ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 2.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Традиционное общество, в отличие от индустриального общества,
1) поддерживает высокий авторитет научного знания
2) основывается на приоритете личных интересов над коллективными
3) характеризуется связью всех сфер общественной жизни
4) имеет сословный тип социальной стратификации
Ответ:
Описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности являются непосредственной целью
1) искусства
2) образования
3) науки
4) морали
Ответ:
Изучение школьниками истории своей семьи (подготовка анкет, запись рассказов, знакомство с документами, поиск фотографий, презентация собранных материалов и т. п.) является примером деятельности
1) познавательной
2) прогностической
3) изобретательской
4) социально-преобразовательной
Ответ:
Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. В одном произведении могут быть синтезированы несколько видов искусства.
Б. Произведения искусства не всегда приносят практическую пользу.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Признаком рыночной экономики, в отличие от иных экономических систем, является
1) доминирование производителя над потребителем
2) директивное планирование производства
3) ценообразование, регулируемое государством
4) ориентация выпуска продукции на потребительский спрос
Ответ:
Какое из общественных благ в рыночной экономике производит только государство?
1. Медицинские услуги
2. Обеспечение обороноспособности страны
3. Страхование имущества
4. Проведение маркетинговых исследований
Ответ:
В стране Z процент налога на доходы физических лиц повышался в зависимости от величины самого дохода физического лица. Какой способ начисления налога использовался в этом случае?
1. Прогрессивный
2. Пропорциональный
3. Твёрдые ставки
4. Регрессивный
Ответ:
На рисунке отражена ситуация на рынке ипотечного кредитования: линия предложения S переместилась в новое положение — SI (Р — цена услуг, Q — количество услуг). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)
1) массовым предложением недорогого жилья на рынке
2) кризисными явлениями в банковской системе, ростом неплатежей
3) снижением цен на загородную недвижимость
4) ростом доходов населения
Ответ:
Верны ли следующие суждения о безработице?
А. В условиях рыночной экономики существует естественный уровень безработицы.
Б. Безработным человек может быть как вынужденно, так и добровольно.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Забота о соблюдении членами семьи социальных норм - пример проявления функции семьи
1) социального контроля
2) эмоционально-психологической
3) социально-статусной
4) экономической
Ответ:
Проанализируйте данные диаграммы, свидетельствующие об экономической стратификации общества в стране Z.
1) Доля тех, кто проживает за чертой бедности, сокращается.
2) Менее 1/5 населения могут быть отнесены к богатым и высокообеспеченным слоям общества.
3) Около 1/3 населения могут быть отнесены к средним слоям общества.
4) Доля среднего класса постоянно растёт.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.
Б. Социальные нормы осваиваются в процессе общения и взаимодействия индивидов.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
К сфере деятельности Верховного Суда РФ относится
1) принятие кассационных жалоб по уголовным делам
2) надзор за исполнением законов органами государственной власти
3) внесение поправок в Конституцию РФ
4) рассмотрение споров хозяйствующих субъектов
Ответ:
С точки зрения отношения к государственной власти выделяют
1) правящие и оппозиционные партии
2) соревновательные и монопольные партии
3) левые, правые и центристские партии
4) партии с сильной и со слабой структурой
Ответ:
Какой пример иллюстрирует деятельность государства?
1) В стране сформировался консорциум крупных частных банков, выработавших общую политику в области потребительского и ипотечного кредитования.
2) Правительство подготовило комплекс поправок к Гражданскому кодексу страны в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране.
3) В независимых средствах массовой информации прошло обсуждение нового законопроекта о политических объединениях.
4) Организации автолюбителей начали независимую общественную экспертизу инициатив властей по ужесточению ответственности водителей за нарушение ПДД.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи государства и общества?
А. В современных научных теориях понятие «государство» совпадает с понятием «общество».
Б. В постиндустриальном обществе государство берёт на себя решение всех общественных проблем.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Какой вид ответственности применяется только при гражданском правонарушении?
1. Административный арест
2. Исправительные работы
3. Ограничение свободы
4. Публикация опровержения
Ответ:
Согласно Гражданскому кодексу РФ 15-летний Сергей вправе
1) быть членом кооператива
2) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться своими вкладами
3) получить полную дееспособность вследствие эмансипации
4) продать полученный по наследству загородный дом
Ответ:
Районный суд города Z рассматривал дело о краже. Артёму были известны некоторые обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения этого дела. Артём был вызван в суд для дачи показаний в качестве
1) эксперта
2) специалиста
3) понятого
4) свидетеля
Ответ:
Верны ли следующие суждения о праве граждан на информацию об окружающей среде?
