СДАМ ГИА






Каталог заданий. Экономика
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1

Автор по­ка­зы­ва­ет, что се­год­ня в Рос­сии со­зда­ны пред­по­сыл­ки для успеш­но­го раз­ви­тия ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ства. На­зо­ви­те две из них.

За­да­ние 22 № 178

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

 

 

ПРО­БЛЕ­МЫ МА­ЛО­ГО БИЗ­НЕ­СА И ПУТИ ИХ ПРЕ­ОДО­ЛЕ­НИЯM

 

Ис­сле­до­ва­ние про­цес­са за­рож­де­ния ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ства в оте­че­ствен­ной эко­но­ми­ке вы­яви­ло на­ли­чие про­ти­во­ре­чи­вой си­ту­а­ции. С одной сто­ро­ны, в Рос­сии уже име­ют­ся все фор­маль­ные пред­по­сыл­ки для его успеш­но­го раз­ви­тия. При­ня­ты со­от­вет­ству­ю­щие фе­де­раль­ные за­ко­ны и мно­го­чис­лен­ные под­за­кон­ные акты о го­су­дар­ствен­ной под­держ­ке малых пред­при­я­тий. Со­зда­на не­об­хо­ди­мая ин­фра­струк­ту­ра в лице го­су­дар­ствен­ных агентств и фон­дов, ас­со­ци­а­ций пред­при­ни­ма­те­лей. Име­ет­ся рынок ре­зерв­ной ра­бо­чей силы, вклю­чая вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бо­чих и ди­пло­ми­ро­ван­ных спе­ци­а­ли­стов. Важ­ность раз­ви­тия ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ства под­твер­жде­на вы­ступ­ле­ни­я­ми го­су­дар­ствен­ных де­я­те­лей, по­ли­ти­ков, ру­ко­во­ди­те­лей круп­ней­ших бан­ков и кор­по­ра­ций, ве­ду­щих уче­ных.

 

С дру­гой сто­ро­ны, фак­ти­че­ское со­сто­я­ние ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ства пред­ста­ви­те­ля­ми всех за­ин­те­ре­со­ван­ных сто­рон оце­ни­ва­ет­ся как край­не не­удо­вле­тво­ри­тель­ное. В Рос­сии на­блю­да­ет­ся ярко вы­ра­жен­ная не­раз­ви­тость дан­но­го сек­то­ра эко­но­ми­ки. В свете ре­фор­ми­ро­ва­ния эко­но­ми­че­ской си­сте­мы и все еще не до­ве­ден­но­го до конца пе­ре­хо­да к ры­ноч­ной мо­де­ли, малым пред­при­я­ти­ям сле­ду­ет уде­лять осо­бое вни­ма­ние. Чрез­мер­ная кон­цен­тра­ция про­из­вод­ства в Со­вет­ском Союзе стала одной из глав­ных при­чин упад­ка малых го­ро­дов, ра­зо­ре­ния де­сят­ков тысяч сел и де­ре­вень. Пе­ре­се­ле­ние де­сят­ков мил­ли­о­нов людей в круп­ные го­ро­да со­зда­ло не­раз­ре­ши­мую про­бле­му жилья, бы­то­во­го и куль­тур­но-мас­со­во­го об­слу­жи­ва­ния, транс­пор­та, эко­ло­гии, пре­ступ­но­сти. Раз­ви­тие малых пред­при­я­тий не­об­хо­ди­мо Рос­сии для ста­нов­ле­ния эф­фек­тив­ной и ста­биль­ной эко­но­ми­ки, но на­деж­ды, ко­то­рые воз­ла­га­лись на малый биз­нес в конце 1980-х — на­ча­ле 1990-х годов, пока пол­но­стью не оправ­ды­ва­ют­ся.

