ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. К биологической составляющей относятся
1) особенности строения тела человека
2) знания и умения
3) ценностные ориентации
4) навыки поведения
Ответ:
Что отличает науку от других отраслей духовной культуры?
1. Отражение реальности в образах и символах
2. Выражение субъективного отношения к миру
3. Опора на идею сверхъестественного вмешательства
4. Выявление сущности общественных и природных явлений
Ответ:
К мерам по преодолению проблемы «Север и Юг» относится(-ятся)
1) борьба с международным терроризмом
2) международные программы поддержки развивающихся стран
3) увеличение военных расходов
4) сокращение расходов на ликвидацию неграмотности
Ответ:
Верны ли следующие суждения о научном познании?
А. Научное познание отличается от обыденного стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений.
Б. Научное познание отличается от обыденного особым языком, используемым для описания изучаемых предметов и явлений.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
По какому критерию осуществляется деление экономических систем на рыночные и нерыночные?
1. По уровню эффективности общественного производства
2. По времени возникновения
3. По типу политического режима
4. По способу регулирования хозяйственной деятельности
Ответ:
Салон красоты оказывает парикмахерские услуги клиентам. Что относится к постоянным издержкам фирмы?
1. Приобретение косметических средств
2. Ежемесячные премии парикмахерам
3. Оплата электроэнергии и коммунальных услуг
4. Плата за аренду помещения салона
Ответ:
Одним из источников доходов государственного бюджета являются(-ется)
1) дивиденды по акциям, принадлежащим фирмам
2) субсидии государства на жилищно-коммунальные услуги населению
3) средства от приватизации предприятий
4) содержание государственных учреждений
Ответ:
На рисунке отражена ситуация на рынке Р стационарных компьютеров: линия спроса D переместилась в новое положение — Dl (Р — цена товара, Q — количество товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с
1) разработкой новых компьютерных программ
2) широким распространением ноутбуков
3) высоким уровнем компьютеризации
4) ростом доходов населения
Ответ:
Верны ли следующие суждения о рынке труда?
А. Рынок труда характеризуется высокой профессиональной мобильностью.
Б. Люди, ищущие работу, формируют спрос на рынке труда.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане?
1. Социально-классовый
2. Этнический
3. Демографический
4. Территориальный
Ответ:
Международная организация проводила в странах Y и Z опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы избежать межнациональных конфликтов?». Результаты двух опросов представлены в гистограмме.
Какой вывод можно сделать на основе гистограммы?
1) Тех, кто демонстрирует отсутствие интереса к данной проблеме, в стране Y больше, чем в стране Z.
2) Большинство опрошенных в каждой из стран считают необходимым отказаться от насилия и принуждения.
3) Большинство опрошенных в стране Z считают, что прежде всего необходимо уважать права и свободы.
4) Среди тех, кто считает, что необходимо научиться понимать друг друга, больше жителей страны Z, чем страны Y.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о семье?
А. В аграрных обществах семья имела патриархальный характер.
Б. Семья может складываться на основе брака и кровного родства.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
В Российской Федерации принятые Государственной Думой РФ федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение
1) Совету Безопасности РФ
2) Совету Федерации
3) Правительству РФ
4) Президенту РФ
Ответ:
Какое из направлений деятельности характерно для политической партии в демократическом обществе?
1. Разработка программ развития общества
2. Исполнение функций органов государственной власти
3. Управление всеми основными информационными каналами
4. Осуществление денежно-кредитной политики
Ответ:
В государстве Z существует одна политическая партия. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в государстве Z существует тоталитарный режим?
1) В стране действуют правоохранительные органы.
2) В стране отсутствуют всенародные выборы главы государства.
3) Страной руководит харизматический лидер.
4) В стране произошло сращивание партийного и государственного аппарата.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о политике?
А. Политика направлена на завоевание и использование государственной власти.
Б. Любой вопрос может стать политическим, если в определённых условиях он затрагивает интересы всего общества.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах относится к правонарушениям
1) гражданским
2) административным
3) дисциплинарным
4) финансовым
Ответ:
В акционерной фирме, в отличие от фирм другой организационной формы,
1) государство участвует в регулировании трудовых конфликтов
2) прибыль распределяется между всеми владельцами ценных бумаг фирмы
3) работодатель обязан обеспечить комфортные условия труда
4) работники заключают трудовой договор с работодателем
Ответ:
Укажите ситуацию, в которой развод супругов может быть осуществлён только судом.
1) Супруги, не имеющие несовершеннолетних детей и не предъявляющие друг другу имущественных претензий, приняли решение о разводе.
2) Супруги прожили вместе более 20 лет, вырастили сына, который был призван в армию, и решили развестись.
