СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Обществознание
≡ обществознание
сайты - меню - вход - новости


Каталог заданий.
Политика

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 22 № 104

В каких двух фор­мах осу­ществ­ля­ет­ся ре­а­ли­за­ция прин­ци­па раз­де­ле­ния вла­стей в России? При­ве­ди­те по од­но­му при­ме­ру в ка­че­стве ил­лю­стра­ции каж­дой из на­зван­ных форм.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

 

Конституционный строй — это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер, и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.

 

В Конституции РФ (преамбула и гл. 1) находит выражение целостная система принципов конституционного строя.

К первой группе этих принципов можно отнести основы организации государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Российская Федерация — часть мирового сообщества.

 

Вторую группу принципов составляют основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение — обязанность государства.

 

Третья группа включает основы организации жизни гражданского общества... 

Российская Федерация — федеративное государство. Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма.

 

Федерализм в России выступает прежде всего как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на ее территории. Это получило выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации — республик (государств), автономной области, автономных округов, а также преобразование одних форм национальной государственности в другие.

 

Принцип федерализма способствует демократизации управления государством... Субъектами Российской Федерации наряду с национально-государственными образованиями признаются края, области, города федерального значения. Таким образом, Российская Федерация построена на сочетании территориальных и национально-территориальных начал образования ее субъектов.

 

Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление ее на основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства.

 

Принцип разделения властей находит свое проявление также в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

 

(И.А. Андреева )

1
Задание 21 № 103

Какие три группы принципов конституционного строя называет автор?

Предметная область: Политика. Органы государственной власти Российской Федерации, Политика. Федеративное устройство Российской Федерации, Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя

2
Задание 23 № 105

Данный текст ха­рак­те­ри­зу­ет Рос­сию как демократическое, фе­де­ра­тив­ное и пра­во­вое государство. Опи­ра­ясь на зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, дру­гих учеб­ных дисциплин, на­зо­ви­те еще две характеристики конституционного строя РФ. Про­ком­мен­ти­руй­те одну из дан­ных характеристик.

Предметная область: Политика. Органы государственной власти Российской Федерации, Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя

3
Задание 24 № 106

Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

Предметная область: Политика. Федеративное устройство Российской Федерации
Предметная область: Политика. Органы государственной власти Российской Федерации

2
Задание 22 № 511

Автор пе­ре­чис­ля­ет усло­вия, ко­то­рые не­об­хо­ди­мы для су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства. На­зо­ви­те три усло­вия. Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «го­су­дар­ство».


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и гражданина. (...) Правовое государство для выполнения своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граждан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные прав человека. (...) Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства — защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль над деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства.

 

Е. В. Лукашева

1
Задание 21 № 510

На­зо­ви­те прин­ци­пы пра­во­во­го го­су­дар­ства, при­ве­ден­ные ав­то­ром. Всего ука­жи­те че­ты­ре прин­ци­па.

Предметная область: Право. Право в системе социальных норм
Раздел кодификатора ФИПИ: 5.1 Право в системе социальных норм

2
Задание 23 № 512

Автор утвер­жда­ет, что ос­нов­ная функ­ция пра­во­во­го го­су­дар­ства — за­щи­та и охра­на прав и сво­бод граж­дан. При­ве­ди­те три ор­га­на го­су­дар­ствен­ной вла­сти, ко­то­рые осу­ществ­ля­ют дан­ную функ­цию в РФ и крат­ко по­яс­ни­те, каким об­ра­зом это осу­ществ­ля­ет­ся.

Предметная область: Право. Право в системе социальных норм
Раздел кодификатора ФИПИ: 5.1 Право в системе социальных норм

3
Задание 24 № 513

Автор утвер­жда­ет, что при­о­ри­тет­ным прин­ци­пом пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ют­ся есте­ствен­ные права че­ло­ве­ка, для обес­пе­че­ния ко­то­рых не­об­хо­ди­мо раз­де­ле­ние вла­стей. Опи­ра­ясь на зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса и свой жиз­нен­ный опыт, при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та, до­ка­зы­ва­ю­щих право­ту утвер­жде­ния ав­то­ра.