 

Не­об­хо­ди­мо под­черк­нуть ос­нов­ные ха­рак­те­ри­сти­ки, поз­во­ля­ю­щие ма­ло­му биз­не­су ди­на­мич­но раз­ви­вать­ся. К ним от­но­сят­ся: быст­рое ре­а­ги­ро­ва­ние на конъ­юнк­ту­ру; ре­ше­ние со­ци­аль­ных во­про­сов, на­при­мер воз­мож­ность быст­ро со­зда­вать новые ра­бо­чие места; про­ти­во­дей­ствие мо­но­по­лиз­му в эко­но­ми­ке; ак­ти­ви­за­ция струк­тур­ной пе­ре­строй­ки эко­но­ми­ки.

 

Таким об­ра­зом, труд­но пе­ре­оце­нить зна­чи­мость раз­ви­тия ма­ло­го биз­не­са для нашей стра­ны. Оно спо­соб­но ко­рен­ным об­ра­зом и без су­ще­ствен­ных ка­пи­таль­ных вло­же­ний рас­ши­рить про­из­вод­ство мно­гих по­тре­би­тель­ских то­ва­ров и услуг (в первую оче­редь для ма­ло­обес­пе­чен­но­го боль­шин­ства на­се­ле­ния) с ис­поль­зо­ва­ни­ем мест­ных ис­точ­ни­ков сырья, ре­шить про­бле­му за­ня­то­сти, уско­рить на­уч­но- тех­ни­че­ский про­гресс и со­ста­вить по­зи­тив­ную аль­тер­на­ти­ву кри­ми­наль­но­му биз­не­су.

 

(К. Ге­ра­щен­ко, уча­щий­ся 11 клас­са. ПРО­БЛЕ­МЫ МА­ЛО­ГО БИЗ­НЕ­СА И ПУТИ ИХ ПРЕ­ОДО­ЛЕ­НИЯ /Воль­ное эко­но­ми­че­ское об­ще­ство, 2008)

2

В тек­сте от­ме­че­но зна­че­ние обес­пе­че­ния со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских га­ран­тий на­се­ле­ния как фак­то­ра эко­но­ми­че­ско­го роста в стра­не. Под­твер­ди­те че­тырь­мя при­ме­ра­ми это вли­я­ние.

За­да­ние 22 № 437

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

 

 

Ключи от бу­ду­ще­го

XXI век гло­ба­ли­за­ции и ин­фор­ма­ти­за­ции не толь­ко от­кры­ва­ет новые воз­мож­но­сти эко­но­ми­че­ско­го роста, со­ци­аль­но­го про­грес­са, уре­гу­ли­ро­ва­ния меж­го­су­дар­ствен­ных кон­флик­тов, но также по­вы­ша­ет уяз­ви­мость че­ло­ве­ка, со­зда­ет вы­зо­вы, от­ве­ты на ко­то­рые не под силу част­но­му ка­пи­та­лу и тре­бу­ют как меж­ду­на­род­ных уси­лий, так и на­ци­о­наль­ной по­ли­ти­ки по­вы­ше­ния устой­чи­во­сти об­ще­ства, со­ци­аль­ной за­щи­щен­но­сти каж­до­го че­ло­ве­ка к воз­дей­ствию внеш­них и внут­рен­них угроз, пре­вра­ще­ния со­ци­аль­ной со­став­ля­ю­щей в клю­че­вой эле­мент го­су­дар­ствен­ной стра­те­гии.

 

Осо­зна­ние не­об­хо­ди­мо­сти от­вет­ствен­но­сти го­су­дар­ства за эко­но­ми­че­скую и со­ци­аль­ную за­щи­щен­ность каж­до­го его жи­те­ля стало до­ми­ни­ру­ю­щей тен­ден­ци­ей раз­ви­тия в про­шлом сто­ле­тии... Опыт раз­ных стран по­ка­зы­ва­ет, что обес­пе­че­ние со­ци­аль­но- эко­но­ми­че­ских га­ран­тий на­се­ле­нию яв­ля­ет­ся не толь­ко усло­ви­ем со­ци­аль­ной ста­биль­но­сти, но также важ­ней­шим фак­то­ром тру­до­вой мо­ти­ва­ции, рас­ши­ре­ния на­ло­го­вой базы, уве­ли­че­ния по­тре­би­тель­ско­го спро­са на­се­ле­ния; по­вы­ше­ния кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти тру­до­спо­соб­ных, но уяз­ви­мых на рынке труда граж­дан; более пол­но­го ис­поль­зо­ва­ния тру­до­во­го, ин­тел­лек­ту­аль­но­го, твор­че­ско­го по­тен­ци­а­ла стра­ны, а зна­чит, не толь­ко след­стви­ем, но я фак­то­ром ее эко­но­ми­че­ско­го роста.

