ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 3.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
В отличие от учебы, труд
1) осуществляется как индивидуально, так и сообща
2) позволяет удовлетворять материальные потребности
3) способствует познанию мира
4) предполагает использование специального оборудования
Ответ:
Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой
1) теоретически обоснованное знание
2) исчерпывающее знание о предмете
3) вывод, подтверждённый историческим опытом
4) знание, меняющееся по мере развития возможностей познания
Ответ:
Какая из перечисленных ситуаций могла возникнуть только в постиндустриальном обществе?
1) Жители посёлка обратились к главе администрации с просьбой организовать центр открытого доступа в Интернет.
2) В городе открылся филиал столичного университета.
3) Рабочие завода вышли на забастовку с требованием введения восьмичасового рабочего дня.
4) Чтобы прокормить младших сестру и брата, 11-летний подросток устроился работать на ткацкую фабрику.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о науке?
А. Наука вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания
о действительности.
Б. Компонентом научного знания являются эстетические оценки социальных явлений.
Потребитель выиграет в условиях рыночной экономики при
Государство выполняет ряд функций в экономической жизни общества. Что является примером правового регулирования экономической деятельности?
1. Создание наукоградов и технопарков
2. Государственное финансирование медицинских учреждений
3. Предоставление государственных заказов ряду предприятий
4. Принятие законодательства о банковской деятельности
Ответ:
В какой из приведённых ситуаций речь идёт об ипотечном кредите?
На графике отражена ситуация на рынке импортных экзотических фруктов: линия предложения S переместилась в новое положение - SI (Р — цена товара, Q - количество товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с
1) неурожаем местных фруктов и ягод
2) возникновением моды на потребление блюд из экзотических фруктов
3) высоким урожаем экзотических фруктов
4) ростом таможенных пошлин на импорт фруктов
Ответ:
Верны ли следующие суждения об измерителях экономического роста?
А. К измерителям экономического роста относят ВВП, ВНП, национальный доход.
Б. Правительство может планировать рост ВВП и проводить экономическую политику, обеспечивающую этот рост.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Какую функцию семьи иллюстрирует планирование семейного бюджета?
1. Социально-статусную
2. Репродуктивную
3. Социального контроля
4. Хозяйственно-экономическую
Ответ:
В стране Z проводился опрос учащихся 5 и 9 классов об их отношении к чтению книг.
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.
| Ответы учащихся | Учащиеся 5 класса | Учащиеся 9 класса |
|---|---|---|
| «Мне нравится читать» | 73 | 54 |
| «Я читаю потому, что этого требуют учителя и родители» | 17 | 22 |
| «Не люблю читать, скучное занятие» | 4 | 14 |
| «Чтение сейчас никому не нужно» | 6 | 10 |
Какой вывод можно сделать на основании данных таблицы?
1) Учащиеся 5 класса получают от чтения большее удовольствие, чем учащиеся 9 класса.
2) Вывод о том, что чтение сейчас никому не нужно, делают преимущественно слабоуспевающие ученики.
3) Процент тех, кто не любит читать, потому что это «скучное занятие», выше среди учащихся 5 класса, чем среди учащихся 9 класса.
4) Интерес к чтению прививают в основном средства массовой информации.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?
Объективной тенденцией развития межнациональных отношений в современном мире является
А. стремление к сохранению национального своеобразия
Б. расширение взаимосвязей во всех сферах общественной жизни.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Государство отличается от политической партии тем, что оно
1) создаёт правовые нормы
2) является политическим институтом
3) представляет общественные интересы
4) разрабатывает политические программы
Ответ:
Тоталитарный режим от демократического отличает наличие
1) профессионального аппарата управления
2) разделения властей
3) разнообразных негосударственных организаций
4) всестороннего контроля за жизнью общества
Ответ:
В стране Z прошла конституционная реформа, согласно которой парламентская республика была преобразована в президентскую. Как изменятся полномочия (статус) президента?
1) Он получит право издавать нормативные правовые акты.
2) Он будет утверждаться в должности парламентом.
3) Он возглавит правительство и исполнительную власть в целом.
4) Он получит право подписывать международные договоры.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о политической системе общества?
А. В состав политической системы общества могут входить общественные организации.
Б. В политическую систему общества входят органы государственной власти.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
К основам конституционного строя РФ отнесено положение о
1) государственном финансировании политических партий
2) государственной религии
3) приоритете государственной формы собственности
4) федеративном устройстве, основанном на государственной целостности
Ответ:
Гражданская правоспособность возникает с момента
1) достижения человеком 18-летнего возраста
2) рождения человека
3) достижения человеком 14-летнего возраста
4) достижения человеком шестилетнего возраста
Ответ:
Укажите ситуацию, в которой администрация предприятия осуществила незаконное увольнение работника.
1) Работник был уволен в связи с реорганизацией предприятия по сокращению штатов.
2) Работник был уволен в связи с истечением срока трудового договора и решением администрации его не продлевать.