Предметная область: Право. Права и свободы человека и гражданина, Право. Право в системе социальных норм
Предметная область: Право. Право в системе социальных норм
Раздел кодификатора ФИПИ: 5.1 Право в системе социальных норм

3
Задание 22 № 586

Ука­жи­те опре­де­ле­ние, ко­то­рое автор дает по­ли­ти­че­ско­му кон­флик­ту. Опи­ра­ясь на зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, дру­гих учеб­ных дис­ци­плин, дайте опре­де­ле­ние по­ня­тия «пред­мет по­ли­ти­че­ско­го кон­флик­та».


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

По своей изначальной природе и характеру политические отношения представляют собой разновидность общественных отношений.

 

Важнейшей отличительной особенностью политических отношений по сравнению с социальными, экономическими, идеологическими и другими отношениями является возникновение и развитие их в связи с политикой и по поводу политики. Политика при этом понимается в самом широком смысле слова как сфера деятельности различных ее субъектов, связанная с отношениями между различными слоями общества, классами, этническими группами, нациями и другими социальными общностями, в основе которой лежит проблема завоевания, удержания или использования политической, и в особенности государственной власти. Там, где невозможно захватить государственную власть, политические партии, другие объекты политики, вступая в различные отношения друг с другом, стремятся оказывать влияние на процесс формирования и функционирования государственной власти. 

 

Политические отношения составляют важную часть всех общественных отношений. Характер их и особенности процесса из возникновения, становления и развития обуславливаются типом государственной власти (рабовладельческая, феодальная и т.п.), особенностями государственного режима (демократический, автократический и т.п.), а также другими факторами.

 

Находясь в неразрывной связи и взаимодействии с экономическими, социальными и иными отношениями, политические отношения оказывают на них значительное влияние, подвергаясь, в свою очередь, с их стороны обратному влиянию. В особенности это касается взаимосвязи и взаимодействия политических отношений с экономическими. Политические отношения, политика оказывают постоянное воздействие на экономические отношения, экономику. А последняя, со своей стороны, предопределяет в конечном счете тип, характер и другие основные параметры самой политики.

 

Важной политической категорией является категория «политической борьбы» или, как ее чаще именуют — «политического конфликта».

 

Политический конфликт определяется как противоборство двух или нескольких субъектов политических отношений, обусловленное несовместимостью (противоположностью) их интересов, потребностей, систем ценностей и знаний. Политический, так же как и любой иной, конфликт всегда связан с наличием определенных, как правило, весьма спорных, противоречивых внутренних и внешних обстоятельств и всегда имеет свой предмет...

 

В зависимости от используемых критериев политические конфликты подразделяются на различные виды. Например, в зависимости от продолжительности, от характера действующих субъектов, в зависимости от используемых ресурсов.

 

(М.Н. Марченко)

1
Задание 21 № 584

Что, по мне­нию ав­то­ра, обу­слов­ли­ва­ет ха­рак­тер по­ли­ти­че­ских от­но­ше­ний в об­ще­стве? Ука­жи­те два фак­то­ра.

Предметная область: Политика. Политическое участие
Раздел кодификатора ФИПИ: 4.12 Политическое участие

2
Задание 23 № 585

Как, по мне­нию ав­то­ра, по­ли­ти­че­ские от­но­ше­ния свя­за­ны с об­ще­ствен­ны­ми от­но­ше­ни­я­ми в дру­гих сфе­рах жиз­не­де­я­тель­но­сти об­ще­ства? При­ве­ди­те два при­ме­ра этой связи.