 

Уро­вень раз­ви­тия ин­тел­лек­ту­аль­но­го по­тен­ци­а­ла и ка­че­ство «че­ло­ве­че­ско­го фак­то­ра» стали важ­ней­шим фак­то­ром, опре­де­ля­ю­щим кон­ку­рен­то­спо­соб­ность со­вре­мен­ных на­ци­о­наль­ных эко­но­ми­че­ских си­стем. Об­ра­зо­ва­ние и со­сто­я­ние здо­ро­вья на­се­ле­ния, ква­ли­фи­ка­ция тру­до­вых ре­сур­сов, на­ли­чие пе­ре­до­вых на­уч­ных школ опре­де­ля­ют сте­пень ис­поль­зо­ва­ния, вос­при­им­чи­вость тех или иных стран к до­сти­же­ни­ям на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са.

 

Со­от­вет­ствен­но, стра­ны, не спо­соб­ные обес­пе­чить адек­ват­ные стан­дар­ты об­ра­зо­ва­ния и ка­че­ство жизни сво­е­му на­се­ле­нию, ре­аль­ные га­ран­тии на удо­вле­тво­ре­ние ба­зо­вых прав лич­но­сти, ока­зы­ва­ют­ся не в со­сто­я­нии вы­дер­жи­вать тре­бо­ва­ния со­вре­мен­ной кон­ку­рент­ной борь­бы.

 

В Рос­сии, не­смот­ря на опре­де­лен­ные по­зи­тив­ные сдви­ги в ди­на­ми­ке мак­ро­эко­но­ми­че­ских по­ка­за­те­лей, не сни­жа­ет­ся остро­та таких про­блем со­ци­аль­ной сферы, как край­не вы­со­кая диф­фе­рен­ци­а­ция на­се­ле­ния по уров­ню до­хо­дов и за­ра­бот­ной платы; чрез­вы­чай­но низ­кий уро­вень за­ра­бот­ной платы, пен­сий, т. е. до­хо­дов, свя­зан­ных с ны­неш­ней или про­шлой тру­до­вой де­я­тель­но­стью, ко­то­рые не обес­пе­чи­ва­ют для зна­чи­тель­ной части на­се­ле­ния даже доход на уров­не про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма; не го­во­ря уже о раз­ме­рах ми­ни­маль­ной за­ра­бот­ной платы, не вы­пол­ня­ю­щей свои эко­но­ми­че­ские и со­ци­аль­ные функ­ции.

 

Такая си­ту­а­ция яв­ля­ет­ся тор­мо­зом раз­ви­тия внут­рен­не­го спро­са, рас­ши­ре­ния на­ло­го­вой базы, не го­во­ря уже о бед­ствен­ном по­ло­же­нии на­се­ле­ния...

 

Не­смот­ря на то, что в по­след­ние годы в Рос­сии на­ме­ти­лись по­зи­тив­ные сдви­ги в на­прав­ле­нии со­ци­аль­ной ори­ен­та­ции бюд­жет­ных ас­сиг­но­ва­ний, на се­го­дняш­ний день глав­ным при­о­ри­те­том бюд­жет­ной по­ли­ти­ки оста­ют­ся пла­те­жи по го­су­дар­ствен­но­му долгу (35,9% рас­ход­ной части фе­де­раль­но­го бюд­же­та на 2002 г.), в то время как рас­хо­ды на со­ци­аль­ную по­ли­ти­ку со­став­ля­ют всего 27,5% (в США на со­ци­аль­ные ста­тьи при­хо­дит­ся около 2 /3 фе­де­раль­но­го бюд­же­та)... Дви­же­ние к «со­ци­аль­но­му го­су­дар­ству» (ка­ко­вым объ­яви­ла себя Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция со­глас­но ста­тье 7 Кон­сти­ту­ции) обя­зы­ва­ет прин­ци­пи­аль­но уси­лить со­ци­аль­ную ори­ен­та­цию бюд­же­та и кон­троль за ее ис­пол­не­ни­ем.