А. Граждане могут, привлекая суд и другие государственные органы, требовать запрета на строительство экологически небезопасных объектов.
Б. Выдвигая требования запретить строительство экологически небезопасных объектов, граждане сохраняют право на возмещение ущерба, причинённого экологическим правонарушением.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Запишите слово, пропущенное в таблице.
| ФУНКЦИЯ ИСКУССТВА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
|---|---|
| Эстетическая | Воспроизведение действительности по законам красоты |
| ... | Отражение действительности при помощи художественных образов |
Ответ:
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «обмен».
1. Разделение труда.
2. Производительные силы.
3. Специализация производителей.
4. Бартер.
5. Унитарные предприятия.
6. Товарно-денежные отношения.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Установите соответствие между отдельными санкциями и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) премирование
Б) слава
B) почёт
Г) увольнение
Д) штраф
Е) презрение
1) формальные санкции
2) неформальные санкции
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Найдите в приведённом ниже списке элементы системы сдержек и противовесов между ветвями власти в правовом государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Возможность наложения Президентом РФ вето на законопроект.
2. Конфедерация обществ защиты прав потребителей.
3. Свободные средства массовой информации.
4. Институт Уполномоченного по правам человека.
5. Право роспуска Государственной Думы Президентом РФ.
6. Подотчётность Правительства РФ парламенту.
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Анна прошла собеседование при приёме на работу. (Б) Но работодатель отказался заключить с ней трудовой договор, узнав, что у неё двое несовершеннолетних детей. (В) Этот отказ безнравствен и антигуманен. (Г) Правильным со стороны Анны было бы обжаловать это решение в суде. (Д) Условия заключения и расторжения трудового договора - один из вопросов законодательного регулирования.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
| A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальный прогресс — одна из форм ______(А) общества, связанная с переходом к более высокому уровню развития материальной и духовной культуры.
Прогресс как понятие можно применять как к_____(Б) в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение исследователей к ________(В) социального прогресса неоднозначно. В ряде случаев происходит застойное, попятное развитие общества. Можно также говорить о ________(Г), движении по кругу.
Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два____(Д): уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Современная наука выдвигает ещё один — уровень__________(Е) в обществе».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
| 1) результат | 2) современное общество | 3) изменение |
| 4) нравственность | 5) цикличность | 6) революция |
| 7) социальная система | 8) политика | 9) критерий |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
| A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими специфику социальной природы человека, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Использование предметов, данных природой.
2. Стремление объяснить законы природы.
3. Продолжение рода.
4. Общение с помощью членораздельной речи.
5. Приспособление к условиям окружающей среды.
6. Способность к мышлению.
Ответ:
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Компьютерное моделирование, научное наблюдение, социальный эксперимент, историческая аналогия, метод познания.
Ответ:
Что автор считает коренной проблемой социальной организации? Какие два способа решения этой проблемы он называет?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какие черты рыночной экономики приведены в тексте (назовите любые три черты)? Как автор определяет роль конкуренции в рыночной экономике? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «рынок» (в широком смысле).
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В чем, по мнению автора, проявляется роль правительства (государства) в условиях рыночной экономики? Укажите два проявления и проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите два экономических вопроса, решение которых в условиях рынка не требует вмешательства государства, и приведите объяснение каждого из них.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальное неравенство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном неравенстве.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Назовите любые три социальные функции государства и проиллюстрируйте примером каждую из них.(Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Популярный молодёжный журнал опубликовал рассказ 14-летнего О. и выплатил ему гонорар. Полученную сумму мальчик решил потратить на приобретение коллекции музыкальных дисков. Имеет ли он право самостоятельно распорядиться полученным гонораром? Приведите любые три характеристики дееспособности несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как система». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия: «Видеть и чувствовать — это быть, размышлять - это жить». (У. Шекспир)
29.2 Экономика: «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей». (Д. Сарнофф)
29.3 Социология, социальная психология: «Всякое дело у разумных супругов решается с обоюдного согласия, но так, чтобы главенство мужа было очевидным». (Плутарх)
29.4 Политология: «Хорошее правительство распознается благодаря тому, как оно относится к детям, старикам, больным и нуждающимся». (Гораций)
29.5 Правоведение: «Иные вещи легче ввести в закон, чем узаконить в общественном мнении». (Н. Шамфор)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.