СДАМ ГИА






Каталог заданий. Социальные отношения
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1

К какой тен­ден­ции раз­ви­тия меж­на­ци­о­наль­ных от­но­ше­ний можно от­не­сти про­ве­де­ние меж­ду­на­род­но­го фе­сти­ва­ля мо­ло­де­жи? При­ве­ди­те любые два дру­гих при­ме­ра этой тен­ден­ции раз­ви­тия меж­на­ци­о­наль­ных от­но­ше­ний.

За­да­ние 27 № 72
2

После окон­ча­ния тех­ни­че­ско­го кол­ле­джа мо­ло­дой че­ло­век устро­ил­ся кон­суль­тан­том в фирму по про­из­вод­ству ком­пью­те­ров. Спу­стя не­ко­то­рое время он по­сту­пил на курсы по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции. Из­ме­не­ния про­изо­шли и в его лич­ной жизни: он же­нил­ся на до­че­ри со­вла­дель­ца ком­па­нии. За­вер­ше­ние учебы на кур­сах сов­па­ло с его на­зна­че­ни­ем глав­ным ме­не­дже­ром пред­при­я­тия. Ил­лю­стра­ци­ей ка­ко­го со­ци­аль­но­го про­цес­са может слу­жить дан­ный сюжет? Какие фак­то­ры сыг­ра­ли здесь ре­ша­ю­щую роль? Как они на­зы­ва­ют­ся в со­цио­ло­гии?

За­да­ние 27 № 516
3

Сикхи в Индии, та­ми­лы в Шри-Ланке, баски в Ис­па­нии вы­сту­па­ют за со­зда­ние соб­ствен­ных го­су­дарств, и меж­на­ци­о­наль­ный кон­фликт в этих стра­нах вы­лил­ся в мно­го­лет­нее кро­ва­вое во­ору­жен­ное про­ти­во­сто­я­ние. Что яви­лось при­чи­ной меж­на­ци­о­наль­ных кон­флик­тов в этих стра­нах? На­зо­ви­те любые две иные при­чи­ны меж­на­ци­о­наль­ных кон­флик­тов.

За­да­ние 27 № 553
4

Воз­ник­шая в глу­бо­кой древ­но­сти семья пер­во­на­чаль­но со­сре­до­то­чи­ва­ла в себе все ос­нов­ные функ­ции по обес­пе­че­нию жиз­не­де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка. По­сте­пен­но она стала раз­де­лять свои от­дель­ные функ­ции с дру­ги­ми ин­сти­ту­та­ми об­ще­ства. Ука­жи­те три такие функ­ции. На­зо­ви­те со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты, ко­то­рые стали их вы­пол­нять.

За­да­ние 27 № 738
5

Со­цио­ло­ги стра­ны Z изу­ча­ли тен­ден­ции раз­ви­тия ин­сти­ту­та брака. Были по­лу­че­ны сле­ду­ю­щие ста­ти­сти­че­ские дан­ные о ко­ли­че­стве раз­во­дов на каж­дую 1000 за­ре­ги­стри­ро­ван­ных бра­ков:

 

 

Ис­поль­зуя дан­ные гра­фи­ка, сде­лай­те вывод о тен­ден­ци­ях раз­ви­тия ин­сти­ту­та брака в стра­не Z. При­вле­кая об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и лич­ный со­ци­аль­ный опыт, вы­ска­жи­те три пред­по­ло­же­ния о при­чи­нах по­доб­ной тен­ден­ции.

За­да­ние 27 № 1108
6

Со­цио­ло­ги опро­си­ли граж­дан стра­ны Z. Им за­да­ва­ли во­прос: «Чи­та­е­те ли вы ре­гу­ляр­но какие-либо еже­днев­ные га­зе­ты, и если да, сколь­ко еже­днев­ных газет вы ре­гу­ляр­но чи­та­е­те?»

Ре­зуль­та­ты опро­са (в про­цен­тах от об­ще­го числа участ­ни­ков) пред­став­ле­ны в диа­грам­ме.

 

 

Сфор­му­ли­руй­те вывод о ре­зуль­та­тах опро­са. Вы­ска­жи­те три пред­по­ло­же­ния о при­чи­нах по­доб­но­го от­но­ше­ния граж­дан к чте­нию газет.