3) Супруги, не имеющие детей, приняли решение о разводе, так как поняли, что не сошлись характерами.
4) Супруги не имеют споров в отношении раздела имущества, и их 14-летний сын принял решение, что будет после развода родителей жить с матерью.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о правовых нормах?
А. Правовые нормы представляют собой общеобязательные правила, охраняемые силой государства.
Б. Право, в отличие от морали, опирается на общечеловеческие ценности.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Запишите слово, пропущенное в таблице
| ТИП ОБЩЕСТВА | ОСНОВНОЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА |
|---|---|
| Аграрное | ... |
| Постиндустриальное | Информация |
Ответ:
Ниже приведены потребности человека. Все из них, за исключением двух, являются социальными потребностями.
1. В трудовой деятельности.
2. В созидании.
3. В общении.
4. Во взаимопонимании.
5. В отдыхе.
6. В пище.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) формулирование научных законов;
Б) объяснение сущности изучаемых явлений;
B) выдвижение гипотез;
Г) наблюдение изучаемых явлений;
Д) проведение количественных измерений.
1) эмпирический;
2) теоретический.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образования? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Увеличение количества учебных предметов.
2. Сокращение времени изучения естественных наук.
3. Ориентация на интересы и склонности ученика.
4. Применение технологий, сберегающих здоровье.
5. Уделение особого внимания нравственному воспитанию.
6. Компьютеризация образовательного процесса.
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Связь между ростом инфляции и обострением проблемы бедности имеет причинно-следственный характер. (Б) Особую тревогу вызывает ухудшение положения в условиях инфляции семей с фиксированным доходом. (В) Многие семьи пытаются спасти свои сбережения путём покупки валюты. (Г) Подобная практика крайне вредна для развития экономики. (Д) Важно понимать, что не всякое повышение цен служит показателем инфляции.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
| A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Поскольку _______(А) не приобретается биологическим путём, каждое поколение воспроизводит её и передаёт следующему поколению. Этот процесс является основой_________(Б). В результате усвоения_____________(В), верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности ребёнка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к_______(Г) культуры. О том, насколько важна культура для функционирования индивида и ______(Д), можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Поведение детей, которые оказались полностью лишёнными_________(Е) с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
| 1) культура | 2) ценности | 3) цивилизация |
| 4) поведение | 5) социализация | 6) общение |
| 7) порядок | 8) гибель | 9) общество |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
| A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Во время экскурсии в районную управу учащиеся 10 класса познакомились с работой органа местного самоуправления. Какие из функций и особенностей местного самоуправления названы ниже? Выберите из приведённого списка положения, отражающие функции и черты местного самоуправления, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Органы местного самоуправления назначаются городской администрацией.
2. Органы местного самоуправления могут устанавливать местные налоги и сборы.
3. Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения.
4. Гражданам предоставляются равные права на осуществление местного самоуправления.
5. Органы местного самоуправления обладают законодательной властью.
6. Органы местного самоуправления входят в систему органов государственной власти.
Ответ:
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
| подписка о невыезде | личное поручительство | меры пресечения | домашний арест |
| залог |
Ответ:
Укажите любые три рассмотренные автором характерные черты рыночной экономики.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какие функции государства назвал автор (приведите соответствующее положение текста)? Опираясь на обществоведческие знания, укажите любые две другие функции государства в условиях рынка.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, объясните и проиллюстрируйте двумя примерами мысль автора о том, что рынок направляет активность людей в такое русло, где они больше всего соответствуют потребностям окружающих.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Как автор определяет функцию предпринимателя в рыночной экономике? Используя обществоведческие знания, приведите любые три способа воздействия предпринимателя на потребительский спрос.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном контроле.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Назовите любые три функции государства в области образования и культуры и проиллюстрируйте примером каждую из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
По итогам конкурса на замещение должности
Правомерны ли претензии Анны Ивановны? Дайте обоснованный ответ. В рамках какого судопроизводства будет рассмотрено это дело? Какая процессуальная роль будет у Анны Ивановны в судебном разбирательстве?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема познаваемости мира». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия: «Знание — сокровищница, но ключ к ней -практика». (Т. Фуллер)
29.2 Экономика: «Главная социальная ответственность бизнеса состоит в том, чтобы не содействовать росту нищеты и безработицы». (Б. С. Ерасов)
29.3 Социология, социальная психология: «Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н. А. Бердяев)
29.4 Политология: «Тоталитаризм — образ правления, при котором мораль входит в компетенцию власти». (А. Н. Круглов)
29.5 Правоведение: «Легче создавать законы, чем следовать им». (Наполеон Бонапарт)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.