 

Л.Ф. Ле­бе­де­ва

3

При­ве­ди­те два кри­те­рия, ле­жа­щие в ос­но­ве вы­де­ле­ния раз­лич­ных видов ин­фля­ции.

За­да­ние 22 № 622

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

 

 

Ин­фля­ция и ее виды

Под ин­фля­ци­ей по­ни­ма­ет­ся дис­ба­ланс спро­са и пред­ло­же­ния (на­ру­ше­ние об­ще­го рав­но­ве­сия), про­яв­ля­ю­щий­ся в общем росте цен. Но это не озна­ча­ет, что в пе­ри­од ин­фля­ции рас­тут все цены. Цены на одни то­ва­ры могут расти, на дру­гие могут оста­вать­ся ста­биль­ны­ми; цены на одни то­ва­ры могут расти быст­рее, чем на дру­гие, В ос­но­ве этих про­пор­ций лежит раз­ное со­от­но­ше­ние между спро­сом и пред­ло­же­ни­ем и раз­лич­ная эла­стич­ность.

 

Ин­фля­цию можно опре­де­лить как «не­пре­рыв­ный общий рост цен». И в этом слу­чае клю­че­вы­ми сло­ва­ми будут «не­пре­рыв­ный», т. е. рост цен, про­ис­хо­дя­щий по­сто­ян­но, и «общий», т. е. по­вы­ше­ние цен охва­ты­ва­ет все рынки. А что про­ис­хо­дит с день­га­ми? Они обес­це­ни­ва­ют­ся, па­да­ет их по­ку­па­тель­ная спо­соб­ность.

 

Од­на­ко не вся­кое по­вы­ше­ние цен слу­жит по­ка­за­те­лем ин­фля­ции...

 

С точки зре­ния про­яв­ле­ния раз­ли­ча­ют от­кры­тую и по­дав­лен­ную ин­фля­цию. Пер­вая ха­рак­тер­на для стран с ры­ноч­ной эко­но­ми­кой, где вза­и­мо­дей­ствие спро­са и пред­ло­же­ния спо­соб­ству­ет от­кры­то­му не­огра­ни­чен­но­му росту цен. Вто­рая — это скры­тая ин­фля­ция, при­су­щая эко­но­ми­ке с ко­манд­но-ад­ми­ни­стра­тив­ным кон­тро­лем за це­на­ми и до­хо­да­ми...

 

С точки зре­ния тем­пов роста цен вы­де­ля­ют три вида ин­фля­ции:

— уме­рен­ная, когда цены рас­тут менее, чем на 10% в год, сто­и­мость денег со­хра­ня­ет­ся. На За­па­де ее рас­смат­ри­ва­ют как мо­мент нор­маль­но­го раз­ви­тия эко­но­ми­ки, ко­то­рый не вы­зы­ва­ет осо­бо­го бес­по­кой­ства;

— га­ло­пи­ру­ю­щая ин­фля­ция — рост цен из­ме­ря­ет­ся дву­знач­ны­ми и более циф­ра­ми в год. Счи­та­ет­ся, что она опас­на для на­род­но­го хо­зяй­ства и тре­бу­ет ан­ти­иф­ля­ци­он­ных мер;

— ги­пе­рин­фля­ция — цены рас­тут аст­ро­но­ми­че­ски­ми тем­па­ми. Вести успеш­ный биз­нес в усло­ви­ях ги­пе­рин­фля­ции почти не­воз­мож­но. Речь может идти толь­ко о стра­те­гии вы­жи­ва­ния.