3) Работник, оформивший больничный лист и не вышедший на работу, был уволен по статье за прогул.
4) Работник был уволен за систематическое нарушение им правил внутреннего трудового распорядка на предприятии.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?
А. По международному законодательству запрещаются физические и моральные пытки для получения от военнопленных каких-либо сведений.
Б. Международное гуманитарное право запрещает действия партизанских отрядов.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Запишите слово, пропущенное в таблице
| ФУНКЦИЯ МОРАЛИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
|---|---|
| ... | Обеспечивает взаимопонимание и общение людей в социуме |
| Ценностно-ориентировочная | Формирует способность самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях |
Ответ:
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «центральный банк».
1. Эмиссия денег.
2. Лицензирование финансовых организаций.
3. Установление учётной ставки.
4. Принятие законов.
5. Открытие депозитов.
6. Обеспечение расчётов правительства.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и функциями образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) формирование интеллектуального и нравственного потенциала общества и государства;
Б) воспроизводство профессиональных кадров;
B) развитие умений, способностей, интересов;
Г) освоение научных знаний, приобретение опыта и навыков;
Д) трансляция и распространение культуры в обществе.
1) социальные;
2) личностные.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Характеристика политической системы общества требует рассмотрения её отдельных компонентов. Что из перечисленного относится к нормативной подсистеме политической системы общества?
1. Политические традиции.
2. Партийный устав.
3. Политические идеалы.
4. Партийная программа.
5. Средства массовой информации.
6. Политическая культура.
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Гражданин К., 44 лет, прошёл собеседование при приёме на работу. (Б) Но работодатель отдал предпочтение другому претенденту, менее успешно прошедшему собеседование, только потому, что он моложе гражданина К. на три года. (В) Похоже, что работодатель плохо знает содержание статьи 64 Трудового кодекса РФ, не допускающей установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от возраста. (Г) Правильным со стороны гражданина К. было бы обжаловать это решение в суде. (Д) Урегулирование трудовых споров является одной из функций государства.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
| A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальная система постоянно изменяется: появляются новые элементы, усложняются или исчезают старые. Существует две формы____________(А): эволюция и революция. Учёные называют _________(Б) постепенный процесс появления всё более сложных социальных образований. В процессе ________(В) социальная система оказывается в неустойчивом состоянии, нарушается баланс социальных сил.
Важным является вопрос о _______(Г) социальных изменений и о факторах, их обусловливающих. Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, породило идею________(Д).
В результате этого социального явления происходит переход общества к более высокому уровню материального ________(Е) и духовного развития».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
| 1) направленность | 2) социальные изменения | 3) процесс |
| 4) потребности | 5) эволюция | 6) информация |
| 7) прогресс | 8) социальная революция | 9) благосостояние |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
| A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Иван выполнял задание по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Использование предметов, данных природой.
2. Способность к целеполаганию.
3. Забота о потомстве.
4. Приспособление к условиям окружающей среды.
5. Стремление понять окружающий мир.
6. Общение с помощью членораздельной речи.
Ответ:
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Описание объекта, метод познания, социальный эксперимент, историческая аналогия, классификация.
Ответ:
Приведите любые два примера нарушения прав туристов, названные автором. Чем он объясняет трудность определения нарушений условий договора туриста с туроператором?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Автор перечисляет возможные средства доказывания нарушенных прав. Назовите любые два и, опираясь на обществоведеские знания, на их примере поясните, какое нарушение прав может быть им подтверждено.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Автор говорит о часто встречающихся нарушениях прав граждан в сфере туризма. В рамках какого судопроизводства будет рассматриваться дело о возмещении имущественного вреда, причинённого туристу некачественным туристическим продуктом? Кто является сторонами в судопроизводстве данного вида (назовите каждую из сторон)? Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите два примера любых других дел, рассматриваемых в судопроизводстве этого вида.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какие меры юридического обеспечения прав туристов, по Вашему мнению, государство может принять в условиях рынка? Используя текст, обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите любые две меры и кратко поясните назначение каждой из них.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий общественного прогресса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о критериях общественного прогресса.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые две особенности предпринимательской деятельности. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
При устройстве на работу гражданка А. заполняла анкету, в которой указала, что она специалист с высшим образованием, происходит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса гражданки А., которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политическая элита в жизни общества». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.).
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия: «Революция — варварская форма прогресса». (Ж. Жорес)
29.2 Экономика: «Индивидуум, движимый только жаждой денег, явно болен. То же, я полагаю, можно сказать о компании, единственная цель которой — прибыль». (Р. Хэйан)
29.3 Социология, социальная психология: «Настоящий патриотизм как частное проявление любви к человечеству не уживается с неприязнью к отдельным народам». (Н. А. Добролюбов)
29.4 Политология: «Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности». (Ш. Монтескье)
29.5 Правоведение: «Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества». (Ж.-Ж. Руссо)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.