Предметная область: Политика. Политическое участие
Раздел кодификатора ФИПИ: 4.12 Политическое участие

3
Задание 24 № 587

Автор утвер­жда­ет, что «По­ли­ти­че­ские от­но­ше­ния, по­ли­ти­ка ока­зы­ва­ют по­сто­ян­ное воз­дей­ствие на эко­но­ми­че­ские от­но­ше­ния, эко­но­ми­ку. А по­след­няя, со своей сто­ро­ны, пред­опре­де­ля­ет в ко­неч­ном счете тип, ха­рак­тер и дру­гие ос­нов­ные па­ра­мет­ры самой по­ли­ти­ки». Опи­ра­ясь на зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, дру­гих учеб­ных дис­ци­плин и со­ци­аль­ный опыт, при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих точку зре­ния ав­то­ра.

Предметная область: Политика. Политическое участие
Раздел кодификатора ФИПИ: 4.12 Политическое участие
Предметная область: Политика. Политическое участие
Раздел кодификатора ФИПИ: 4.12 Политическое участие

4
Задание 22 № 1399

Какие три внутренних основания легитимности выделил автор? Приведите по одной авторской характеристике каждого основания. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия политическое «лидерство».


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует. Когда и почему они так поступают? Какие внутренние основания для оправдания господства и какие внешние средства служат ему опорой?

 

В принципе имеется три вида внутренних оправданий, то есть оснований легитимности (начнём с них). Во-первых, это авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет нравов, освящённых исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, — «традиционное» господство, как его осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа. Далее, авторитет внеобы-денного личного дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других, — харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или — в области политического — избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь. Наконец, господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил — господство в том виде, в каком его осуществляют современный «государственный служащий» и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении.

 

Понятно, что в действительности подчинение обусловливают чрезвычайно грубые мотивы страха и надежды — страха перед местью магических сил или властителя, надежды на потустороннее или посюстороннее вознаграждение — и вместе с тем самые разнообразные интересы. К этому мы сейчас вернёмся. Но если пытаться выяснить, на чём основана «легитимность» такой покорности, тогда, конечно, столкнёшься с указанными тремя её «чистыми» типами.

 

(М. Вебер)

1
Задание 21 № 1398

Как автор определяет государство? Что, по его мнению, в действительности обуславливает подчинение авторитету?

Предметная область: Политика. Политическое лидерство, Политика. Понятие власти
Раздел кодификатора ФИПИ: 4.13 Политическое лидерство

2
Задание 23 № 1400

Используя содержание текста и обществоведческие знания, укажите любые четыре внешних средства любого типа господства. Проиллюстрируйте одно из них конкретным примером. (Пример должен быть развернутым).

Предметная область: Политика. Политическое лидерство, Политика. Понятие власти
Раздел кодификатора ФИПИ: 4.13 Политическое лидерство

3
Задание 24 № 1401

Как тип легитимности влияет на форму государства? Используя содержание текста и знания обществоведческого курса, выскажите три предположения.

Предметная область: Политика. Политическое лидерство, Политика. Понятие власти
Раздел кодификатора ФИПИ: 4.13 Политическое лидерство
Предметная область: Политика. Политическое лидерство, Политика. Понятие власти
Раздел кодификатора ФИПИ: 4.13 Политическое лидерство

5
Задание 22 № 1510

Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «по­ли­ти­че­ская власть». Ука­жи­те любые два об­сто­я­тель­ства, вли­я­ю­щие на сни­же­ние эф­фек­тив­но­сти при­ни­ма­е­мых вла­стью по­ли­ти­че­ских ре­ше­ний, на ко­то­рые об­ра­ща­ют вни­ма­ние ав­то­ры. Какие по­след­ствия воз­мож­ны, по мне­нию ав­то­ров, в слу­чае не­над­ле­жа­ще­го ис­пол­не­ния по­ли­ти­че­ских ре­ше­ний? При­ве­ди­те любые два по­след­ствия.