За­да­ние 27 № 1145
7

В одной из се­ве­ро­аф­ри­кан­ских стран на­чал­ся во­ору­жен­ный кон­фликт между вла­стью и оп­по­зи­ци­ей. Мно­гие мир­ные жи­те­ли из опа­се­ния за свою жизнь по­ки­ну­ли свои дома и на­ча­ли по­ки­дать стра­ну, по­пол­няя ла­ге­ря бе­жен­цев в со­сед­них стра­нах, ста­ра­ясь до­брать­ся до Ев­ро­пы, найти ра­бо­ту по спе­ци­аль­но­сти.

Какое со­ци­аль­ное яв­ле­ние пред­став­ля­ет дан­ный при­мер? При­ве­ди­те кон­крет­ное на­зва­ние со­ци­аль­но­го яв­ле­ния, опи­сан­но­го в за­да­че.

Ука­жи­те две ха­рак­те­ри­зу­ю­щие его черты (при­зна­ки).

За­да­ние 27 № 1330
8

Не­ред­ки ссоры и кон­флик­ты между дру­зья­ми, свя­зан­ны­ми узами мно­го­лет­ней друж­бы. Уче­ные-со­цио­ло­ги опро­си­ли две груп­пы людей (20–25-ти лет и 40–50-ти лет), задав им общий во­прос: «Как вы обыч­но по­сту­па­е­те, если у вас с вашим дру­гом, близ­ким че­ло­ве­ком про­изо­шла ссора?»

Ре­зуль­та­ты опро­са были обоб­ще­ны и со­став­ле­на диа­грам­ма «От­но­ше­ние к кон­флик­там и ссо­рам с дру­зья­ми» ( %).

 

 

Ука­жи­те два ос­нов­ных раз­ли­чия в по­зи­ци­ях ре­спон­ден­тов в оцен­ке кон­флик­тов с дру­зья­ми. При­ве­ди­те не менее двух объ­яс­не­ний дан­ных раз­ли­чий.

За­да­ние 27 № 1589
9

В одном из учеб­ни­ков это яв­ле­ние рас­кры­ва­ет­ся так: «Со­во­куп­ность средств и приёмов, с по­мо­щью ко­то­рых об­ще­ство га­ран­ти­ру­ет, что по­ве­де­ние его чле­нов, от­дель­ных субъ­ек­тов управ­ле­ния, со­ци­аль­ных групп будет осу­ществ­лять­ся в со­от­вет­ствии с уста­нов­лен­ны­ми об­ще­ствен­ны­ми нор­ма­ми и цен­но­стя­ми». На­зо­ви­те со­ци­аль­ное яв­ле­ние, о ко­то­ром го­во­рит­ся в тек­сте. Ис­поль­зуя зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, при­ве­ди­те два его эле­мен­та и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром один (любой) из них.

 

За­да­ние 27 № 1885
10

В любом со­вре­мен­ном об­ще­стве су­ще­ству­ют бо­га­тые и бед­ные, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся уров­нем до­хо­да и вла­стью в об­ще­стве. Какое со­ци­аль­ное яв­ле­ние ил­лю­стри­ру­ют ука­зан­ные раз­ли­чия? На ос­но­ве об­ще­ство­вед­че­ских зна­ний ука­жи­те любые три со­ци­аль­ных фак­то­ра, ко­то­рые эти раз­ли­чия опре­де­ля­ют.

За­да­ние 27 № 1922
Показать пояснение

11

В ходе со­цио­ло­ги­че­ско­го опро­са 2007 г. (Ла­ва­да-Центр) 1600 рос­си­я­нам пред­ла­га­лось от­ве­тить на во­прос о рав­но­пра­вии жен­щин и муж­чин в со­вре­мен­ной Рос­сии. По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (от­дель­но по от­ве­там двух групп: муж­чи­ны и жен­щи­ны) пред­став­лен­ны в гра­фи­че­ском виде.

(Ста­ти­сти­че­ская по­греш­ность по­доб­ных опро­сов не пре­вы­ша­ет 3 %.)