 

В Д. Ка­ма­ев

4

Автор го­во­рит о мерах про­во­ди­мой го­су­дар­ством по­ли­ти­ки, на­прав­лен­ной на раз­ви­тие Си­би­ри. На ос­но­ве тек­ста на­зо­ви­те два фак­то­ра бур­но­го эко­но­ми­че­ско­го роста ре­ги­о­на.

За­да­ние 22 № 770

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

 

 

ФАК­ТО­РЫ ЭКО­НО­МИ­ЧЕ­СКО­ГО РОСТА СИ­БИР­СКИХ РЕ­ГИ­О­НОВ

(на при­ме­ре Ом­ской об­ла­сти)

 

В при­ве­ден­ном ниже фраг­мен­те тек­ста автор ана­ли­зи­ру­ет раз­ви­тие Си­би­ри в усло­ви­ях ад­ми­ни­стра­тив­но-ко­манд­ной си­сте­мы в 1980-е годы.

 

...Можно при­во­дить не­ма­ло при­ме­ров, когда «сила» того или иного ве­дом­ства, его стрем­ле­ние рас­смат­ри­вать тер­ри­то­рию толь­ко как по­ли­гон для соб­ствен­но­го раз­ви­тия брали верх над ре­ги­о­наль­ны­ми ин­те­ре­са­ми и в ре­зуль­та­те при­во­ди­ли к се­рьез­ным не­га­тив­ным по­след­стви­ям на уров­не ре­ги­о­на. Так, ин­тен­сив­ное раз­ви­тие круп­ной про­мыш­лен­но­сти (ма­ши­но­стро­е­ние, неф­те­хи­мия, теп­ло­энер­ге­ти­ка) в пре­де­лах толь­ко го­ро­да Омска при­ве­ло к его ги­пер­тро­фии. Из этого есте­ствен­ным след­стви­ем воз­ни­кал целый ряд про­блем эко­ло­ги­че­ских, про­блем раз­ви­тия со­ци­аль­ной и про­из­вод­ствен­ной ин­фра­струк­ту­ры и т.д., ре­шать ко­то­рые го­су­дар­ство не спе­ши­ло, а ре­ги­он са­мо­сто­я­тель­но не мог. Не­смот­ря на бур­ные темпы роста ре­ги­о­наль­ной эко­но­ми­ки и более вы­со­кую «от­да­чу» (в 1980-х гг. вы­пуск про­дук­ции в рас­че­те на еди­ни­цу пло­ща­ди в Ом­ской об­ла­сти был выше об­ще­со­юз­но­го на 60%; сте­пень за­ня­то­сти в на­род­ном хо­зяй­стве также пре­вы­ша­ла сред­ний по стра­не), на­се­ле­ние об­ла­сти имело от­но­си­тель­но более низ­кий, чем по стра­не в целом, уро­вень жизни и уро­вень со­ци­аль­ной за­щи­ты. Так, не­про­стая эко­ло­ги­че­ская об­ста­нов­ка не ком­пен­си­ро­ва­лась раз­ви­ти­ем здра­во­охра­не­ния. В 1986 году бюд­жет­ные за­тра­ты по этому на­прав­ле­нию в об­ла­сти в рас­че­те на од­но­го жи­те­ля были в 2,17 раза мень­ше, чем по стра­не в целом.

 

За­пад­ная Си­бирь стала рай­о­ном за­рож­де­ния наи­бо­лее мас­со­вых и от­но­си­тель­но даль­них транс­порт­ных по­то­ков, среди ко­то­рых до­ми­ни­ру­ют по­став­ки топ­ли­ва и сырья в ев­ро­пей­скую часть стра­ны. К 1985 г. объем пе­ре­во­зок из За­пад­ной Си­би­ри на Урал, в Центр и дру­гие эко­но­ми­че­ские рай­о­ны ев­ро­пей­ской части стра­ны в де­сят­ки раз пре­вы­шал сред­ний поток в об­ме­не эко­но­ми­че­ских рай­о­нов СССР. По сути, го­су­дар­ство ме­ра­ми про­во­ди­мой им по­ли­ти­ки, ак­тив­но раз­ви­вая Си­бирь, по- преж­не­му рас­смат­ри­ва­ло ее лишь в ка­че­стве ре­сурс­но-про­из­вод­ствен­ной базы.