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

Кризис «проникновения» отражает противоречия, которые возникают при стремлении правящих сил (прежде всего высших органов государственной власти) реализовать свои решения во всех сферах общественной жизни. В условиях модернизации соперничество групп за ресурсы власти, господство своих ценностей, властные полномочия, приводит к появлению множества центров влияния, обладающих возможностью изменять в свою пользу содержание управленческих решений (законов, установлений) центральных властей. Например, местные элиты апеллируют к местным нормам, обычаям и интересам, что при распаде хозяйственных и иных связей позволяет им сохранить и усилить свое влияние. На изменение характера принятых решений могут претендовать не только местные правящие элиты, стремящиеся к дополнительным полномочиям и прерогативам при решении политических вопросов, но и оппозиция. Снижают эффективность политического регулирования также и разнородность позиций различных групп и слоев населения, отсутствие у граждан политического опыта, иррациональные черты массового сознания, влияющие на неадекватное восприятие решений центра.

 

В результате законы, постановления и иные нормативные распоряжения властей во многом теряют свою регулирующую способность, т.е. не проникают в достаточной мере в социальные и политические отношения. Понижение эффективности решений центральных властей принижает авторитет не только режима, но и исповедуемых им ценностей. Попытки исправить положение, любой ценой «продавить» необходимые решения нередко заставляют режим перешагивать допустимые границы в политическом торге с оппонентами, толкают правящие круги к популизму, способствуют нарастанию коррупции, усиливают теневые механизмы власти.

 

Чтобы решения исполнялись, несмотря на сопротивление, правящие круги должны прежде всего формировать рациональную организацию власти. С одной стороны, к прерогативам центра следует относить только те вопросы, которые необходимо решать в масштабах всего государства (соблюдение равенства всех граждан перед законом, охрана границ, обеспечение стабильности валюты и т.д.), способствуя тем самым активному перераспределению полномочий между центром и местами, возлагая на территориальные органы управления ответственность за принятие конкретных решений по вопросам реформ в их регионах. С другой стороны, такая реорганизация власти должна сохранять вертикальную ответственность нижестоящих органов управления, препятствовать их атомизации и обеспечивать надежные формы контроля за деятельностью всех структур,задействованных в принятии и осуществлении решений. Таким образом, можно будет не только сохранить необходимую обществу централизацию управления, но и решить более общую задачу – обеспечение зависимости государства от гражданского общества.

 

(В.П. Пугачев, А.И. Соловьев)

1
Задание 21 № 1509

В чем, по мне­нию ав­то­ров, про­яв­ля­ет­ся «кри­зис про­ник­но­ве­ния» в по­ли­ти­ке? К чему при­во­дит со­пер­ни­че­ство власт­ных групп за ре­сур­сы вла­сти в усло­ви­ях мо­дер­ни­за­ции?

Предметная область: Политика. Понятие власти
Раздел кодификатора ФИПИ: 4.1 Понятие власти

2
Задание 23 № 1511

Что по­ни­ма­ют ав­то­ры под ра­ци­о­наль­ной ор­га­ни­за­ци­ей вла­сти? Опи­ра­ясь на текст, зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса и по­ни­ма­ние со­ци­аль­ных ре­а­лий ука­жи­те по два про­яв­ле­ния ре­ро­га­тив цен­траль­ной вла­сти и пол­но­мо­чий мест­ных вла­стей.

Предметная область: Политика. Понятие власти
Раздел кодификатора ФИПИ: 4.1 Понятие власти

3
Задание 24 № 1512

Ав­то­ры по­ла­га­ют, что для эф­фек­тив­но­сти го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма не толь­ко цен­тра­ли­за­ция управ­ле­ния, но «обес­пе­че­ние за­ви­си­мо­сти го­су­дар­ства от граж­дан­ско­го об­ще­ства». При­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние за­яв­лен­ной точки зре­ния.

Предметная область: Политика. Гражданское общество и государство, Политика. Понятие власти
Раздел кодификатора ФИПИ: 4.6 Гражданское общество и государство
Предметная область: Политика. Понятие власти
Раздел кодификатора ФИПИ: 4.1 Понятие власти

Пройти тестирование по этим заданиям