Сфор­му­ли­руй­те любые три вы­во­да на ос­но­ве мне­ний о рав­но­пра­вии жен­щин и муж­чин в рос­сий­ской фе­де­ра­ции по ре­зуль­та­там опро­са. При­ве­ди­те обос­но­ва­ние од­но­го из сде­лан­ных вы­во­дов.

За­да­ние 27 № 2456
12

В одном из учеб­ни­ков это яв­ле­ние рас­кры­ва­ет­ся так: «Со­во­куп­ность средств и приёмов, с по­мо­щью ко­то­рых об­ще­ство га­ран­ти­ру­ет, что по­ве­де­ние его чле­нов, от­дель­ных субъ­ек­тов управ­ле­ния, со­ци­аль­ных групп будет осу­ществ­лять­ся в со­от­вет­ствии с уста­нов­лен­ны­ми об­ще­ствен­ны­ми нор­ма­ми и цен­но­стя­ми». На­зо­ви­те со­ци­аль­ное яв­ле­ние, о ко­то­ром го­во­рит­ся в тек­сте. Ис­поль­зуя зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, при­ве­ди­те два его эле­мен­та и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром один (любой) из них.

За­да­ние 27 № 2457
13

В стра­не Н. со­хра­нил­ся ста­рин­ный сва­деб­ный обы­чай упла­ты ка­лы­ма за не­ве­сту. Как пра­ви­ло, ре­ше­ние о за­клю­че­нии брака при­ни­ма­ет­ся ро­ди­те­ля­ми же­ни­ха и не­ве­сты, а сами мо­ло­дые люди впер­вые могут уви­деть друг друга толь­ко на сва­дьбе. Жен­щи­на пе­ре­ез­жа­ет в дом мужа, не имея воз­мож­но­сти в даль­ней­шем стро­ить ка­рье­ру, по­лу­чать об­ра­зо­ва­ние.

К ка­ко­му типу семьи от­но­сит­ся дан­ная семья? Обос­нуй­те свой ответ. На­зо­ви­те любые две ха­рак­тер­ные черты семьи, при­ведённой в за­да­нии.

За­да­ние 27 № 3476


Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская работа по об­ще­ст­во­зна­нию 11.03.2013 ва­ри­ант ОБ1502.
14

Ан­глий­ский со­цио­лог Эн­то­ни Гид­денс это яв­ле­ние опре­де­ля­ет как про­цесс обу­че­ния и вос­пи­та­ния, в ходе ко­то­ро­го бес­по­мощ­ный мла­де­нец по­сте­пен­но пре­вра­ща­ет­ся в об­ла­да­ю­щее са­мо­со­зна­ни­ем ра­зум­ное су­ще­ство, по­ни­ма­ю­щее суть куль­ту­ры, в ко­то­рой он ро­дил­ся. На­зо­ви­те со­ци­аль­ное яв­ле­ние, смысл ко­то­ро­го рас­крыл Э. Гид­денс. Ука­жи­те любые два субъ­ек­та, ока­зы­ва­ю­щих наи­боль­шее вли­я­ние на этот про­цесс и вли­я­ние од­но­го из них про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром.

За­да­ние 27 № 3663


Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1.
15

При устрой­стве на ра­бо­ту граж­дан­ка А. за­пол­ня­ла ан­ке­ту, в ко­то­рой ука­за­ла, что она спе­ци­а­лист с выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем, про­ис­хо­дит из семьи слу­жа­щих, за­му­жем, имеет двух детей. На­зо­ви­те один пред­пи­сан­ный и два до­стиг­ну­тых ста­ту­са граж­дан­ки А., ко­то­рые она от­ме­ти­ла в ан­ке­те. На при­ме­ре од­но­го из на­зван­ных до­стиг­ну­тых ста­ту­сов ука­жи­те ста­тус­ные права и обя­зан­но­сти.

За­да­ние 27 № 3739


Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 3.
16

Те­ат­раль­ная ак­три­са дол­гое время не могла найти ра­бо­ту по спе­ци­аль­но­сти и вы­нуж­де­на была стать офи­ци­ант­кой в кафе. Здесь её за­ме­тил из­вест­ный ре­жиссёр и при­гла­сил на глав­ную роль в своём новом филь­ме, став­шем впо­след­ствии очень по­пу­ляр­ным. О каком со­ци­аль­ном про­цес­се сви­де­тель­ству­ют при­ведённые факты? Какие два вида этого про­цес­са нашли от­ра­же­ние в этом при­ме­ре? Про­ил­лю­стри­руй­те каж­дый из них при­ведёнными в усло­вии за­да­ния фак­та­ми.