 

(В. АЛЕ­ЩЕН­КО. ФАК­ТО­РЫ ЭКО­НО­МИ­ЧЕ­СКО­ГО РОСТА СИ­БИР­СКИХ РЕ­ГИ­О­НОВ (на при­ме­ре Ом­ской об­ла­сти)Труды Воль­но­го эко­но­ми­че­ско­го об­ще­ства, 2008)

5

Как оце­ни­ва­ет каж­дый из ав­то­ров зна­че­ние го­су­дар­ствен­но­го пе­ре­рас­пре­де­ле­ния до­хо­дов на­се­ле­ния? По­че­му дает такую оцен­ку?

За­да­ние 22 № 1029

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

 

Долж­но ли го­су­дар­ство ре­гу­ли­ро­вать эко­но­ми­ку?

 

Уси­ле­ние роли пра­ви­тель­ства пред­став­ля­ет собой се­рьез­ную при­чи­ну ухуд­ше­ния функ­ци­о­ни­ро­ва­ния нашей эко­но­ми­ки. Не­пра­виль­ное осу­ществ­ле­ние пра­ви­тель­ством де­неж­ной и бюд­жет­ной по­ли­ти­ки спо­соб­ство­ва­ло не­ста­биль­но­сти со­во­куп­но­го про­дук­та и ин­фля­ции. Пра­ви­тель­ствен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние слу­жит глав­ной при­чи­ной сни­же­ния тем­пов роста про­из­во­ди­тель­но­сти труда и упад­ка на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских работ. Рас­ши­ре­ние пра­ви­тель­ствен­ных про­грамм пе­ре­рас­пре­де­ле­ния до­хо­дов усу­гу­би­ло не­ста­биль­ность се­мей­ной жизни, а быть может, и обу­сло­ви­ло па­де­ние рож­да­е­мо­сти. Низ­кий уро­вень на­коп­ле­ния и мед­лен­ный рост ос­нов­но­го ка­пи­та­ла яв­ля­ют­ся след­стви­ем си­сте­мы на­ло­го­об­ло­же­ния, по­ли­ти­ки пра­ви­тель­ства и рас­ши­ре­ния про­грамм со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния.

 

А. Фел­дстайн

 

Каж­дый осо­зна­ет, что рынок нуж­да­ет­ся в пра­ви­лах, чтобы из­бе­жать таких опас­но­стей, как мо­но­по­лии и оли­го­по­лии. Но для мо­но­по­лии бо­гат­ства на­столь­ко же па­губ­ны. Го­су­дар­ство не долж­но от­ка­зы­вать­ся от своей роли пе­ре­рас­пре­де­ле­ния; оно также не может от­дать рынку свою роль в раз­ви­тии... Глав­ный вызов со­сто­ит в уста­нов­ле­нии рав­но­пра­вия, и для этого го­су­дар­ство, ко­то­рое гло­ба­ли­за­ция счи­та­ет прой­ден­ным эта­пом, яв­ля­ет­ся жиз­нен­но не­об­хо­ди­мым. Толь­ко оно может уста­но­вить про­грес­сив­ное на­ло­го­об­ло­же­ние, адек­ват­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние при­ва­ти­зи­ро­ван­ных об­ще­ствен­ных услуг, под­держ­ку малых и сред­них ком­па­ний, боль­шую эф­фек­тив­ность об­ще­ствен­ных рас­хо­дов и зна­чи­тель­ное улуч­ше­ние об­ра­зо­ва­ния и здра­во­охра­не­ния.

 

Р. Аль­фон­син

6

Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста, за­пол­ни­те таб­ли­цу.

