занятости женщин в сфере общественного производства. В частности, было высказано мнение, что есть сферы деятельности, в которых женский труд в принципе не должен использоваться. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите по два возможных аргумента сторонников и противников этого мнения.


20
Задание 27 № 10223

Принятие в 1722 г. Табели о рангах нанесло последний удар по пережиткам местничества и привело к тому, что дворянство перестало быть замкнутым сословием. Любой простолюдин, дослужившийся до офицерского чина в армии или до чина коллежского асессора на гражданской службе, получал потомственное дворянство. Среди ближайших сподвижников Петра Великого было немало людей весьма низкого происхождения: А.Д. Меншиков, П.И. Ягужинский, П.П. Шафиров. Вчерашние крестьяне, поповичи, дети мастеровых становились князьями, баронами, графами. К 1725 г. среди офицеров более 30 % имели недворянское происхождение. Напротив, многие отпрыски знатных родов, не найдя себе достойного места в новой системе распределения власти и ресурсов, беднели, некогда блестящие фамилии навсегда исчезали из придворного мира. К 1850 г. каждый четвёртый княжеский род утратил свой титул, напротив, дворянское достоинство получили более 120 тысяч человек из других сословий. Указ о единонаследии приводил к образованию прослойки беспоместных дворянских детей, многие из которых были не в состоянии достойно обеспечить себя и, чтобы поправить своё положение, женились на купеческих дочерях. Спустя столетие русское дворянство представляло собой причудливую смесь потомков державных князей, бояр и служилых людей с одной стороны и отпрысков купцов, крестьян, мещан, приходских священников и иноземных искателей приключений с другой.

Какая сфера общественной жизни нашла отражение в тексте?

Какое явление отражают приведённые в тексте данные?

Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия классификации социальных групп.


21
Задание 27 № 10252

В 2010 г. из общего числа семейных домохозяйств в Российской Федерации 52% приходилось на семьи, состоящие из двух супругов и их детей либо только двух супругов, 17% — на семьи, состоящие из обоих супругов, их детей и родителей супругов, 15,4% — на семьи с одним родителем и детьми, 5,6% составляли семейные домохозяйства, в которые входили один родитель с детьми, а также его родители(-ль).

Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих статистических данных? На основании приведённых данных сделайте вывод о том, какой тип семьи преобладает в современной России. Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия классификации семьи.


22
Задание 27 № 10816

На школьном концерте, посвящённом годовщине основания школы, выступили старшеклассники, которые недавно организовали свою музыкальную группу. На концерте присутствовали учащиеся, их родители, учителя. Они долго аплодировали ребятам, вызывали их на бис.

Какой социальный механизм проявился в этой ситуации? Какой вид данного социального явления отражён здесь?

Назовите два любых социальных института, которые применяются для осуществления данного механизма.

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.9 Социальный контроль

23
Задание 27 № 10973

Студент технологического вуза решил открыть собственную мастерскую по ремонту гаджетов, которая постепенно стала приносить хорошую прибыль. Через 10 лет он уже был собственником сети мастерских, однако вследствие экономического кризиса разорился и вынужден был устроиться техником в ДЭЗ.

Какое социальное явление иллюстрирует данный пример?

Назовите два вида данного явления, которое иллюстрирует данная ситуация.

Какой фактор оказал решающее влияние на ситуацию, описанную в примере?


24
Задание 27 № 11829

40-летний Пётр занимал пост менеджера в одном из банков. Однако, достигнув 40-летия, он решил поменять род занятий, переехал с семьёй в сельскую местность и занялся фермерством. Как называется социальное явление, описанное в этом примере? Какой вид этого явления нашёл отражение в описанном примере? Используя обществоведческие знания, назовите два любых других вида этого социального явления.


25
Задание 27 № 13965

Семья Петровых состоит из четырёх человек: Анна, Фёдор и двое их сыновей. Супруги работают, дети учатся в школе. Средства расходуются в первую очередь на приобретение еды, одежды, лекарств, оплату транспортных и коммунальных услуг. Оставшиеся средства вкладываются на депозит в банке.

Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример? Почему семья Петровых относится к нуклеарному типу? Какая информация Вам необходима для того, чтобы установить, является семья Петровых патриархальной или демократической? (Сформулируйте два вопроса, необходимых для получения данной информации.) Каковы источники доходов семейного бюджета семьи Петровых? (Назовите два типа источников.)

Источник: ЕГЭ — 2019. До­сроч­ная волна
Раздел кодификатора ФИПИ: 3.10 Семья и брак

26
Задание 27 № 14275

15-летний Саша поспорил с родителями о том, как ему провести ближайшие выходные. Родители настаивали на семейной поездке к родственникам, Саша хотел весь день провести с друзьями. После бурной дискуссии было решено, что Саша часть дня проведет с родителями у родственников, а потом встретится с друзьями. Назовите социальное явление, которое иллюстрирует данная ситуация. Укажите способ разрешения, который был применен

участниками данной ситуации. Приведите ещё два любых способа решения, которые могут применять участники подобной ситуации.

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.7 Социальный конфликт

Пройти тестирование по этим заданиям