За­да­ние 27 № 3887


Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 1.
17

В семье Н. нет чёткого раз­де­ле­ния до­маш­них обя­зан­но­стей на муж­ские и жен­ские. Если муж при­хо­дит домой рань­ше жены, то он го­то­вит ужин, кор­мит детей, укла­ды­ва­ет их спать. Каж­дый вечер все члены семьи со­би­ра­ют­ся вме­сте, рас­ска­зы­ва­ют о со­бы­ти­ях дня, об­суж­да­ют воз­ник­шие про­бле­мы. К ка­ко­му типу можно от­не­сти семью Н.? Ука­жи­те два при­зна­ка, по ко­то­рым Вы это опре­де­ли­ли, и на­зо­ви­те любой при­знак семьи этого типа, не ука­зан­ный в усло­вии за­да­ния.

За­да­ние 27 № 4370


Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 1.
18

В семье Н. нет чёткого раз­де­ле­ния до­маш­них обя­зан­но­стей на муж­ские и жен­ские. Если муж при­хо­дит домой рань­ше жены, то он го­то­вит ужин, кор­мит детей, укла­ды­ва­ет их спать. Каж­дый вечер все члены семьи со­би­ра­ют­ся вме­сте, рас­ска­зы­ва­ют о со­бы­ти­ях дня, об­суж­да­ют воз­ник­шие про­бле­мы. К ка­ко­му типу можно от­не­сти семью Н.? Ука­жи­те два при­зна­ка, по ко­то­рым Вы это опре­де­ли­ли, и на­зо­ви­те любой при­знак семьи этого типа, не ука­зан­ный в усло­вии за­да­ния.

За­да­ние 27 № 4444


Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 3.
19

Ар­ка­дий пред­ло­жил Егору свою по­мощь с ре­мон­том квар­ти­ры, но был вы­нуж­ден уехать в ко­ман­ди­ров­ку. Егор оби­дел­ся и не от­ве­чал на те­ле­фон­ные звон­ки. Дру­зья тя­же­ло пе­ре­жи­ва­ли слу­чив­ше­е­ся. Какой спо­соб по­ве­де­ния B меж­лич­ност­ном кон­флик­те ил­лю­стри­ру­ет этот при­мер? Объ­яс­ни­те, по­че­му этот спо­соб нель­зя на­звать эф­фек­тив­ным. Каков, по Ва­ше­му мне­нию, наи­бо­лее эф­фек­тив­ный спо­соб раз­ре­ше­ния этого кон­флик­та?

За­да­ние 27 № 8974


Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 3.
20

В по­пу­ляр­ном ток-шоу об­суж­дал­ся кри­зис семьи в со­вре­мен­ном об­ще­стве. В част­но­сти про­зву­ча­ло мне­ние, что для укреп­ле­ния семьи и. брака сле­ду­ет пре­дель­но услож­нить про­це­ду­ру рас­тор­же­ния брака. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, пред­по­ло­жи­те, ка­ко­вы плюсы и ми­ну­сы такой си­ту­а­ции (при­ве­ди­те два плюса и два

ми­ну­са).

За­да­ние 27 № 9774


Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 20.
21

В по­пу­ляр­ном ток-шоу об­суж­да­лась тема за­ня­то­сти жен­щин в сфере об­ще­ствен­но­го про­из­вод­ства. В част­но­сти, было вы­ска­за­но мне­ние, что есть сферы де­я­тель­но­сти, в ко­то­рых жен­ский труд в прин­ци­пе не дол­жен ис­поль­зо­вать­ся. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те по два воз­мож­ных ар­гу­мен­та сто­рон­ни­ков и про­тив­ни­ков этого мне­ния.

За­да­ние 27 № 9915


Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 15.

Пройти тестирование по этим заданиям



     О проекте

© Гущин Д. Д., 2011—2017


СПб ГУТ! С! Ф! У!
общее/сайт/предмет


Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика