При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Запишите слово, пропущенное в таблице.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
| ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА | СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ |
|---|---|
| Потребности в воспроизводстве рода | Институт семьи и брака |
| Потребности в ... и социальном порядке | Политические институты |
Ответ:
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Социальный институт, общество как система, социальная группа, сфера общественной жизни, общественные отношения.
Ответ:
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира.
1. Наблюдение.
2. Ощущение.
3. Суждение.
4. Выдвижение гипотезы.
5. Проведение эксперимента.
6. Эмпирическое описание.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Выберите верные суждения о формационном подходе к изучению истории и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1. Формационный подход к изучению истории был сформулирован немецкими философами К. Марксом и Ф. Энгельсом.
2. Формационный подход делает акцент на общие универсальные черты в развитии различных обществ.
3. Формационный подход предполагает достижение всеми обществами одной формы
4. Основой для классификации обществ в рамках формационного подхода являются различия в
5. Для формационного подхода характерно утверждение ведущей роли личности в историческом процессе.
Ответ:
Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) наблюдение;
Б) выдвижение гипотез;
B) эксперимент;
Г) описание;
Д) измерение.
1) эмпирический уровень;
2) теоретический уровень.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Группа учёных-ихтиологов работает над проблемами экологии, исследуя динамику популяции рыб и морских животных Охотского моря. Какие факты свидетельствуют о том, что их исследование имеет прикладное значение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Учёные разработали новые методы полевых исследований.
2. Учёные дополнили информацию о систематических признаках в строении рыб.
3. Учёные изучают особенности опорно-двигательного аппарата глубоководных рыб.
4. Учёные разработали рекомендации рыболовецким судам по сохранению экологии Охотского моря.
5. Учёные направили правительству предложения по ужесточению контроля за рыбной ловлей в Охотском море.
6. Учёные отметили, что строительство нефтедобывающих платформ в районе острова Сахалин не оказало негативного эффекта на популяцию серых китов.
Ответ:
Найдите в приведенном списке последствия рыночного регулирования экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Имущественное расслоение товаропроизводителей.
2. Товарный дефицит.
3. Заинтересованность в технических новинках.
4. Полная занятость трудоспособных.
5. Преодоление цикличности развития экономики.
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и видами ценных бумаг: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) предоставляет право на участие в управлении компанией
Б) даёт право на получение фиксированного процента
B) удостоверяет отношения долга
Г) предоставляет право на безусловный возврат номинальной стоимости по истечении срока
Д) удостоверяет право обладателя на долю в капитале компании
1) облигация
2) обыкновенная акция
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Плательщиками каких налогов является коммерческая организация, которая использует общую систему налогообложения? Найдите в приведенном списке нужные позиции и запишите цифры, под которыми эти налоги указаны.
1. Налог на прибыль.
2. Налог на добавленную стоимость.
3. Налог на доходы физических лиц.
4. Налог на наследство.
5. Государственная пошлина.
Ответ:
Ha графике изображено изменение спроса на услуги работающих на коммерческой основе центров детского творчества на соответствующем рынке: кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 (на графике Р — цена товара‚ Q — количество товара).
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Увеличение количества некоммерческих кружков и секций в школах
2. Открытие новых игровых развлекательных центров и аквапарков
3. Укрупнение организаций дополнительного образования
4. Повышение популярности художественного образования детей
5. Сокращение доли детей в структуре населения
Ответ:
Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Объективные противоречия социальных конфликтов обусловлены явлениями и процессами, зависящими от воли и сознания людей.
2. Если все конфликтующие стороны проявляют склонность к компромиссу, то это не разрешает, а загоняет социальный конфликт внутрь.
3. Одним из условий возникновения социального конфликта могут стать различия в ценностях противоборствующих сторон.
4. Социальный конфликт — это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, в обществе в целом.
5. Социальный конфликт предотвращает окостенение социальной системы, открывает дорогу новым формам — инновациям.
Ответ:
В ходе социологического опроса граждан страны Z в возрасте от 18 до 35 лет был задан вопрос: «Ознакомлены ли Вы с предвыборной программой одного из кандидатов в президенты?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1. Треть опрошенных показала высокую степень осведомленности в предвыборных программах кандидатов.
2. Примерно десятая часть опрошенных не видит разницы между программами разных кандидатов.
3. Наибольшее число опрошенных не ознакомились с программами, так как не могут найти информацию.
4. Наименьшее число опрошенных заявили, что нет смысла изучать предвыборные программы кандидатов.
5. Среди респондентов меньше тех, кто не проявил интереса к предвыборным программам кандидатов, чем тех, кто изучил программы, но не проявляет интереса к избирательной компании.
Ответ:
Выберите верные утверждения о подсистемах политической системы. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1. Связи между органами исполнительной и законодательной власти при подготовке государственного бюджета — компонент институциональной подсистемы политической системы общества.
2. Либеральная политическая идеология является компонентом культурной подсистемы.
3. Примером функциональной подсистемы политической системы является средство массовой информации частный телеканал «Страна родная».
4. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» — элемент нормативной подсистемы политической системы.
5. К институциональной подсистеме политической системы общества относятся политические партии.
Ответ:
Установите соответствие между полномочиями судебной власти и судебными органами, которые ее осуществляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции по гражданским делам;
Б) дает разъяснения по вопросам судебной практики;
В) является высшим судебным органом по уголовным делам, подсудным судам общей юрисдикции;
Г) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти;
Д) разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
1. Конституционный Суд Российской Федерации;
2. Верховный Суд Российской Федерации.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Партия N выступает за сохранение существующей политической системы и экономического уклада. Какие ещё положения программы партии N свидетельствуют о том, что она придерживается консервативной идеологии? Запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.
1. Активная внешняя политика.
2. Защита традиционных религиозных и национальных ценностей.
3. Снижение налогов на крупный бизнес.
4. Поддержка развития науки и образования.
5. Естественный характер социального неравенства.
6. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Ответ:
Что из перечисленного согласно Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов Федерации? Запишите цифры, под которыми эти положения указаны.
1. Федеративное устройство и территория РФ.
2. Установление правовых основ единого рынка.
3. Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями.
4. Общие вопросы воспитания, образования.
5. Оборона и безопасность.
6. Уголовное законодательство.
Ответ:
Выберите верные суждения о дисциплинарной ответственности и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1. Дисциплинарная ответственность возникает в случае нарушения работником трудовой дисциплины.
2. Совершение работником дисциплинарного проступка всегда влечёт за собой применение к нему мер дисциплинарной ответственности.
3. Наложение дисциплинарного взыскания всегда оформляется письменным приказом работодателя.
4. Работодатель всегда может применять к работнику любые меры юридической ответственности, не запрещённые законом.
5. Работник может оспорить наложенное на него дисциплинарное взыскание.
Ответ:
Установите соответствие между гражданским и уголовным процессами и их участниками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) защитник;
Б) свидетели;
B) переводчик;
Г) эксперты;
Д) обвиняемый.
1) общее в составе участников;
2) участники только одного процесса.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Организационно-правовая форма фирмы, оказывающей услуги по ремонту обуви и сумок, — производственный кооператив. Найдите в приведённом ниже перечне черты, отличающие производственный кооператив от акционерного общества, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Объединяет нескольких мастеров, лично участвующих в оказании услуг.
2. Обязанность работников соблюдать трудовую дисциплину.
3. Получение дивидендов по итогам года.
4. Участие работников в управлении предприятием по принципу один работник — один голос на общем собрании.
5. Обязательное заключение трудового договора с работниками.
6. Распределение прибыли между работниками в соответствии с их трудовым участием.
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Наука о знании и познании выделяет различные формы __________(А), благодаря которым субъект получает первичную информацию об объекте. Отражение отдельных свойств, отдельных признаков называют __________(Б). Целостное отражение предметов в многообразии их свойств называют __________(В). Наиболее сложная форма этого этапа познания – __________(Г), поскольку здесь уже нет конкретного предмета, который отражается.
В процессе __________(Д) используются такие формы, как понятие, __________(Е), умозаключение».
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов (словосочетаний) больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
| 1) ощущение | 2) рациональное познание | 3) представление |
| 4) суждение | 5) память | 6) чувственное познание |
| 7) воображение | 8) восприятие | 9) эмпирическое познание |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какое понятие, по мнениию автора, шире: самосознание или самооценка? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «личность».
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Опираясь на текст и личный опыт, назовите любые три проявления влияния низкой самооценки на жизнь человека.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Опираясь на знание обществоведческого курса и социальный опыт, подтвердите справедливость утверждения автора: «Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни». Укажите любые три жизненные ситуации и дайте пояснения к каждой из них, в чем заключается важность адекватной самооценки.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «познание»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о видах ненаучного познания;
− одно предложение, раскрывающее один любой вид ненаучного познания.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Центральной проблемой, рассматриваемой экономической наукой, является ограниченность факторов производства. На трёх примерах покажите ограниченность такого фактора производства, как труд. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Во многих государствах введён возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Рынок труда». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия: «Исправьте условия жизни людей - и люди станут лучше, чтобы быть достойными этих условий» (X. Флетчер).
29.2 Экономика: «Нет более справедливого дохода, чем тот, который принесут земля, небо, год» (Плиний Младший).
29.3 Социология, социальная психология: «...Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости...» (Э. Золя).
29.4 Политология: «Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены её избиратели» (Дж. Б. Шоу).
29.5 Правоведение: «Любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротительные и могущие воздержать множество преступлений» (А. В. Суворов).
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.