 

Мо­де­ли управ­ле­нияПре­иму­ще­стваНе­до­стат­ки
1.
2.

 

За­да­ние 22 № 1177

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1—С4.

 

Ме­недж­мент пред­ла­га­ет две ос­нов­ные мо­де­ли по­стро­е­ния си­сте­мы управ­ле­ния ор­га­ни­за­ци­ей. Ли­ней­ная мо­дель пред­став­ля­ет собой пи­ра­ми­ду, по­стро­ен­ную на под­чинённо­сти людей: у каж­до­го ру­ко­во­ди­те­ля более вы­со­ко­го уров­ня на­хо­дят­ся в под­чи­не­нии ру­ко­во­ди­те­ли более низ­ко­го уров­ня. Каж­дый ис­пол­ни­тель имеет не­по­сред­ствен­но­го ру­ко­во­ди­те­ля. При­ме­ров при­ме­не­ния такой си­сте­мы управ­ле­ния мно­же­ство: армия, служ­ба спа­се­ния, по­жар­ная ко­ман­да, си­сте­ма «ско­рой по­мо­щи». По та­ко­му прин­ци­пу ор­га­ни­зо­ва­на ра­бо­та пер­со­на­ла в ком­па­нии «Мак­до­нал­дс».

 

Ос­нов­ное пре­иму­ще­ство такой си­сте­мы управ­ле­ния — про­сто­та, пря­мые вза­и­мо­свя­зи между управ­ля­ю­щи­ми каж­до­го уров­ня и ис­пол­ни­те­ля­ми. Каж­дый чётко знает, кому он под­чи­ня­ет­ся, чьи ука­за­ния дол­жен вы­пол­нять. Ос­нов­ной же её не­до­ста­ток со­сто­ит в том, что ру­ко­во­ди­тель не может быть узким спе­ци­а­ли­стом в своей об­ла­сти, а дол­жен об­ла­дать раз­но­сто­рон­ни­ми зна­ни­я­ми.

 

Функ­ци­о­наль­ная мо­дель управ­ле­ния по­стро­е­на на вы­де­ле­нии раз­лич­ных функ­ций, ко­то­рые осу­ществ­ля­ет каж­дая ор­га­ни­за­ция. В её ос­но­ве лежит под­чинённость не кон­крет­ных людей, а вы­пол­ня­е­мых ими работ. На­при­мер, уни­вер­си­тет воз­глав­ля­ет рек­тор. У него есть за­ме­сти­те­ли — про­рек­то­ры, каж­дый из ко­то­рых от­ве­ча­ет за свою об­ласть... Сле­ду­ю­щий уро­вень управ­ле­ния — де­ка­ны фа­куль­те­тов. По­лу­ча­ет­ся, что по во­про­сам вос­пи­та­тель­ной ра­бо­ты декан под­чи­ня­ет­ся про­рек­то­ру по вос­пи­та­тель­ной ра­бо­те, по учеб­ным во­про­сам — про­рек­то­ру по учеб­ной ра­бо­те и т. д.

 

При функ­ци­о­наль­ной си­сте­ме управ­ле­ния каж­дый ру­ко­во­ди­тель от­ве­ча­ет за своё на­прав­ле­ние де­я­тель­но­сти и дол­жен быть вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ным спе­ци­а­ли­стом в дан­ной кон­крет­ной об­ла­сти зна­ний. Это зна­чи­тель­но по­вы­ша­ет эф­фек­тив­ность управ­ле­ния. Но прин­цип еди­но­на­ча­лия в функ­ци­о­наль­ной мо­де­ли, без­услов­но, на­ру­ша­ет­ся.

 

На прак­ти­ке в про­из­вод­ствен­ных ком­мер­че­ских пред­при­я­ти­ях при­ме­ня­ет­ся сме­шан­ная си­сте­ма управ­ле­ния, со­че­та­ю­щая в себе и ли­ней­ное под­чи­не­ние, и функ­ци­о­наль­ное.

 

(По ма­те­ри­а­лам эн­цик­ло­пе­дии для школь­ни­ков)